Роль сказки в развитии связной речи у детей
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Знакомство детей со сказками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль сказки в развитии связной речи у детей | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказки в развитии связной речи у детей
Сказки не только дарят детям радость, но и вносят в их жизнь яркое разнообразие, и что самое главное, сказки являются самым эффективным способом развития речи у дошкольников. Использование сказок в развитии речи ещё раз показывает нам основной принцип обучения – учить играя!
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
Роль сказки огромна не только в развитии связной речи, но и в других направлениях. Сказки положительно влияют на эмоциональное развитие ребенка, на его поведение, воспитывают в ребенке уверенность и веру в себя. Перечислять положительные аспекты в отношении влияния сказок на дошкольников можно бесконечно, но наша тема касается развитии связной речи, поэтому остановимся здесь более подробно.
Сказки демонстрируют детям яркость и выразительность языка, раскрывают юмор в родной речи, образные и живые выражения.
Сказки также воспитывают детей, учат быть добрыми, честными и смелые, высмеивая ложь и предательство, зло и хитрость.
Благодаря сказкам дети расширяют свой словарный запас, развивают связную логическую речь. Сказки способствуют тому, что речь у малышей становиться более красивой, яркой и эмоциональной, образной. С помощью волшебных историй они учатся задавать вопросы, складывать и собирать слова, словосочетания и предложения.
Сказки помогают детям использовать в речи готовые художественные обороты и метафоры, показывают примеры составления различных предложений, знакомят с основными грамматическими основами.
Далее ребенок пытается пересказать особо запомнившиеся отрывки из сказки, обсудить и поговорить о героях сказки, сочиняет и придумывает свою концовку, свою версию развития событий. Все это очень важно и полезно для связной речи дошкольника.
Использовать сказки с детьми можно в разной форме: пересказывать, сочинять сказочные истории, придумывать свое окончание, добавлять новых героев, проводить беседу о прочитанном, пробовать разыграть сценку из сказки, сравнить героев и иллюстрации, словесно описывать картины или героев сказок и т.п.
Еще в древние времена именно сказкам придавали большое значение в развитии и воспитании детей. Из сказок ребенок узнает много образных выражений, новых слов. С помощью сказок ребенок может, используя эпитеты, сравнения, рассказать свое отношение к прослушанному.
При использовании сказок на занятиях с дошкольниками, сначала сказку слушают, затем рассказывают, и после проживают. Данный алгоритм работы позволяет преодолевать детям языковые барьеры, хорошо понимать собеседника и чувствовать друг друга в беседе, правильно уметь выражать свои эмоции, чувства.
Роль и возможности сказки настолько велики, что использовать их для развития связной речи можно с дошкольниками разного возраста с разным уровнем развития. С помощью самостоятельного сочинения сказок, своих сказочных историй ребенок развивает и повышает свой уровень связной речи, но также развивает и монологическую речь до более сложного уровня.
Ребенок учится не только придумывать и завершать самостоятельно сказки, но и сочинять их с использованием картинок, коллективно читать с другими ребятами сказки.
Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связанной, логической речи. На решение этих проблем направлена речевая зарядка. Большое значение имеют конструирование слов, словосочетаний и предложений. Нужно обратить внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности, а использование нетрадиционных методов и приёмов в работе со сказкой помогут поддержать интерес ребёнка к книге и чтению.
В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль сказки в развитии связной речи дошкольника"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии связной речи ребенка»
Эта консультация поможет родителям понять, какую роль играют сказки в развитии правильной устной речи детей. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диал...
Роль сказки в развитии связной речи детей
В консультации рассматривается мнение учёных на роль сказки в развитии речи детей...
"Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста"
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии связной речи ребенка»
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у ...
Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста
Роль сказки в развитии связной речи у детей раннего возраста...
Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»...