Методические рекомендации по использованию серии электронных логопедических игр на «Звуки «Р-Л»
методическая разработка по развитию речи

Дмитриева Ольга Гавриловна

Методические рекомендации по использованию  серии электронных  логопедических игр  на «Звуки «Р-Л»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по использованию  серии электронных  логопедических игр  на «Звуки «Р-Л»

Новочебоксарск, 2020 г.

Актуальность

 Интерактивная игра является одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации, а эмоциональные действия игры активизируют все процессы и функции психики ребенка. Следующим положительным моментом игры является то, что она способствует применению знаний в новых условиях, таким образом, осваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в образовательный процесс.

Авторские интерактивные мультимедийные логопедические игры  на звуки «Р-Л» созданы с помощью интернет-сервис LearningApps.org.

  Интерактивные мультимедийные логопедические игры, предназначены,   для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике  учитель - логопед может превратить коррекционные и обучающие игры в увлекательный способ вовлечения детей в коррекционную и образовательную деятельность. 

Каждая игра решает педагогическую задачу и также увлекательна, как и мультфильмы. Игры помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. Игры подходят для занятий с обычными детьми и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ими легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в занятие. Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу специалиста более эффективной и интересной.

 Также данные игры, созданные с помощью интернет – сервиса LearningApps.org позволяют выстраивать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. С помощью интерактивных игр можно организовать логопедическую работу по коррекции и развитию различных компонентов речи, в т.ч. и в дистанционной форме.

Дистанционная форма взаимодействия с ребенком и его родителями необходима в связи с новыми реалиями для обеспечения непрерывной и системной коррекционной работы. Благодаря дистанционным технологиям, можно заниматься с детьми не только во время карантина, но и из–за длительного перерыва по болезни. Это же относится и к летнему периоду, когда родители с детьми выезжают в отпуск за пределы постоянного место проживания, а нам необходимо, чтобы ребенок не потерял сформированные навыки и умения.

 Ссылки  с играми размещены на сайте МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка», как курс  дистанционного обучения http://www.ds16-nowch.edu21.cap.ru/?t=hry&eduid=3695&hry=./3540/270616/315092

Перечень игр:

Название приложения

Ссылка

1

Чистоговорки [Л]

https://learningapps.org/display?v=pc4kt6t3t20

2.

Чистоговорки [Р]

https://learningapps.org/display?v=p0p4k46pj20

3.

Найди слова, отличающиеся одним звуком [Р]- [Л]

https://learningapps.org/display?v=pj23h6g9520

4

Закрепляем [Р]

https://learningapps.org/display?v=pr01ndcvn20

5

Закрепляем [Л]

https://learningapps.org/display?v=p22edxpgc20

6

Различение звуков [Р] и [Л]

https://learningapps.org/display?v=p3hm3eesj20

Целевая аудитория: дети 5-6 лет

Цель интерактивных мультимедийных логопедических игр:

Интерактивные мультимедийные  логопедические игры решают задачи общего развивающего профиля, способствуют развитию детской любознательности, созданию у детей целостного представления об окружающем предметном, социальном, культурном и природном мире, о себе; помогают развитию способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и опыт; формированию навыков активного взаимодействия со взрослыми, развитию мелкой моторики, мышления и речи.

Содержание деятельности:

Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной.

Вариант 1. Интерактивная  игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивная игра может помочь на этапе контроля знаний и умений, объяснения или проверки задания. Мы используем эти игры и на индивидуальной, и на подгрупповой деятельности.  Играя с ребенком в электронную игру на индивидуальных занятиях, используют эти игры как часть упражнения в довесок к основному заданию. Материал, который разбирается с ребенком закрепляется развивающим приложением (электронной игрой), как поощрение в конце занятия. При этом педагог ребенка не оставляет  наедине с полезной игрой, а находится рядом, помогает и разъясняет то, что непонятно.  

 Игры могут проигрываться неоднократно, на разных коррекционных этапах, а применяя, различные дополнительные задания мы расширяем рамки одной игры.

Вариант 2.

Интерактивная электронная игра используется как форма взаимодействия с ребенком и его родителями.   Ссылка с игрой   отправляется   по электронной почте родителям воспитанников,  либо сообщением в социальных сетях.  Ребенок вместе с родителем играет игру. Дистанционные занятия предполагают, чтобы взрослый обязательно находился рядом с ребенком и следит за правильным произношением ребенка.

Правила безопасности при работе с электронными играми:

Очень важно использовать компьютерные игры  с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением СанПиН 2.4.1.2660-10:

  • деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
  • непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.
  • Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность работы с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

В таблице представлены  интерактивные мультимедийные  логопедические игры,

 созданные с помощью социального сервиса  LearningApps.org.

Название приложения

Название шаблона

Ссылка

Цели

Содержание деятельности

1.

Чистоговорки [Л]

Викторина с выбором правильного ответа

https://learningapps.org/display?v=pc4kt6t3t20

Автоматизировать звука [Л]  в речи детей. Улучшить дикцию детей. Способствовать развитию навыков самоконтроля за речью,  развивать память, внимание, мышление.  

