НОД на тему: «Наши умные помощники – органы чувств» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Любченко Елена Геннадьевна

1. Познавательное развитие.

- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.

- Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь детям понять, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.

- Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового и тактильно-двигательного восприятия.

- Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.

- Развивать умение детей анализировать, делать выводы.

- Развивать способность к сравнениям и суждениям.

- Воспитывать у детей понимание необходимости соблюдения культурно-гигиенических правил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-2.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

на тему:

«Наши умные помощники –

органы чувств»

для детей подготовительной группы

МАДОУ ЦРР д/с №131

Воспитатель:

Любченко Е.Г.

г.Калининград

-1-

Программное содержание:

1. Познавательное развитие.

- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.

- Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь детям понять, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.

- Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового и тактильно-двигательного восприятия.

- Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.

- Развивать умение детей анализировать, делать выводы.

- Развивать способность к сравнениям и суждениям.

- Воспитывать у детей понимание необходимости соблюдения культурно-гигиенических правил.

2. Речевое развитие.

- Развивать связную речь дошкольников, умение отвечать полным ответом, грамотно строить предложение.

- Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных («сладкий», «горький», «громкий», «вкусный» и т.д.).

Материал.

Фланелеграф, изображения грустных и веселых человечков, конверт с письмом, надписи: «СОС», «СПАСИБО», «ГЛАЗА», «УШИ», «РОТ», «НОС», «КОЖА», диск с релаксационной музыкой, повязка на глаза для игры, салфетки, мешочек с муляжами овощей и фруктов, игры «Угадай на вкус» и «Угадай по запаху», задания на листочках по количеству детей.

-2-

Ход занятия.

Организационный момент.

        За окном у нас, ребята, весна, ярко светит солнце, погода прекрасная, природа пробуждается от зимнего сна и от этого на душе становится тепло и радостно, поднимается настроение. А хорошее настроение всегда только у здорового человека. Что помогает нам укреплять здоровье? (Мудры).

(Дети выполняют пальцевую йогу «Мудры» - мудру «Знание» и мудру «Жизни»). Вы почувствовали, какое у вас радостное настроение? И я почувствовала. Я предлагаю вам продолжить занятие. И занятие у нас будет такое же доброе, приятное, теплое и необычное.

Сегодня к нам  в гости пришли веселые человечки. Педагог открывает фланелеграф, на котором изображены лица человечков, они очень грустные, плачут. Рядом написано: «СОС!!!» Педагог спрашивает детей о настроении человечков, можно ли их назвать веселыми и почему? Что обозначает сигнал «СОС» и в каких случаях люди им пользуются. Дети отвечают.

Педагог читает письмо от веселых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. Веселые человечки разучились пользоваться своими органами чувств и просят детей им помочь снова научиться пользоваться органами чувств.

Педагог просит детей вспомнить, какие органы чувств они знают. (Дети отвечают). Да, у нас пять органов чувств – рот (вкус), нос (обоняние), глаза (зрение), уши (слух), кожа (осязание), но на первом месте стоит зрение. Ведь глаза дают человеку 90% всей информации об окружающем мире. (Педагог показывает диаграмму).

Наша первая остановка «ГЛАЗА». (Педагог выставляет на фланелеграфе слово «ГЛАЗА»).

Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей)

С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение, цвет, форму, размер, величину. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении.

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье и это счастье человеку дают глаза. Природа позаботилась о безопасности глаз: спрятала их в углубления черепа и снабдила веками, которые закрываются, когда глазам грозят ветер, пыль, удар или другие неприятности. Защищают глаза и слезы. Они увлажняют глаза и вымывают из них пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда все иногда попадают. Но, несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. Как надо беречь глаза? (Ответы детей).

  • Не читать и не смотреть телевизор лёжа;
  • Не читать в транспорте;
  • Не растирать глаза руками, т.к. лопаются сосуды;
  • Не приближать глаза к огню, осторожно обращаться с кипятком, незнакомыми веществами;

-3-

  • Не смотреть долго и часто телевизор: не более 2-2,5 часа в неделю. Сидеть возле телевизора нужно на расстоянии не менее 2-3 метров;
  • Заниматься на компьютере не более 45 минут за один сеанс;
  • Оберегать глаза от ударов;
  • Оберегать глаза от попадания в них инородных тел;
  • Чаще бывать на свежем воздухе;
  • Улучшить освещение своего рабочего места;
  • Изменить цветовой фон своего рабочего места (так например красный цвет увеличивает нагрузку на мышцы глаз и поэтому рабочее место должно быть окрашено в спокойные (желто-зеленые) тона);
  • Делать гимнастику для глаз

Выполняются упражнения для глаз.

Игра «Назови по три предмета» (Педагог называет признак, а дети быстро должны назвать по три предмета, которые имеют этот признак. Признаки: круглые, треугольные, желтые, находятся высоко, красные, квадратные, зеленые, прямоугольные, белые и т.д.)

Вторая остановка «УШИ».   (Педагог выставляет на фланелеграфе слово «УШИ»).

Для чего людям нужны уши? (Ответы детей)

Человек живет в мире звуков. Это: журчание ручейка, пение птиц, шелест листьев, музыка и то, что отличает человека от животных – речь. И слышать эти звуки нам помогают ушки. Слух – это огромная ценность для человека. И чтобы наши ушки не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила.

Как надо беречь уши? (Ответы детей).

  • Не ковырять в ушах;
  • Защищать уши от сильного ветра;
  • Защищать уши от сильного шума;
  • Не допускать попадания воды в уши;
  • Не втягивать в себя слизь из носа. Сильно не сморкаться.
  • Регулярно мыть уши влажной ваткой или тряпочкой, но ни в коем случае не чистить уши острыми предметами.
  • Выполнять гимнастику для ушей.

Выполняются упражнения с ушками.

Приходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди и скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались!

А потом, а потом, поиграем с козелком.

Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

-4-

А раз кончилась игра, наступила тишина!

Игра малой подвижности «Ау». (Педагог завязывает одному ребенку глаза. Остальные дети стоят по кругу и раскручивают водящего со словами: «___Ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя «Ау». Глазки закрывай, не робей. Кто зовет тебя  узнай поскорей». Ребенок должен угадать,  кто его позвал.)

        

Третья остановка «НОС» (Педагог выставляет на фланелеграфе слово «НОС»).

Для чего людям нужен нос? (Ответы детей)

Нос – это орган дыхания и обоняния. Все, что нас окружает, имеет определенный запах. Запахи бывают приятные и неприятные. Одному человеку определенный запах может нравиться, а другому нет. Однако есть запахи, о которых все мы думаем одинаково: «Ну и ну, опять у соседей молоко пригорело! Мама принесла свежий хлеб. Бабушка испекла вкусный пирог. Где-то совсем рядом зацвела сирень и т.д.» Итак, носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. Ребята, что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет? (Необходимо его понюхать).

Игра «Узнай по запаху».

Легко ли дышать носом при насморке и легко ли различать запахи?

Какие правила необходимо выполнять, чтобы нос был здоров?

  • Не засовывать острые предметы в нос;
  • Не тереть, не трогать нос напрасно;
  • Не бить, не ударять никого в нос;
  • Не простужаться;
  • При насморке не втягивать в себя слизь, а высмаркиваться;
  • Правильно пользоваться носовым платком;
  • Дышать носом, т.к. дыхание через нос считается единственно правильным.

Веселая физминутка.

Четвертая остановка «РОТ» (Педагог выставляет на фланелеграфе слово «РОТ»).

Для чего людям нужен рот? (Ответы детей)

Рот – это начало пути, по которому питательные вещества попадают в организм, - это начальный отдел системы пищеварения. Ртом человек также вдыхает воздух. Ротовая полость совместно с губами, языком и зубами участвует в образовании голоса и процессе речи. Во рту пища проходит своеобразный таможенный контроль, т.е. определяется её температура, жесткость и вкус. Вкусовые ощущения бывают разными, но все они происходят от смешения четырех основных вкусов. Назовите мне их. Правильно – это: соленый, кислый, сладкий и горький.

Игра «Узнай на вкус»

-5-

Какие правила необходимо выполнять, чтобы наш ротик был здоровым?

  • Не лезть в рот различными острыми предметами;
  • Не есть и не пить очень горячую и очень холодную пищу;
  • Ухаживать за зубами, ходить к врачу, если они болят;
  • Пищу в рот класть только чистыми руками;
  • Через рот не вдыхать, а только выдыхать;
  • Выполнять упражнения для язычка (они улучшают работу пищеварения и печени, способствуют улучшению дикции)

Выполняются упражнения для языка.

Остановка пятая «КОЖА» (Педагог выставляет на фланелеграфе слово «КОЖА»).

Для чего человеку нужна кожа? (Ответы детей)

Кожа покрывает все тело человека. Кожа – это броня нашего организма. Прикоснувшись к чему-нибудь, к какому-то предмету, мы сразу чувствуем, какой он. Стена шероховатая, ваза гладкая, кошачья шубка мягкая, кожей человек ощущает вибрацию, тепло, холод, боль, качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, мокрое, сухое и т.д. И не только это. Мы чувствуем, что мяч круглый, лист бумаги тонкий, кубик угловатый, потому что мы обладаем осязанием. Осязание – это еще одно из наших чувств. Этим чувством обладает кожа на всем нашем теле, но наиболее чувствительны кончики пальцев – подушечки. И сейчас мы с вами попробуем определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.

Игра «Чудесный мешочек».

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы наша кожа была здоровой:

  • Ополаскивать каждый день под душем, чтобы кожа дышала, а раз в неделю мыть все тело с мылом;
  • Необходимо носить одежду по погоде;
  • Защищать кожу от холода, от жары, от солнечных лучей летом, чтобы не получить ожог;
  • В случае повреждений обработать кожу;
  • В мороз носить рукавицы, перчатки, т.к. кожа повреждается от мороза;
  • Пользоваться только собственными туалетными принадлежностями;
  • Не трогать руками неизвестных кошек и собак.

Самомассаж лица и шеи.

Разотрем ладошки, согреем их немножко.

И теплыми ладошками умоемся как кошки.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.

-6-

Игра «Найди свой дом». (Я буду называть ощущения, а вы – показывать рукой, где у них  «дом», то есть к какому органу чувств они относятся.

Как мы узнаем, что:

- вода горячая;

- какого цвета небо;

- какой запах горячей сосиски;

- цвет травы ночью;

- есть ли камень в ботинке;

- кто выше ростом;

- мягкая ли постель;

- где тикают часы;

- далеко ли находится дом;

- где вершина елки.

Практическая работа на листочках. (Педагог предлагает обвести только те правила, которые помогают нам сохранять здоровыми наши  органы чувств).

        Педагог обращает внимание детей на фланелеграф. Там изображены лица человечков – веселые, улыбающиеся. Написано слово «СПАСИБО»!

        Дети строят «Пирамиду пожеланий» для веселых человечков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Крнспект занятие с применением социо-игровой технологии...

Тема: Наши умные помощники – органы чувств.

Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники – органы чувств"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему:"Наши умные помощники – органы чувств"...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Цель: познавательное развитие детей 5 – 6 лет в процессе познавательно – исследовательской деятельности при исследовании органов чувств у человекаЗадачи:сформировать у детей представление ...

ОД познавательное развитие на тему: «Наши умные помощники – органы чувств»

Программное содержание:1. Познавательное развитие.- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.- Определить роль органов чувств в восприятии окружающ...

ОД по познавательному развитию на тему: «Наши умные помощники – органы чувств»

Программное содержание:1. Познавательное развитие.- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.- Определить роль органов чувств в восприятии окружающ...