Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка.

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед - специалист по ранней детской коммуникации.

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

• Органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

• Функциональные, которые препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

Причинами нарушения речи могут быть: ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Внутриутробная гипоксия

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина,

Работа на вредном производстве

Нарушения сроков вынашивания плода

Алкоголь и наркотические вещества.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.

3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.

Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины, что вызывает минимальные повреждения головного мозга.

Малая масса тела новорожденного.

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

• выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

• агрессивность, драчливость, конфликтность;

• повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

• чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

• энурез (недержание мочи);

• онанизм;

• повышенную обидчивость, ранимость;

• склонность к болезненному фантазированию.

Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.

У детей с общим недоразвитием речи, могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

10 слайд:

Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

На то, что "ребенок не говорит", жалуются родители детей разного возраста.

Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!

Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов" а в 3 года не говорит фразы - это серьезный повод для беспокойства.

Как определить, что у малыша темповая задержка речи?

Ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Иди ко мне на ручки.

Принеси мне мишку.

Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).

11 слайд:

Можно выделить некоторые дефекты речи:

ЗРР (задержка речевого развития) — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

12 слайд:

Алалия – состояние, при котором у малыша полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию, но при этом ребенок хорошо слышит. Различают сенсорную и моторную алалию. При сенсорной алалии ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;

13 слайд:

Дизартрия – это общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;

14 слайд:

Дислалия – это проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков: свистящих, шипящих, р, л. Проявляется в отсутствии, искажениях или заменах звуков.

15 слайд:

Заикание – это нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей.

16 слайд:

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.

17 слайд:

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

• Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;

• Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;

• Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;

• Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;

• При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.

18 слайд:

Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: логопед, педагог- психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья и воспитатель.

19 слайд:

Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушением речи. В детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи. Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы – логопед и воспитатель должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:

- совместное изучение содержания коррекционной программы в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

- совместная подготовка ко всем логопедическим занятиям и детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

- общая работа с родителями.

Совместная работа логопеда и воспитателя с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Педагоги обязаны систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью они совместно проводят родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, оформляют специальные стенды, папки-передвижки.

Итак, успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в общество

Слайд 3

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Слайд 4

Причины нарушений речи

Слайд 5

Причины речевых нарушений

Слайд 6

Причины речевых нарушений

Слайд 7

Причины речевых нарушений

Слайд 8

Причины речевых нарушений

Слайд 9

Внешние признаки нарушения речи детей Выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц); Агрессивность, драчливость, конфликтность Ч увство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита П овышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами С клонность к болезненному фантазированию О нанизм Э нурез (недержание мочи) П овышенную обидчивость, ранимость

Слайд 10

Нормы по развитию речи 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.

Слайд 12

Алалия – системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутреутробном или раннем периоде развития ребенка Нарушены все звеня речевой систем: •Звукопроизношение •Фонематические процессы •Словарный запас •Грамматический строй •Связная речь

Слайд 13

Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Основные проявления: •расстройство артикуляции звуков; •нарушение голосообразования; •изменение интонации, темпа, ритма речи; •нарушение речевого дыхания.

Слайд 14

Дислалия – нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

Слайд 15

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожными состояниями мышц речевого аппарата Симптомы Психические • Фобии речи • Навязчивые мысли о заикании • Характерологические нарушения личности Физические • Судороги • Нарушение просодии речи • Сопутствующие движения

Слайд 16

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо - физиологическими дефектами речевого аппарата Симптоматика: •нарушение артикуляции; •ярко выраженный носовой оттенок голоса; •голос звучит тихо и глухо; •речь напряженная.

Слайд 17

Профилактика речевых расстройств •Забота о состоянии здоровья будущих родителей •Создание условий для нормального протекания беременности и родов •Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов •Забота о правильном речевом развитии ребенка, создание необходимых для этого социально-бытовых условий

Слайд 18

Коррекционно-развивающего пространства вокруг каждого ребенка c нарушениями речевого развития

Слайд 19

Основные принципы построения системы коррекционных воздействий Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы. Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфика его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.

Слайд 20

Занятия по ИЗО деятельности (воспитатель ИЗО) Режимные моменты (воспитатели группы ) Занятия по коррекции психических процессов (педагог-психолог) Занятия по физкультуре (инструктор по ФИЗО ) Занятия по коррекции и развитию речи Занятия по экологии воспитатель Занятия по ознакомлению с окружающим, развитие связной речи, математике (воспитатели группы ) Дошкольник Муз. занятия, праздники, развлечения (музыкальный руководитель) Коррекционно-развивающего пространства вокруг каждого ребенка c нарушениями речевого развития в ДОУ

Слайд 21

Задачи воспитателя и логопеда по коррекции речи детей 1. Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать процессы, вызывающие речевой дефект. 2. Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях: а). совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики); б). воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильно восприятия); в). пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса ; г). развитие графических навыков.

Слайд 22

Интеграционная взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя Занятия по развитию речи Контроль воспитателя за речью детей в свободное время Максимальное обогащение речевой практики детей в процессе режимных моментов Осуществление воспитателем связи логопеда с родителями Методические консультации и МО логопеда для воспитателя Коррекционная работа воспитателя над речью детей в процессе занятий Присутствие воспитателя на фронтальных занятиях логопеда Вечерние логопедические занятия воспитателя Планирование работы воспитателя совместно с логопедом

Слайд 23

Успешность совместной деятельности воспитателя, логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Слайд 25

Методы работы с родителями - индивидуальные беседы; индивидуально-практические занятия; родительские пятиминутки; Консультации; мастер – классы; - совместное изготовление игр и пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...