Консультация для педагогов ДОУ на тему « Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»
консультация по развитию речи

Васильева Алла Владимировна

Консультация для педагогов ДОУ на тему « Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

на тему

« Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»

Разработала воспитатель Васильева А.В.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи детей оказывает воспитатель. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску.

В процессе формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников является развитие слухового восприятия, воспитание правильного речевого дыхания, укрепление и развитие артикуляционного аппарата.

Развитие слухового восприятия.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы:

-воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;

- различать звуки речи в словах;

- отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

- улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т.д.);

- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

- сравнивать свою речь с речью окружающих;

- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывания.

1. Что слышно?

Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.)

2. «На чем играл Зайка?»

Цель: Учить различать звучание различных музыкальных инструментов ( барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

3. «Повтори»

Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

4. «Колокольчик»

Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик..

5. «Определи, откуда звук»

Цель: определение направления звука в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Воспитание правильного речевого дыхания.

Речевое дыхание - это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза, а затем плавный выдох. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи позднего или неправильного усвоения некоторых звуков; ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний). Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

 Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.

Для этого можно проводить следующие упражнения с использованием раздаточного материала:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

  • « Определи место игрушки».
  • «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох.
  • ОДУВАНЧИК: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ
  • ПУЗЫРЬ: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

Содержание работы по формированию правильного речевого дыхания

а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.

в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

“Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

“Зоопарк”. Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Воспитатель совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

“Корова”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “му”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе “га га га” (го, гы), кошка — “мяу” и т. д.).

Укрепление и развитие артикуляционного аппарата.

 Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

         Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: "Кто как кричит?", "Что звучит?", "Чей домик?" и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.

В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т. е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается "жалом", "широкой лопаткой" и др.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

  • « Игра в хоккей». Цель: Активизация мышц языка
  • « Слоники». Цель: Активизация мышц губ
  • « Эхо». Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса
  • Упражнение «Кто лучше сделает дудочку»
  • Упражнение «Губы круглые, как бублик»
  • Упражнение «Волк воет» и т. д.
  • упражнения-пантомимы «Лягушки улыбаются «Хобот слоненка» «Трубочка» упражнения-пантомимы «Лягушки улыбаются «Хобот слоненка» «Трубочка»
  • упражнения с опорой на картинный материал
  • Произнесение по картинкам  гласных звуков: качаем куклу(ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд(УУУ), летит самолет(ЫЫЫ)

Формирование звуковой культуры речи в работе педагога

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

  • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
  • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные. Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. В младших группах занятия лучше проводить в форме дидактических игр с игрушками на звукоподражание («Угадай, кто кричит?»); рассказов-драматизаций с игрушками; рассказов педагога с включением высказываний детей.

Целесообразно использовать наглядный материал (игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр.), с которым детей знакомят заранее, т.к. повышенный к ним интерес, вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Часто также используются образец педагога, игровые приемы.

Обучение произношению начинается с гласных звуков (а, у, и, о, э), затем отрабатываются легкие в артикуляционном отношении согласные звуки. М.Е.Хватцев рекомендует такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц.

На первых порах занятия целесообразно строить на хоровых ответах, так как двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий дети еще не умеют слушать друг друга.

 дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.). Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

Для совершенствования умений по ЗКР используется разнообразный речевой материал: различные методы и приемы

  • звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
  • специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
  • сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д..

Положительное влияние на развитие речи ребенка оказывают творческие занятия:  пальчиковое рисование,  лепка т. к. стимулируют мелкую моторику и активизируют тем самым соответственные зоны мозга, которые отвечают за речь. Так что чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше будет и речь ребенка. Этому способствуют и игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п).

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики также стимулирует развитие речи.

Неоценима роль в развитии речи ребенка художественной литературы и театральной деятельности

Подводя итог хочется отметить, что  все средства:

  • Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей;
  • Чтение и прослушивание стихотворений, сказок, потешек, коротких рассказов;
  • Ролевые игры;
  • Музыкальные игры;
  • Творческие занятия
  • Пальчиковые игры
  • Игры направленные на слуховое восприятие, на правильное речевое дыхание, на укрепление и развитие артикуляции и др.

способствуют правильному звукопроизношению ребенка и к концу младшего дошкольного возраста приведет к планируемым результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

консультация для педагогов ДОУ на тему: "Звуковая культура речи"

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основными к...

Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».

План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингвальное образование как основа формирования речевой культуры дошкольников»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми  подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов  ДОУ  по теме: «Полилингваль...

Звуковая культура речи как составная часть речевой культуры

laquo;Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать» ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему « Звуковая культура, как составная часть речевой культуры»

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми....

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ, ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ

Формирование физической культуры, как составной части, целостной культуры личности дошкольников в процессе занятий хатха-йогой...