Задание ребенку: Закончи чистоговорки, выбрав подходящую картинку (в рифму).
Проговори чистоговорку полностью. Внимательно следи за произношением звуков.

Задание взрослому:

1. Произносить чистоговорки сначала медленно, четко артикулируя каждый звук.

2. Постепенно увеличивать темп, не снижая при этом качество  произношения.

Чистоговорки:

Ла- ла- ла – веселая юла.

Лат-лат-лат - маме купим мы халат.

Лу- лу - лу – Коля нитку вдел в иглу

Ула – ула – ула - в море плавала акула

Ал – ал - ал - со стола упал пенал

Ол – ол - ол - в углу стоит стол

Лы – лы - лы – налетели пчелы

2

Чистоговорки [Р]

Викторина с выбором правильного ответа

https://learningapps.org/display?v=p0p4k46pj20

Автоматизировать звук [Р] в речи детей. Улучшить дикцию детей. Способствовать развитию навыков самоконтроля за речью,  развивать память, внимание, мышление.  

Задание ребенку: Закончи чистоговорки, выбрав подходящую картинку (в рифму).
Проговори чистоговорку полностью. Внимательно следи за произношением звуков.

Задание взрослому:

1. Произносить чистоговорки сначала медленно, четко артикулируя каждый звук.

2. Постепенно увеличивать темп, не снижая при этом качество  произношения.

Чистоговорки:

Ур - ур - ур - мы накормим кур.

Трос - трос - трос - вот идет матрос.

Ро - ро - ро - тут оставлено перо.

Ор - ор - ор - птица села на забор.

Ар - ар - ар – красный самовар.

Ра – ра - ра – высокая гора.

Ры - ры - ры - у нас воздушные шары.

3

Найди слова, отличающиеся одним звуком [Р]- [Л]

Распределение. Найди пару

https://learningapps.org/display?v=pj23h6g9520

Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение,  умение  дифференцировать звуки [Р] -[Л]  в своей речи, употреблять их правильно.   Развивать память, внимание, мышление.

Задание: Соедини картинки по парам таким образом, чтобы названия отличались только звуками [Р] и [Л]. Назови пары слов.

Словарь:

Лак – рак, лама – рама, град – клад,  колобок – коробок, блошка – брошка, игра – игла.

4.

Закрепляем [Р]

Распределение. Найди пару

https://learningapps.org/display?v=pr01ndcvn20

Автоматизировать звук [Р] в речи детей. Улучшить дикцию детей. Способствовать развитию    памяти, внимания.  

Задание: найди одинаковые картинки, четко проговаривай звук [Р].

Словарь: торт, гора, арбуз, жираф, дрова, роза, Буратино, рак, сыр, забор.

5.

Закрепляем [Л]

Распределение. Найди пару

https://learningapps.org/display?v=p22edxpgc20

Автоматизировать звук [Л] в речи детей. Улучшить дикцию детей. Способствовать развитию    памяти, внимания.  

Задание: найди одинаковые картинки, четко проговаривай звук [Л].

Словарь:  колобок, волк, слон, лук, дятел, стул, балалайка, акула, лампа, лак.

6

Различение звуков [Р] и [Л]

Распределение. Пазл "Угадай - ка"

https://learningapps.org/display?v=p3hm3eesj20

Дифференциация звуков [Р] - [Л]  в словах. Развитие фонематического

Задание: Назови слово, изображенное на картинке. выбери и назови картинки с заданным звуком: сначала выбери слова, в которых есть звук [Р], затем слова со звуком [Л], и в конце слова в которых есть оба звука ([Р - Л]). Если ты правильно выполнишь задание, появится картинка со скороговоркой. Проговори предложенную скороговорку.

Словарь:  

[Р] : сыр,  рыба, гитара, самовар, баран.  

[Л]: лук, белка, игла, акула, лампа.

[Р - Л]: крокодил,  зеркало , вертолет, мармелад, кресло.

Скороговорка:

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Дом звуков"

Помогает детям совершенствовать умение отсчитывать количество звуков в слове  в игровой форме....

Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Дом звуков"

Игра упражняет детей в умении отсчитывать количество звуков в слове....

Учебно-методическое пособие по теме: "Автоматизация звука "ль" по рассказу Льва Толстого "Филипок".

Данная презентация поможет учителю-логопеду в автоматизации звука "ль" и развитии связной речи детей 5-7 лет с ОНР. третьего уровня.Рассказ Л.Н. Толстого адаптирован для детей с ТНР....

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»...

Методическая разработка "Выбери картинки" (шипящие звуки)

Данная презентация может быть использована в  индивидуальной работе логопеда с ребёнком 6-7 лет. Предназначена для обследования состояния и/или совершенствования фонетико-фонематических процессов...

Путешествие к Снежной королеве. Презентация к методической разработке "Зима. Зимние забавы. Звук "С"

Данный материал адресован педагогам (учителям-логопедам, воспитателям) компенсирующих групп ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи....