Презентация по теме самообразования
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Грамматическая правильность речи изустной и письменной есть не только знание, но и привычка, или , лучше сказать, очень сложная и обширная система мелочных навыков выражать свою мысль правильно в речи и на письме. Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила ( а их множество), но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. Привычки же, и в особенности такие мелочные и сложные приобретаются успешно и упражняются глубоко только в самой ранней молодости. К.Д.Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_samoobrazovanie.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматическая правильность речи изустной и письменной есть не только знание, но и привычка, или , лучше сказать, очень сложная и обширная система мелочных навыков выражать свою мысль правильно в речи и на письме. Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила ( а их множество), но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. Привычки же, и в особенности такие мелочные и сложные приобретаются успешно и упражняются глубоко только в самой ранней молодости. К.Д.Ушинский
В настоящее время увеличилось число детей с нарушениями речевого развития. Таким детям тяжело в общении с ровесниками и взрослыми, их ждут трудности при обучении в школе. Поэтому развитие грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальным.
Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение им оказывает влияние на мышление ребёнка. Дети начинают мыслить более логично, учатся правильно излагать свои мысли. Не зря говорят, что грамматика - это логика языка.
Усвоение грамматического строя речи ребенком начинается во второй половине второго года жизни
Периоды в формировании грамматического строя русского языка Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней , которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения , связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет). Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.
Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами: общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов); трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения; запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи; неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей ) ; педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи
Выделяются три задачи по развитию грамматической стороны речи у детей. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования
Пути формирования грамматической стороны речи Создание благоприятной языковой среды обучении на занятиях Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие: Специальные занятия, основное содержание которых – формирование грамматически правильной речи. Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений. Часть занятия по методике развития речи. На занятиях по другим разделам программы формирование грамматических навыков в повседневном общении
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи дидактические игры игры-драматизации словесные упражнения рассматривание картин пересказ коротких рассказов и сказок Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение . Они помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения. Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, прием раскрытия словообразовательного значения слова; подбор однородных определений, дополнение предложений и др.пр.
Предметно-развивающая среда Речевая развивающая среда в группе представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи .
Дидактические игры Главным средством для формирования и закрепления грамматических навыков и умений у дошкольников являются специальные дидактические игры с грамматическим содержанием. Они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных слов и употреблении его в правильной форме. Игры на морфологию . Например, в игре с предметами «Чего не стало?» дети усваивают формы единственного и множественного числа родительского падежа.
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы: образование названий детёнышей животных; образование названий профессий; образование названий посуды; образование однокоренных слов Например, игры «Скажи ласково», «Что из чего сделано?». Дидактические игры на совершенствование синтаксического строя речи являются важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов, например: «Закончи предложение», « Доскажи словечко» «Составь предложение», «Почемучка» и др.
Игры-драматизации предоставляют возможность для воспроизведения определённых жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.
Работаем над формированием грамматического строя речи в подвижных играх Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению.
Важно ! Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи . Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. Для выявления уровня речевого развития детей можно использовать методику О.Ушаковой , Е.Струниной
Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания . Так как грамматика есть результат наблюдений человека над собственным языком, а не язык – результат грамматики, то самый рациональный прием изучения грамматики будет такой, при котором стараются обратить внимание дитяти на то, как он говорит, и только руководят его наблюдением над теми грамматическими законами, которым он бессознательно подчиняется в своей речи, усвоенной подражанием, но созданной самосознанием. Руководство наставника при этом, без сомнения, необходимо; предоставленное самому себе дитя, конечно, не сделает никаких наблюдений над таким сложным, обширным и притом невидимым явлением, каким представляется человеческое слово во всей его исторической и логической организации. Но при этом руководстве должно, сколько возможно более, оставлять самодеятельности ученику . К.Д.Ушинский
Заключение Таким образом, важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности. «Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира. Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром», писал К.С. Аксаков.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: Самообразование педагога
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя –...
Презентация по теме самообразования «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста».
целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям...
Презентация Презентация «Использование темы самообразования в образовательном процессе» (Мнемотехника)
"Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"...
Презентация по теме самообразования "Дыхательная гимнастика в детском саду"
материал по теме самообразования...
Презентация по теме самообразования «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс»
Данная тема столь обширна, что я затрону лишь несколько аспектов, основываясь на собственном опыте....
презентация по теме самообразования
устное народное творчество в развитии речи детей раннего дошкольного возраста...
Презентация по теме самообразования
В презентации представлены слайды по теме самообразования для педагогов(образец)...