Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине "Прогулка во дворе."
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шешукова Наталья Олеговна

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности.

Образовательные:

-обучать детей рассматривать картину, составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины и рассказывать в определенной последовательности (по образцу воспитателя);

-совершенствовать монологическую речь детей;

-учить согласовывать прилагательные с существительными;

- учить придумывать название картины.

Развивающие:

- способствовать формированию у детей потребности правильно употреблять в собственной речи прилагательные, глаголы»;

-развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память ребенка, мышление, связную речь.

Воспитательные:

воспитывать умение слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.

- воспитывать любовь к птицам, желание их покормить зимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине "Прогулка во дворе."

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности.

Образовательные:

-обучать детей рассматривать картину, составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины и рассказывать в определенной последовательности (по образцу воспитателя);

-совершенствовать монологическую речь детей;

-учить согласовывать прилагательные с существительными;

- учить придумывать название картины.

Развивающие:

- способствовать формированию у детей потребности правильно употреблять в собственной речи прилагательные, глаголы»;

-развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память ребенка, мышление, связную речь.

Воспитательные:

воспитывать умение слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.

- воспитывать любовь к птицам, желание их покормить зимой.

Демонстрационный материал: картина "Прогулка во дворе."(Приложение1)

Предварительная работа: рассматривание альбома «Зима», серии картинок «Дети на прогулке; дидактические игры «Когда это бывает?»( игра на соответствие временам года) «Составь рассказ».

 Словарная работа:

- активизация словаря пальто, меховая шапка,

Организационный момент.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возмемься.

И друг другу улыбнемся!

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель раздает детям снежинки из бумаги и предлагает расположить снежинку на ладошке и затем подуть на нее. Сначала на правую ладошку расположить снежинку, потом на левую.

1. Основная часть.

Воспитатель показывает детям гостя- снеговика и сообщает что он хочет поиграть с ними.

Воспитатель говорит, что снеговик хочет загадать загадки и спрашивает детей, готовы ли они слушать и отгадывать?

Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало

Не видать дорог и рек-

Их укрыл пушистый (снег)

Ответы детей..

Правильно, это снег.

Воспитатель: Как можно сказать про снег, какой он? Какой он бывает?

Ответы детей..

Дети: Белый, пушистый, мягкий, холодный, блестящий, чистый, колючий, грязный, влажный, липкий.

Воспитатель:

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят

Точно в танце балеринки

Кружатся белые …(снежинки)

Дети: снежинки.

Воспитатель. Как можно сказать про снежинку, какая она?

Дети: легкая, белая, холодная, пушистая, блестящая, узорная, резная. Замечательно! А как называется природное явление, с которым мы сталкивались почти каждый день зимой, когда падает снег (снегопад).

Воспитатель:

Лес укрыла одеялом,

Льдом озера заковала,

Застудила все дома,

Это к нам пришла… (Зима)

Дети: Зима.

Воспитатель: Как можно сказать про зиму, какая она?

Дети: Холодная, снежная, морозная, волшебная, красивая.

Воспитатель хвалит за ответы детей.Вот мы отгадали все загадки снеговика, а теперь он хочет поиграть с пальчиками в пальчиковую гимнастику о зиме.

Раз, два, три,четыре, пять

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А еще в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли

Сьели суп и спать легли

Воспитатель спрашивает детей о каком времени года шла речь в пальчиковой гимнастике? Почему вы так решили? Чем дети занимаются зимой (лепят снеговиков, катаются на санках,на ледянках, играют в снежки)

2. Рассматривание картины.

Воспитатель сообщает детям, что очень хочет познакомить их с картиной.

Воспитатель показывает картину, дает детям возможность поделиться своими впечатлениями.

Хвалит за наблюдательность, но говорит, что надо рассматривать картину в определенной последовательности, тогда рассказ получится красивым без повторов.

Воспитатель. Снеговик, а ты умеешь составлять рассказ по картине?

Снеговик. Конечно, нет.

Воспитатель: Ребята, как же быть?

Дети. Поможем снеговику составить рассказ.

Вопросы.

Воспитатель. Рассмотрите картину, какое время года на ней изображено?

Дети. Зима.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети. На земле лежит снег.

Что вы видите на картине,

Детей, лавочку, снеговика, деревья, снег, птицы.

Воспитатель просит обратить внимание на девочку, которая сидит на лавочке и спрашивает какое настроение у девочки? Как одета девочка?

Дети. Одета тепло, потому что на улице холодно. Одета в шубку, шапку, шарфик, штаны, ботинки, Она веселая.

