КРУГИ ЭЙЛЕРА
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Корюкина Лариса Анатольевна

КРУГИ ЭЙЛЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larisa_krugi_eylera_3.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРУГИ ЭЙЛЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Опыт работы Корюкиной Ларисы Анатольевны г.о.Красноуральск 2016год

Слайд 2

Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребёнка помогут объединенные воедино разные методы . Одним из перспективных направлений является использование наглядного моделирования, пскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Одним из методов наглядного моделирования являются круги Эйлера. Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Если говорить о видах кругов Эйлера, то можно разделить их на те, что описывают объединение каких-то понятий (например, соотношение рода и вида). А также на те, что описывают пересечение множеств по какому-то признаку. Для того чтобы этот метод был наиболее интересным, я решила соединить его с пиктограммами. Пиктограмма это- знак, отображающий узнаваемые черты предмета в схематическом виде. При составлении рассказов с помощью пиктограммам дети легче запоминают новые слова в процессе активного использования. Пиктограммы выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа ребенка. Заводная кукла Заводной автомобиль Заводные игрушки куклы автомобили

Слайд 3

Актуальность использования наглядного моделирования «кругов Эйлера» состоит в том что: Во–первых: Использование наглядного моделирования «кругов Эйлера» вызывает интерес и помогает решить проблему; Во – вторых - ускоряется процесс запоминания и усвоение материала; В – третьих дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания; В четвертых – дети учатся сопоставлять, обобщать, группировать материал, развивается речь, память, мышление.

Слайд 4

Работу я веду по следующим направлениям: 1. расширение, уточнение и активизацию словаря; 2. совершенствование грамматического строя речи; 3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; 4. совершенствование умения составлять рассказы , как описательного так и сравнительного характера; 5. развитие сенсомоторных навыков .

Слайд 5

Всю работу по развитию связной речи у детей я провожу в 4 этапа. на 1 этапе- Я учила детей кодировать информацию графическими моделями на 2 этапе- Дети учились выделять среди множеств объектов подмножества на 3 этапе- Дети учились делать графическую зарисовку пиктограммами на 4 этапе. Дети учились перекодировать информацию и на основе этого составлять сравнительный описательный рассказ .

Слайд 8

Для овладения приемом сравнительного описания я использовала заранее нарисованные схемы, круги Эйлера. Мы с детьми рисовали объекты и их свойства внутри кругов Эйлера, тем самым рассматривали множества отношений между объектами. Признаки объектов в кругах Эйлера обозначали схематично, с помощью пиктограмм. Дети сами участвовали в зарисовке символов по плану, что способствовало лучшему запоминанию закодированных детьми признаков. При перекодировании пиктограмм у детей происходил детальный разбор и привязка слова к зрительному образу. После чего дети ориентируясь на получившуюся схему составляли рассказ.

Слайд 9

Величина Для составления сравнительного описательного рассказа мы с детьми используем разнообразные пиктограммы, которые характеризуют объект и отражают основные свойства принадлежность к родовому понятию цвет голос составляющие детали качество поверхности какую пользу приносит за что нравится действия абстрактные признаки

Слайд 10

Мы с детьми остановили свой выбор на следующих пиктограммах

Слайд 13

Так например, организуя познавательную деятельность по теме «Рыбы» ,мы уточняли с детьми понятия: пресноводные, морские и аквариумные рыбы. Всех рыб на свете мы располагали в одном большом круге. Внутри рисовали три круга меньшей величины –это морские, пресноводные и аквариумные рыбы. Таким образом множество рыб были разделены на 3 класса. Затем в пересечении обручей выделяли одинаковые признаки у всех видов рыб (плотоядные и травоядные) информацию кодировали при помощи пиктограмм. Затем я побуждала детей сделать выбор о ком они будут составлять рассказ. После чего на новой схеме ребенок рисовал модель описания . В месте пересечения колец , схематично изображал одинаковые признаки выбранных объектов, по краям располагал различия. Сначала дети сравнивали объекты определяя их сходства, а затем различия. Для того чтобы речь детей была выразительной, мной использовались следующие приемы : Д/и «Какой? ,какая? какие? » ( подбери признак); Д /и «Скажи наоборот» (подбор слов антонимов); Д /и «Кто какой?» (образование сравнительной степени прилагательных); Д/и «Кого мы видим?» (согласование прилагательных с существительными; Д/и «Что делает?» (назови действия) После чего используя схему дети составляли сравнительный рассказ . Особенности организации образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 17

Щука это речная рыба. Туловище щуки покрыто чешуей. У неё большое, длинное туловище и на нем желтые пятна. Она пятнистая, быстрая, ловкая, глубоководная, острозубая. Щука питается мелкими рыбешками. Она умеет плавать, извиваться, нырять, прятаться за корягами. Из щуки можно сварить уху и приготовить котлеты. Еж это морская рыба. Он маленький его туловище покрыто иголками. Он колючий, ловкий, быстрый, большеглазый. Еж питается моллюсками и ракообразными. Он умеет плавать, нырять, раздуваться. Из ежа нельзя ничего готовить, потому что он ядовит. А Щука и морской ёж это рыбы. Они серого цвета и дышат жабрами. Это хищные рыбы. У них есть голова, жабры, туловище, плавники, хвост и острые зубы.

Слайд 18

. результаты : 1.У детей увеличится круг знаний об окружающем мире; 2.Словарный запас выходит на более высокий уровень; 3.Сформируется навык построения связного и целостного описательного рассказа; 4. Улучшаются коммуникативные навыки детей; 5.Сформируются сенсомоторные навыки .

Слайд 19

Вывод Применение кругов Эйлера и пиктограмм , значительно облегчает детям процесс составления рассказа, дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность её видеть. Круги Эйлера позволяют детям увидеть наиболее существенные признаки объекта, что помогает добывать информацию и делать сравнения. Пиктограммы помогают детям ориентируясь на зрительный образ строить свои высказывания последовательно, пользоваться распространёнными предложениями. У детей складывается определенный алгоритм построения рассказа . Применение данных методов оказало положительное влияние на развитие речи и психических процессов у детей.

Слайд 20

Раздели животных

Слайд 21

Кого не стало Ж С

Слайд 22

Д Д

Слайд 23

М

Слайд 24

По способу питания Х

Слайд 25

т в б б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круги Эйлера

В статье описано использование кругов Эйлера на занятиях с дошкольниками....

Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения ум...

Классификация видов транспорта с использованием кругов Эйлера

Конспект обобщающего занятия в подготовительной к школе группе«Классификация видов транспорта с использованием  кругов  Эйлера»Целью является закрепление знаний детей о различных видах транс...

круги Эйлера

Это пособие можно использовать на индивидуальных занятиях по расширению словаря признаков, а так же способствует развитию  словесно-логического мышления....

Круги Эйлера как средство развитие логического мышления дошкольников

Педагогический проект.  Тема по самообразованию педагога....