Занятие по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по сюжетной картине.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Пермякова Ксения Сергеевна

Занятие по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по сюжетной картине.

Воспитатель: Пермякова  Ксения Сергеевна

Цель: формировать умение самостоятельно составлять связный рассказ исходя из содержания картины.

Задачи:

  1. Учить детей самостоятельно составлять рассказ.
  2. Формировать умение внимательно рассматривать сюжет картины.
  3. Развивать память, внимание.
  4. Воспитывать уважение к  своим товарищам, умение выслушивать их внимательно.
  5. Расширять словарный запас.

Материалы и оборудование: сюжетная картина по теме «Весна пришла»

Ход занятия.

Сегодня мы с вами отправимся в другой город под названием Весенний. Находится он очень далеко! На чем можно добраться до него? (варианты детей). А я предлагаю отправиться на поезде! Встали, взялись друг за друга и поехали! (звучит музыка поезд)

Ну вот, ребята, мы прибыли в город Весенний. Для начала давайте сделаем зарядку для язычка. (раздать зеркальца)

Сказка «Веселая прогулка»

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать). Повторить 3-4 раза 

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз - к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был все время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Увидел язычок, что погода хорошая, и побежал, гулять во двор. Только сошел, с крылечка, как услышал, что в травке кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт. 

Убежал ежик в клумбу с цветами.. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул «Ах, как пахнет!» Описание упражнения: вдох через нос - «нюхать» цветок: на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют и захотел, присоединиться к ним. Давай и мы со всеми поиграем в футбол Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой «надувались мячики».

 После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх – вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Наигрался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов. Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Испекли и сели  блинчики есть с ароматным,  вкусным  вареньем, да все губы испачкали.. Надо губы аккуратно облизать. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнить в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Не закрывая рот , облизывать языком верхнюю губу снаружи во внутрь; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Поел Язычок, а мама ему говорит «Пора спать!» Перед сном Язычок пошел умываться и ... правильно, чистить зубки. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка почистить за нижними зубами (влево-вправо), затем за верхними зубами.

 Умылся Язычок и пошел спать.

 

Какие изменения вы заметили в природе, когда гуляете на улице? (птицы поют, снег тает, тепло, солнце яркое, лужи, снег липкий и проваливается)

Давайте сейчас закроем глазки и послушаем, как же звучит весна (слушаем «капель»). Что вы услышали?

Сейчас давайте рассмотрим картину, которая у меня на доске. Какое это время года? Почему?

Кто изображен на картине? Во что одеты? Что они делают? Как их назовем?

 

Теперь немного отдохнем

Физминутка

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

 

А сейчас я начну составлять рассказ, а вы продолжите.

Наступила весна. Солнце стало светить ярче и пригрело землю. Прилетели первые перелетные птицы.

А теперь дальше я хочу, чтобы вы сами составили рассказ о том, что происходит с приходом весны.

 (Что происходит со снегом, когда он тает? Снег на солнце начал таять и побежали ручьи. Стала проглядывать земля.

Как зовут мальчиков? Что они сделали? Вася и Петя вышли гулять на улицу.

Как они одеты? Почему? Вася одет в голубую куртку, шапку, джинсы и ботинки. Вася одет в красную куртку, кепку и ботинки. Потому что на улице уже тепло.

Зачем они вышли на улицу? Что они делают? Они стали пускать бумажные кораблики в ручейке.)

Вам понравился наш рассказ? Трудно было? Какие признаки весны вы запомнили?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по сюжетной картине.

Воспитатель: Пермякова  Ксения Сергеевна

Цель: формировать умение самостоятельно составлять связный рассказ исходя из содержания картины.

Задачи:

  1. Учить детей самостоятельно составлять рассказ.
  2. Формировать умение внимательно рассматривать сюжет картины.
  3. Развивать память, внимание.
  4. Воспитывать уважение к  своим товарищам, умение выслушивать их внимательно.
  5. Расширять словарный запас.

Материалы и оборудование: сюжетная картина по теме «Весна пришла»

Ход занятия.

Сегодня мы с вами отправимся в другой город под названием Весенний. Находится он очень далеко! На чем можно добраться до него? (варианты детей). А я предлагаю отправиться на поезде! Встали, взялись друг за друга и поехали! (звучит музыка поезд)

Ну вот, ребята, мы прибыли в город Весенний. Для начала давайте сделаем зарядку для язычка. (раздать зеркальца)

Сказка «Веселая прогулка»

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать). Повторить 3-4 раза 

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз - к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был все время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Увидел язычок, что погода хорошая, и побежал, гулять во двор. Только сошел, с крылечка, как услышал, что в травке кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт. 

Убежал ежик в клумбу с цветами.. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул «Ах, как пахнет!» Описание упражнения: вдох через нос - «нюхать» цветок: на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют и захотел, присоединиться к ним. Давай и мы со всеми поиграем в футбол Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой «надувались мячики».

 После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх – вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Наигрался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов. Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Испекли и сели  блинчики есть с ароматным,  вкусным  вареньем, да все губы испачкали.. Надо губы аккуратно облизать. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнить в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Не закрывая рот , облизывать языком верхнюю губу снаружи во внутрь; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Поел Язычок, а мама ему говорит «Пора спать!» Перед сном Язычок пошел умываться и ... правильно, чистить зубки. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка почистить за нижними зубами (влево-вправо), затем за верхними зубами.

 Умылся Язычок и пошел спать.

Какие изменения вы заметили в природе, когда гуляете на улице? (птицы поют, снег тает, тепло, солнце яркое, лужи, снег липкий и проваливается)

Давайте сейчас закроем глазки и послушаем, как же звучит весна (слушаем «капель»). Что вы услышали?

Сейчас давайте рассмотрим картину, которая у меня на доске. Какое это время года? Почему?

Кто изображен на картине? Во что одеты? Что они делают? Как их назовем?

Теперь немного отдохнем

Физминутка

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

А сейчас я начну составлять рассказ, а вы продолжите.

Наступила весна. Солнце стало светить ярче и пригрело землю. Прилетели первые перелетные птицы.

А теперь дальше я хочу, чтобы вы сами составили рассказ о том, что происходит с приходом весны.

 (Что происходит со снегом, когда он тает? Снег на солнце начал таять и побежали ручьи. Стала проглядывать земля.

Как зовут мальчиков? Что они сделали? Вася и Петя вышли гулять на улицу.

Как они одеты? Почему? Вася одет в голубую куртку, шапку, джинсы и ботинки. Вася одет в красную куртку, кепку и ботинки. Потому что на улице уже тепло.

Зачем они вышли на улицу? Что они делают? Они стали пускать бумажные кораблики в ручейке.)

Вам понравился наш рассказ? Трудно было? Какие признаки весны вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по сюжетной картине "Волчья стая зимой"

В данном конспекте части гармонично связаны между собой, каждая из них выполняет свою функцию.Присутствие игровой мотивации на протяжении всей образовательной деятельности  поддерживает высокую р...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине "Зимующие птицы"

Конспект по развитию речи.Учит детей составлению связного рассказа по картине,учит отвечать полным предложением....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Катаемся на санках»

Цель: составление рассказа по сюжетной картинеЗадачи: формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, включаться в совместное с воспитателем расс...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет). Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».Доминирующая образовательная о...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине "Прогулка во дворе."

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности.Образовательные:-обучать детей рассматривать картину, составлять небольшой рассказ, отражающий содержание...