Воспитатель. Какая шапка?

Дети. Теплая, зимняя, с «помпончиком».

Воспитатель. Какие сапожки?

Дети. теплые, зимние.

Воспитатель спрашивает почему девочка веселая? Что она делает? Ведь на улице холодно?

Дети отвечают: она кормит птиц семечками.

Воспитатель спрашивает, а почему она кормит птиц? Вспомните названия этих птиц?

Дети отвечают: зимой нет насекомых и птицам нужен корм чтобы они не замерзли.

Две птицы - воробей и голубь.

Воспитатель просит обратить внимание на лавочку и спрашивает из какого материала она сделана.

Дети отвечают, что она сделана из дерева.

Воспитатель просит детей рассмотреть, что еще изображено на картине?

Дети отвечают, что на картине нарисован мальчик на горке.

Воспитатель спрашивает какое настроение у мальчика и как он одет.

Дети отвечают, что мальчик радуется, так как катается с горки. Одет мальчик тепло, поэтому ему не холодно. Он одет в шубу, шапку, шарф, штаны и валенки.

Воспитатель спрашивает у детей, а чем покрыта горка?

Дети отвечают, что на горке лед.

Воспитатель уточняет, а как же образовался лед на горке?

Дети отвечают, что горку залили водой, а когда она замерзла то превратилась в лед.

Воспитатель спрашивает, что еще изображено на картине?

Дети отвечают, что изображен снеговик.

Воспитатель: А какой снеговик?

Дети. Большой, с ведром на голове и морковкой вместо носа. Глаза угольки, а может это камешки. Снеговик держит метлу.

Воспитатель спрашивает, что еще нарисовано возле горки?

Дети отвечают, что возле горки нарисованы деревья. Воспитатель просит детей вспомнить названия эти деревьев.

Воспитатель предлагает дать название картине.

Дети предлагают: зима, горка…

Воспитатель помогает назвать картину так, чтобы в названии было отражены действия детей и время года. А давайте мы назовем картину «Прогулка зимой».  

Воспитатель спрашивает мнение детей, согласны они или нет с названием картины?

 Снеговику очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, а сейчас он хочет с вами поиграть.

Физкультминутка.

На дворе мороз и ветер.

На дворе гуляют дети

Ручки согревают.

Ручки протирают

Чтоб не зябли ножки

Мы потопаем немножко

Нам мороз не страшен

Весело мы пляшем.

3. Составление рассказа по картине.

Снеговик слушал вас и хочет попробовать составить рассказ по картине.

В зимний морозный день девочка и мальчик вышли на прогулку.

Оделась девочка в теплую шубку и шапку. Девочка вышла на улицу и увидела птиц, села на лавочку и стала кормить воробья и голубя. Девочка радовалась, что птицы клюют семечки.

Неподалёку от девочки мальчик, также тепло одетый катался с горки. Кататься с горки ему весело, так как на горке лед и санки быстро катятся.

Снег на улице белый, мягкий и пушистый. Снег покрыл деревья- ели так, что закрыл зеленые иголки на ветках и они от снега стали белые.

Воспитатель. Какой красивый рассказ получился у снеговика, да дети.

А сейчас ребята попробуйте, и вы составить короткий рассказ по картине.

Оценивая рассказы, воспитатель и снеговик хвалят тех детей, которые включили в свой рассказ определения белый, пушистый, снежная, холодная.

4. Заключительная часть.

Дети вы сегодня хорошо позанимались. Молодцы. Что мы сегодня делали?

Дети отвечают: рассматривали картину, что изображено. Составляли рассказ по картине.

Кто заглянул к нам сегодня в гости? Зачем он пришел? Во что вы поиграли со снеговиком? Чему мы научили Снеговика? Чей рассказ вам понравился?

Снеговику было очень весело в гостях, поиграть с вами, а теперь он прощается, ему пора идти.


Приложение 1 картина «Прогулка во дворе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа об игрушке. Звук «ш».

Программное содержание: -Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке. воспитывать у детей дружеские отношения друг к другу. -Учить согласовывать существительные и прилагательные в р...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа-описания по теме «Зимняя одежда».

Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Задачи: Обучающие: Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «Одежда»; учить поль...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по мнемотаблицам»

Занятие построено с учетом всех требований ФГОС. Нетрадиционный методы и приемы делают его интересным и познавательным....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

Тема: Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"Задачи:связная речь: учить давать описания зимней одежды;словарь и грамматика: учить правильно называт...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет). Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».Доминирующая образовательная о...