Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
картотека по развитию речи (старшая группа)
Игра «Просьба»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.
Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.
Игра «Назови ласково»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.
Описание. Ребенку предлагается повторить фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые».
Например: У лисы пушистый хвост. – У лисички пушистый хвостик.или «У лисички пушистенький хвостик».
Игра «Качели»
Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: «И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_intonatsiya_i_ritm.docx | 158.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
Детский сад № 15 «Аистенок»
Игры и упражнения для развития компонентов
интонационной стороны речи
Подготовила воспитатель:
Чеботарева Диана Тагировна
Старшая группа № 5
Пушкино, 2018 г.
Игра «Просьба»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.
Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.
Игра «Назови ласково»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.
Описание. Ребенку предлагается повторить фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые».
Например: У лисы пушистый хвост. – У лисички пушистый хвостик.или «У лисички пушистенький хвостик».
Игра «Качели»
Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: «И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).
Игра «Собираемся на прогулку»
Описание. Ребенку предлагается прослушать вопросительные предложения с разным местоположением интонационного центра и ответить на вопросы, выделяя логический центр предложения интонационно:
Например: Ты наденешь куртку?
Ты носишь перчатки?
Ты наденешь шарфик? И т.п.
Ребенок повторяет вопросы, а затем сам придумывает и задает их взрослому.
Важно. Чтобы правильно передать интонацию вопроса, нужно резко повышать высоту голоса в интонационном центре высказывания.
Шапка? Твоя шапка? Ты наденешь шапку?
ТЕМП
Упражнение «Будь внимательным»
Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.
Прочитайте предложения, правильно делая паузы.
Что, болит? Что болит?
Ну, что споём? Ну что, споём?
Упражнение «Муха-Цокотуха»
Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смысломвысказывания.
Послушай стихи и вспомни, из какого произведения эти строки.
Но жуки-червяки (в среднем темпе)
Испугалися, (в среднем темпе)
По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)
Тараканы (в быстром темпе)
Под диваны, (в быстром темпе)
А козявочки (в быстром темпе)
Под лавочки, (в быстром темпе)
А букашки под кровать – (в быстром темпе
Не желают воевать! (в среднем темпе)
И никто даже с места (в медленном темпе)
Не сдвинется… (в медленном темпе)
(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)
Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся?
О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких - медленно? Как ты думаешь почему?
Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении.
Упражнение «На крыше»
Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.
Серый кот залез на крышу.
Ну а там сидели мыши. «Пробегают пальцами от коленок до макушки.
Как увидели кота,
Разбежались кто куда.
Быстро «пробегают пальцами вниз от макушки до колен.
Упражнение «Курочка и цыплята»
Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.
Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «Курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро – «цыплята клюют зернышки».
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать, (медленный темп)
А за ней ребята –
Желтые цыплята (быстрый темп).
Упражнение «Поехали, поехали»
Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.
Описание. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки:
«Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе:
«Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».
Упражнение «Барабанщик»
Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал. «Барабанчики» - осязательные «коврики» размером 18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
Игра «Осенние листочки»
Цель. Формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).
Материал. Красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.
Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Игра «Из-за леса, из-за гор»
Цель. Учить соотносить темп речи и движений.
Из-за леса, из-за гор (средний темп)
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, (медленно)
Жена на коровке, (средне)
Детки на телятках, (быстро)
Внуки на козлятках (очень быстро)
РИТМ
Упражнение «Кегли и мячи»
Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерноповторяющиеся), заданные наглядной схемой.
Материал. «Кегли» и «мячи», вырезанные из картона, фанеры илипластика.
Описание.
1-й вариант.Объяснив детям, что «кегли» (К) обозначают сильные удары, а «мячи» (м) – слабые, педагог на доске пишет(прикрепляет) определенную последовательность, например:
КмКмКмКм (двудольный метрический размер),
или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрическийразмер).
Дети составляют такую же последовательность у себя на столах ивоспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.
Усложнение. Педагог на доске может составить только один
фрагмент ритмичного рисунка, а дети, поняв последовательность,
должны продолжить ряд. Сначала проверить, как каждый ребенок
составил модель, и только после этого попросить воспроизвести
ритм в речи.
2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с определенным ритмом, например: Та-та-Та-та-Та-та… или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают «мячи и «кегли» взаданной последовательности. Затем им предлагается отхлопатьполучившийся ритм.
Упражнение «Осенний дождь»
Цель. Развитие восприятия и воспроизведения ритмическихструктур.
Описание. Поздней осенью часто идет дождь. Дождь стучит покрышам. Послушай, как стучат капли дождя, и попробуйповторить.Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов владони и:
А. назвать количество ударов.
Б. «Прохлопать» предложенный ритм.
Например: / / / / / ; / / / / ; / / / / / / .
Упражнение «Узоры»
Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерноповторяющиеся), заданные наглядной схемой.
Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.
Описание.
1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, краснаядеталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (илихлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. Послеэтого взрослый задает последовательность деталей на поверхностисвоей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу,дошкольники воспроизводят ритм.
Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагментритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадавпоследовательность.
2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, ипросит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.
Упражнение «Постучи в дверь»
Цель. Развитие чувства ритма.
Материал. Домик с окошком, карточки или мягкие игрушкиживотные.
Описание. Логопед отхлопывает ритм, произнося «тук», ребенокповторяет (каждому ребенку свой ритм). Открывается окошко, вдомике мышки (игрушки, картинки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
Интонационная сторона речи, является составной частью звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры и упражнения способствуют поддержанию интер...
Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
В помощь педагогам и родителям...
Коррекция и развитие мелодико-интонационной стороны речи и эмоциональности через пение в работе с умственно отсталыми детьми.
рекомендую для работы с детьми УО разных возрастов...
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.
Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР
В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....
Логоритмика для дошкольников 4-5 лет. Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
Одним из направлений логоритмических занятий с детьми 4-5 лет является работа по развитию компонентов интонационной стороны речи, куда входят игры и упражнения на развитие интонации, ритма, темпа речи...
Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
Представлены игры и игровые упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста....