Конспект НОД по развитию речи "Коммуникация"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_kommunikatsiya.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Коммуникация»
Задачи:
- Образовательная: закреплять умения детей в составлении и чтении слов по слогам; четко проговаривать звуки в словах, способствовать речевому развитию дошкольника; закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, мягкий, твердый; закреплять с детьми звуковой разбор слов с помощью схем.
- Развивающая: развивать память, внимание, логическое мышление при разгадывании загадок, ребусов.
- Воспитательная: отражать настроение при помощи жестов, мимики, действий, языком красок и звуков.
Оборудование: карточки-задания, карточки-слоги, модели слов с картинкой, цветные фишки, цветные карточки с буквами, магнитная доска.
Ход занятия
№ п/п | Наименование этапа | Содержание материала |
1 | Подготовительный | - Ребята, к нам пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Сядьте удобнее я вам все расскажу. Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными, белыми. Вот как сейчас. Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания. - Поможем им, ребята? (Да). |
2 | Основной | Нашей помощницей станет для нас - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания. - Послушайте музыку (Звучит «Шуточка»Шостакович) и скажите: Что она выражает? (музыка выражает веселье, радость, задор, хорошее настроение). А чтобы ваше настроение стало еще лучше, я вам предлагаю поиграть. Игра «Дрозд». Игроки образуют два круга, равные по численности. Внутренний круг – мальчики, внешний – девочки. Внутренний круг поворачивается спиной в центр, а внешний – лицом к центру (образуются пары). Далее все вместе произносят следующие слова (при этом также выполняя определенные движения): «Я дрозд и ты дрозд (открытой ладонью показывают на себя и соседа). У меня нос и у тебя нос (прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа). У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие (прикасаются к своим щечкам и к щечкам соседа). У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие (прикасаются к своим губам и к губам соседа). Мы с тобой два друга, мы любим, друг друга (обнимаются или пожимают руки, называя при этом свои имена)». После этого внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары. Игра продолжается. - Дети скажите, пожалуйста, когда вы играли, слушали музыку, какое у вас было настроение (праздничное, веселое, радостное, бодрое). - А если у человека не очень хорошее настроение? Каким, словом можно назвать такое настроение? (Невеселое, грустное, печальное, унылое, тоскливое.) - Невеселое, унылое настроение бывает, например, от того, что плохая погода. Я сейчас прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой «Утро». В этом стихотворении как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, а у другого — плохое. - Какое сегодня утро? - Сегодня плохое утро. Сегодня скучное утро, И, кажется, будет дождь. - Почему же плохое утро? - Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, Серый, пасмурный день. Почему же не будет солнца? Сегодня хорошее утро, Сегодня веселое утро, И тучи уходят прочь. Наверное, будет солнце, Обязательно будет солнце И прохладная синяя тень. - Какими словами, противоположными по смыслу, в стихотворении описано утро? (Плохое утро, хорошее утро; скучное утро, веселое утро.) - Какими словами, близкими по смыслу, в стихотворении сказано про плохой день? (Хмурый, серый, пасмурный день,) (При затруднениях следует прочитать соответствующие строчки стихотворения.) - А когда светит солнце, как мы называем такой день? (Солнечный, ясный...) - Составьте рассказ на тему «Веселое настроение». - Если я попрошу вас вспомнить слово, противоположное по смыслу, по значению, слову плохой, это будет какое задание — трудное или легкое? (Легкое.) - Что еще может быть легким? (Легкая задача, легкий груз, легкий ветер.) Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «Человек несет чемодан. В нем мало вещей, он мало нагружен. Какой чемодан?.. Какой в нем груз? Дует слабый ветер, ветерок. Как об этом сказать по-другому?..» - Как по-другому, близкими по смыслу словами, сказать про легкую задачу? (Нетрудная, несложная, простая.) - А если задача не легкая, то какая она? (Трудная, тяжелая, сложная.) - Если чемодан не легкий и в нем много вещей, то какой он? (Тяжелый.) - Если ветер не легкий, а совсем наоборот, то какой он? (Сильный.) - Вот какое это слово — легкий! - Если мы называем какой-нибудь предмет небольшим по весу, легким, то противоположное по значению, по смыслу, слово будет... тяжелый. - Если мы называем задачу легкой, простой, то противоположные слова... тяжелая, трудная, сложная. - Если мы называем ветер легким, слабым, то противоположное по смыслу слово будет... сильный. - Ребята, вы любите сказки? (Да.) - А хотите оказаться в городе настроения и помочь жителям вернуть их прежний облик? (Да.) - Тогда повторяйте за мной волшебные слова: Хлопну, топну, повернусь в городе тотчас окажусь. Дети повторяют слова, а воспитатель надевает корону и берет «волшебную палочку» Вот и в городе мы, друзья! Фея Настроенья я. - А чтобы помочь вернуть жителям настроение нам с вами нужно выполнить мое задание. 1.Графический диктант – Чтобы не заблудиться, нужно проложить курс, маршрут, по которому мы с вами пойдем, а поможет нам с вами в этом фигура, а какая мы сейчас узнаем. 2кл.вверх, 1 вправо, 6 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз. 2. "Придумай предложение со словом". Задание: У детей на столах карточки со словами, они придумывают с ними предложения. Дети определяют количество слов в предложении, какое предложение по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное). Физкультминутка. 3."Слоговой аукцион". На ковре в разном порядке лежат карточки-слоги. Задание: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово. В результате получаем слова: Гуси, мыло, Кино, Ваза, Луна, Книга. 4. "Назови звуки". На столах у каждого ребенка лежат модели слов с картинками и цветные фишки (красные обозначают гласный звук, зеленые - согласный мягкий, синие - согласный твердый). Задание: назвать, что или кто изображен на картинке, назвать звуки, их количество, разложить соответствующие фишки на модели слова и дать характеристику каждому звуку. 5. "Живые буквы". Каждому ребенку дана цветная карточка с буквой. Задание: Дети выходят на ковер, делятся на группы по цвету карточек и составляют слова. Река - красные карточки с буквами "Р", "Е", "К", "А". Мост - желтые карточки с буквами "М", "О", "С", "Т". Пила - зеленые карточки с буквами "П", "И", "Л", "А". - Ну что ж, волшебство закончилось, и я приглашаю вас сесть за столы. - Ребята, перед вами сюжетные картинки. Обратите внимание, что лица героев не нарисованы. Подумайте, какое настроение может быть у ваших героев, и дорисуйте им лица. - В разных ситуациях люди испытывают разные эмоции. Поэтому все эмоции очень важны для людей. Они помогают людям лучше понимать друг друга. - Давайте посмотрим, каких эмоций у нас получилось больше? - Как вы думаете, вернули мы жителям города настроение? Давайте посмотрим. |
3 | Заключительный | - Вам понравилось путешествовать по городу настроения? - Как можно сказать, какое путешествие у нас получилось? - Спасибо вам ребята за то, что вы составили мне компанию. - Настроенье, каково? - Давайте подарим наше хорошее настроение нашим гостям! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...