Задержка речи у детей
статья по развитию речи (младшая группа)
В статье дается определение "задержки речи ",рассмотрены причины ее возникновения, виды , необходимость оказания помощи в развитии речи детей ,начиная с раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zaderzhka_rechevogo_razvitiya_u_detey.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка речевого развития у детей
Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Анализ исследований проведенных в области детской психиатрии и неврологии говорит о том , что среди различных форм аномалий психики в раннем возрасте в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. По данным Боряковой Н. Ю. по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %), второе место – с нарушениями интеллекта (более 20 %), третье – с нарушениями речи (около 20 %), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20 % .
Задержка речевого развития встречается у 3-10% детей раннего возраста.
Исследования показывают , что у большинства детей с задержкой речи интеллект сохранен, понимание речи соответствует возрастной норме. Трудности связаны с использованием активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию). Попадая в детский сад, такие дети чувствуют себя беспомощными, переживают от того, что их никто не понимает, замыкаются и перестают разговаривать. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормы увеличивается в геометрической прогрессии. По данным Н.С.Жуковой, если ребенок 3 лет отстает на 1–1,5 года, то в шестилетнем возрасте он отстает почти на 3 года.
Исследования ученых говорят о том ,что время возникновения и особенности развития речи определяются уровнем сформированности у ребенка сенсомоторной и познавательной сфер, формирование речи в раннем возрасте происходит в постоянном взаимодействии с другими функциями .
Любая задержка в речевом развитии ребенка может привести к отклонениям в его поведении и в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
Таким образом , преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста представляет в настоящее время актуальную проблему , раннее выявление этого нарушения помогает предупредить появление вторичных отклонения в развитии, а также проблемы в учебе связанные с нарушением письма и чтения.
Причинами задержки речи могут быть и социальные и биологические факторы. Для ее устранения необходима, в том числе, и целенаправленная логопедическая работа. Основой эффективности этой работы будет раннее выявление задержки речи у ребенка.
Изучением задержки речи у детей раннего возраста занимались: О.Е. Громова, Т.А. Датешидзе, Т.Н. Гирилюк, Т.Г. Визель, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, О.В. Шемякина, Ю.Ф. Гаркуша и др. Разработка содержания и методов раннего стимулирующего воздействия на речь детей раннего возраста является одним из важнейших направлений развития современной детской логопедии.
Для понимания «задержки речевого развития» нужно определить , что такое норма речевого развития. Л. С. Волкова дает такое определение : норма речи относится к общепринятым вариантам употребления языка в процессе речевой деятельности с сохранными психофизиологическими механизмами речи, поэтому нарушение речи является отклонением от языковой нормы в речи говорящего, обусловленное расстройством функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Термин «задержка речевого развития» применяется в описании раннего речевого развития у детей с отклонениями от речевой нормы, где тип нарушения речи еще не известен.
Признаками задержки речевого развития являются:
- позднее возникновение лепета;
- значительное недоразвитие и своеобразие речи;
- грамматического строя языка;
- грубые нарушения фонематического строя речи ребенка;
- слабая реакция на попытки общения в раннем возрасте;
- ограниченность словарного запаса;
- трудности в овладении грамматикой.
Активный словарь у детей с задержкой речи к 2,5 года достигает менее 20 слов. Детям трудно составлять простые фразы из двух слов .
Причины , вызывающие задержку речи , делят на органические и функциональные .
К органическим причинам относятся: заболеваниями матери во время беременности, инфекции, интоксикации, токсикозы , асфиксии, родовые травмы и др.
Каждая из перечисленных причин может привести к различным по характеру и степени тяжести отклонениям в развитии речи в зависимости от времени поражения нервной системы.
К функциональным причинам относятся:
неполноценность общения ребенка со взрослым ;
нарушение формирования привязанности ребенка к маме. Между ними должны установится устойчивые эмоционально-положительные отношения;
несвоевременная смена ведущей формы деятельности на каждом возрастном этапе;
невостребованность речи ребенком (предугадывание желаний ребенка родителями, игнорирование его молчания, в результате потребность высказывать свои желания , эмоции , просьбы у ребенка не формируется)
Задержки речи, вызванные функциональными причинами , являются менее грубыми и обратимыми в отличие от задержек органического происхождения. Дети с такой задержкой речи при проведении с ними систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект
Тяжесть и стойкость нарушения зависят также от времени и длительности воздействия неблагоприятных факторов.
Задержка речевого развития может быть как самостоятельным диагнозом, так и симптомом более серьезных нарушений.
Проблема «задержка речи» существует и создает трудности в процессе общения ребенка с окружающими, нарушает правильное формирование познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Главное в этом вопросе, не упустить период в развитии ребенка , когда можно все исправить.
А.А. Леонтьев говорил о том, что пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития
Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окр...
Конспекты по ознакомлению с окружающим и развитию речи у детей с ЗПР 6-7 лет . (К программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.)
Задания способствуют восполнению словаря, грамматического строяи связной речи ребенка....
Профилактика речевых нарушений и задержки речи у детей
Как будет говорить Ваш ребенок зависит от ВасВ чём же заключается забота о правильном речевом развитии ребенка? Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию ар...
Причины задержки речи у детей
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, г...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Консультация логопеда для родителей детей с ЗРР: «Методы лечения и коррекции детей с задержкой речи».
Своевременное овладение правильной чистой речью делает ребенка более уверенным в себе, способствует развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется ...