конспект по развитию речи на тему "Весна-красна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тайшина Елена Геннадьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_vesna-krasna.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Начальная школа п.Горнокнязевск

Разработка конспекта занятия по развитию речи

Тема: «Весна-красна»

Составитель: Тайшина Елена Геннадьевна

п. Горнокнязевск

2020

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.

Задачи:

  1. Образовательные: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
  2. Развивающие: Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
  3. Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.

Продолжительность: 30 минут

Возраст: подготовительная группа

Участники: воспитатель, дети

Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, самодвижение, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Оборудование и материал: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые); 2 фланелеграфа.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

Основная часть

Физкультминутка

Основная часть  

Заключительная часть

Воспитатель читает народные припевки:

Выгляни, солнышко, из-за гор-горы,

Выгляни, солнышко, с утренней поры.

Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?

Встретило ли, красное, ты свою сестру?

Видело ли, солнышко, старую Ягу,

Старую Ягу, ведьму Зиму?

Как она, лютая, от Весны ушла?

От красной бежала,

В мешке стужу несла,

В мешке холод несла,

Холод на землю трясла!

– Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).

- А как вы думаете, почему автор называет зиму “ведьма, старая Яга”, а весну      

- “Красная”?

- Подумайте, а почему ушла “лютая зима”? (Пригрело солнышко, стало теплее).

- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.

- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?

Март-капельник, протальник.

Апрель-водолей, березень.

Май-травень, цветень.

- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.

На доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды, животных и растений весной. По мере необходимости обращаемся к ним вместе с детьми.

- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.

- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).

- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).

- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).

- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение.

- Догадайтесь, что такое сокодвижение?

Выслушиваю детские предположения и обобщаю:

- От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

- А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки).

- А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травкой).

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

- Конечно, весной. А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)

- Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды? (Когда много солнца, погода становится теплее).

- Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом.

- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).

- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)

- А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).

- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.

- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).

- Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся –

Взвился вверх и полетел. (Повторить 4 раза).

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.

- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Солнце – солнце

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Проталина – проталины

Лист – листья

Капель – капель

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья и т.д.

Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава–зеленые; небо, сосульки - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.).

- Я вам предлагаю заняться необычным делом: из этих цветных шнурков на фланелеграфе нужно выложить весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными? У нас только два фланелеграфа. (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться по нескольку человек, чтобы получилось две группки детей, и договориться о том, кто и что будет выкладывать из шнурков.)

Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.

5 мин

15 мин

2 мин

3 мин

5 мин

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  3. Физкультминутка
  4. Основная часть  
  5. Заключительная часть

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...