Конспект НОД по развитию речи "Коммуникация"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Вора Яна Игоревна

Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: «Коммуникация»

Задачи:

  1. Образовательная: закреплять умения детей в составлении и чтении слов по слогам; четко проговаривать звуки в словах, способствовать речевому развитию дошкольника; закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, мягкий, твердый; закреплять с детьми звуковой разбор слов с помощью схем.
  2. Развивающая: развивать память, внимание, логическое мышление при разгадывании загадок, ребусов.
  3. Воспитательная: отражать настроение при помощи жестов, мимики, действий, языком красок и звуков.

Оборудование: карточки-задания, карточки-слоги, модели слов с картинкой, цветные фишки, цветные карточки с буквами, магнитная доска.

Ход занятия

п/п

Наименование этапа

Содержание материала

1

Подготовительный

- Ребята, к нам пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Сядьте удобнее я вам все расскажу. Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными, белыми. Вот как сейчас. Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания.

- Поможем им, ребята? (Да).

2

Основной

Нашей помощницей станет для нас - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания.

- Послушайте музыку (Звучит «Шуточка»Шостакович) и скажите: Что она выражает? (музыка выражает веселье, радость, задор, хорошее настроение). А чтобы ваше настроение стало еще лучше, я вам предлагаю поиграть.

Игра «Дрозд».

Игроки образуют два круга, равные по численности. Внутренний круг – мальчики, внешний – девочки. Внутренний круг поворачивается спиной в центр, а внешний – лицом к центру (образуются пары). Далее все вместе произносят следующие слова (при этом также выполняя определенные движения): «Я дрозд и ты дрозд (открытой ладонью показывают на себя и соседа). У меня нос и у тебя нос (прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа). У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие (прикасаются к своим щечкам и к щечкам соседа). У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие (прикасаются к своим губам и к губам соседа). Мы с тобой два друга, мы любим, друг друга (обнимаются или пожимают руки, называя при этом свои имена)». После этого внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары. Игра продолжается.

- Дети скажите, пожалуйста, когда вы играли, слушали музыку, какое у вас было настроение (праздничное, веселое, радостное, бодрое).

- А если у человека не очень хорошее настроение? Каким, словом можно назвать такое настроение? (Невеселое, грустное, печальное, унылое, тоскливое.)

- Невеселое, унылое настроение бывает, например, от того, что плохая погода. Я сейчас прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой «Утро». В этом стихотворении как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, а у другого — плохое.

- Какое сегодня утро?

- Сегодня плохое утро. Сегодня скучное утро, И, кажется, будет дождь.

- Почему же плохое утро?

- Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, Серый, пасмурный день.

Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро,

И тучи уходят прочь.

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

- Какими словами, противоположными по смыслу, в стихотворении описано утро? (Плохое утро, хорошее утро; скучное утро, веселое утро.)

- Какими словами, близкими по смыслу, в стихотворении сказано про плохой день? (Хмурый, серый, пасмурный день,) (При затруднениях следует прочитать соответствующие строчки стихотворения.)

- А когда светит солнце, как мы называем такой день? (Солнечный, ясный...)

- Составьте рассказ на тему «Веселое настроение».

- Если я попрошу вас вспомнить слово, противоположное по смыслу, по значению, слову плохой, это будет какое задание — трудное или легкое? (Легкое.)

- Что еще может быть легким? (Легкая задача, легкий груз, легкий ветер.)

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «Человек несет чемодан. В нем мало вещей, он мало нагружен. Какой чемодан?.. Какой в нем груз? Дует слабый ветер, ветерок. Как об этом сказать по-другому?..»

- Как по-другому, близкими по смыслу словами, сказать про легкую задачу? (Нетрудная, несложная, простая.)

- А если задача не легкая, то какая она? (Трудная, тяжелая, сложная.)

- Если чемодан не легкий и в нем много вещей, то какой он? (Тяжелый.)

- Если ветер не легкий, а совсем наоборот, то какой он? (Сильный.)

- Вот какое это слово — легкий!

- Если мы называем какой-нибудь предмет небольшим по весу, легким, то противоположное по значению, по смыслу, слово будет... тяжелый.

- Если мы называем задачу легкой, простой, то противоположные слова... тяжелая, трудная, сложная.

- Если мы называем ветер легким, слабым, то противоположное по смыслу слово будет... сильный.

- Ребята, вы любите сказки? (Да.)

- А хотите оказаться в городе настроения и помочь жителям вернуть их прежний облик? (Да.)

- Тогда повторяйте за мной волшебные слова: Хлопну, топну, повернусь в городе тотчас окажусь.
Да и вы не отставайте и за мною повторяйте.

Дети повторяют слова, а воспитатель надевает корону и берет «волшебную палочку»

Вот и в городе мы, друзья! Фея Настроенья я.
В городе моем не скучно, там эмоции живут, встретят вас они радушно, Собирайтесь, в добрый путь!

- А чтобы помочь вернуть жителям настроение нам с вами нужно выполнить   мое задание.

1.Графический диктант – Чтобы не заблудиться, нужно проложить курс, маршрут, по которому мы с вами пойдем, а поможет нам с вами в этом фигура, а какая мы сейчас узнаем.

2кл.вверх, 1 вправо, 6 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз.

2. "Придумай предложение со словом".

Задание: У детей на столах карточки со словами, они придумывают с ними предложения. Дети определяют количество слов в предложении, какое предложение по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное).

Физкультминутка.

3."Слоговой аукцион".

На ковре в разном порядке лежат карточки-слоги.

Задание: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово.

В результате получаем слова: Гуси, мыло, Кино, Ваза, Луна, Книга.

4. "Назови звуки".

На столах у каждого ребенка лежат модели слов с картинками и цветные фишки (красные обозначают гласный звук, зеленые - согласный мягкий, синие - согласный твердый).

Задание: назвать, что или кто изображен на картинке, назвать звуки, их количество, разложить соответствующие фишки на модели слова и дать характеристику каждому звуку.

5. "Живые буквы".

Каждому ребенку дана цветная карточка с буквой.

Задание: Дети выходят на ковер, делятся на группы по цвету карточек и составляют слова.

Река - красные карточки с буквами "Р", "Е", "К", "А".

Мост - желтые карточки с буквами "М", "О", "С", "Т".

Пила - зеленые карточки с буквами "П", "И", "Л", "А".

- Ну что ж, волшебство закончилось, и я приглашаю вас сесть за столы.

- Ребята, перед вами сюжетные картинки. Обратите внимание, что лица героев не нарисованы. Подумайте, какое настроение может быть у ваших героев, и дорисуйте им лица.

- В разных ситуациях люди испытывают разные эмоции. Поэтому все эмоции очень важны для людей. Они помогают людям лучше понимать друг друга.

- Давайте посмотрим, каких эмоций у нас получилось больше?

- Как вы думаете, вернули мы жителям города настроение? Давайте посмотрим.

3

Заключительный

- Вам понравилось путешествовать по городу настроения?

- Как можно сказать, какое путешествие у нас получилось?

- Спасибо вам ребята за то, что вы составили мне компанию.

- Настроенье, каково?

- Давайте подарим наше хорошее настроение нашим гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...