Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»
Разработка конспекта занятия по развитию речи
Тема: составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
Дата: 11.06.2020 г.
Составитель: Яптунай Нина Александровна
Методист: Распутина Александра Александровна
г. Салехард 2020
Цель занятия: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя;
2. Развивающие: Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.
3. Воспитательные: Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.
Тип занятия: обобщение пройденного материала
Форма занятия: интегрированное
Продолжительность: 25 минут
Участники: воспитатели, дети
Возраст обучающихся: старшая группа 5-6 лет
Оборудование и материалы: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.
Предварительная подготовка: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему «Какие бывают велосипеды?», «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц о дружбе.
Методы и приемы работы с детьми: словесные, наглядные, практические
Структура занятия:
Этап содержания | Содержание | Время |
Организационный момент Игра Основная часть Физминутка Итог занятия | Воспитатель: здравствуйте дети, сегодня мы с вами на занятии будем говорить о дружбе и я приглашаю вас в страну, которая называется "Дружба". - Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно найти половинки разноцветных кружков на полу, каждый из вас с помощью своей половинки найдет другую половинку, т.е. своего друга. Проводится игра «Найди друга» Дети ищут своего друга с помощью половинки круга. Воспитатель - молодцы ребята, вы быстро справились с заданием, все нашли своих друзей, а теперь рассаживайтесь на стульчики. -ребята, ответьте на мой вопрос: "Вы умеете дружить? У вас есть друзья в группе? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге. (Рассказы детей.) Воспитатель - Какие вы умнички, я вижу, что вы действительно умеете дружить и с добротой и уважением рассказываете о своих друзьях. - Ребята, кто хочет прочитать стихи о друге? (Дети читают стихи о дружбе.) - Друг нам в жизни очень нужен, С другом жить нам веселей, Рядом с ним в любую стужу Нам становится теплей. - Дружбой искренней и честной Нужно всем нам дорожить, Потому что, как известно, Без друзей нам не прожить. - Если плачет кто - то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему, И спросите «почему?» Это, дети, сделать надо, Плохо плакать одному! Воспитатель - Спасибо, ребята, вам за такие добрые стихи. - Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно? Сейчас я его прочитаю. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Паша. Паша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Паша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…» - Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ. - Подходите к картине для того чтобы внимательней ее рассмотреть. Воспитатель задает вопросы по картине: 1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было? Дети. - Это было летом, потому, что дети одеты по летнему. 2. Где находятся ребята? Дети. - Ребята находятся во дворе. 3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда? Дети. - Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь. 4.Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу? Дети. - Она наверное бежала и споткнулась, упала на асфальт. 5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете? Дети. - Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь. 6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице? Дети. - Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать йодом, зеленкой. 7. Что может случится, если вовремя не обработать рану? Дети. - Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека. 8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Паша Оле? Дети. - Паша предложил Оле свою помощь: отвести ее домой). 9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку? Дети. - на багажник, на раму. 10. Как поступил Паша? Дети. - Хорошо, правильно, замечательно. 11. Как можно назвать такого мальчика? Дети. - Паша - настоящий друг. Воспитатель: - Правильно ребята, Паша - настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь, отвезти Олю домой. - Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом? Дети. - Того, кто приходит другому человеку на помощь - не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне. Воспитатель: - Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь. - Ребята, а настоящий друг, каким должен быть? Дети. - Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым. Воспитатель: - Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встаем в круг. Физминутка Встаньте дети, встаньте в круг Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед) Влево вправо повернитесь, И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо) Руки к солнцу протянули, Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх) С этим лучиком в груди (руки прижать к груди) Ты на мир ясней гляди. - А теперь рассаживайтесь на свои места, но не забывайте быть вежливыми в отношении друг друга, мальчики пропускают девочек. Воспитатель: - Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом вы расскажите об этих ребятах, что с ними произошло. Образец рассказа: Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» — Оля. Оля, убегая от «кошки» — Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья! Воспитатель: - Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, то не забывайте дать название рассказу; - Расскажите о том, когда это произошло? Где? Как девочка могла поранить ногу? Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга? - Где живут мальчик и девочка: в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города? - От чего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды? - Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку? - Что ответила ему девочка? - Куда мальчик предложил довести девочку? почему? - Стоит ли ей соглашаться? Почему? - Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему? (Дети составляют свои рассказы по опорным словам (девочка – споткнуться - упасть; девочка - поранить - нога; ранка - течь - кровь; мальчик - подъехать - велосипед; мальчик – предложить – подвезти - девочка; девочка – сесть - багажник; девочка - благодарить - мальчик; мама - мазать – ранка - зеленка.) (Рассказы детей.) Воспитатель должен спросить первым более сильного ребенка. Выслушать 3-4 детей. Итог занятия. Воспитатель: - Ребята, вы сегодня составили хорошие рассказы и все они о настоящих друзьях. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем. - Настоящий друг познается в беде. - Один за всех и все за одного. - Нет друга - так ищи, а нашел - береги. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Друзья - не разлей вода. - В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай. Воспитатель: - Молодцы, ребята, я вижу, что вы действительно умеете дружить, как замечательно, что есть такая страна «Дружба». Вот и закончилось наше путешествие по стране под названием «Дружба». Мы с вами много говорили о дружбе, а я вам хочу показать небольшое кино про вас - дружных детей. (Показ презентации «Дружные дети».) Воспитатель: - Про кого мы сегодня рассказывали? Дети: - Мы рассказывали про двух ребят Олю и Пашу Воспитатель: - Как поступают настоящие друзья? Дети: - Настоящий друг всегда придет на помощь. - Друга не оставит в беде. Воспитатель: - Молодцы, всем спасибо за работу. | 2-3 минуты 5 минут 7 минут 3 минуты 5 минут 3 минуты |
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Игра
3. Основная часть
4. Физминутка
5. Итог занятия
Источник информации:
https://dohcolonoc.ru/conspect/13740-konspekt-zanyatiya-nastoyashchij-drug.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...