Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников
консультация по развитию речи

Павлова Галина Анатольевна

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskie_igr1.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников

 

Игра принимает всех

Слова, слова, слова

Всему название дано –

И зверю и предмету,

Вещей вокруг полным - полно

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

Игры для 2мл. гр.

«Разные слова».

Эта игра, во всем ее многообразии и вариативности, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Содержание игры: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.

Например :

«собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

И наоборот к исходному слову-прилагательному подбирают существительное.

Например:

«зеленый» - помидор, трава, ель, дом и т. д.

Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

Какие бывают слова

Есть сладкое слово – конфета. Есть слово упрямое – цель.

Есть быстрое слово – ракета. Есть слово зеленое – ель.

Есть кислое слово – лимон. Есть книжное слово – страница.

Есть слово с окошком – вагон. Есть слово лесное – синица.

Есть слово колючее – ежик. Есть слово пушистое – снег.

Есть слово промокшее – дождик. Есть слово веселое – смех.

М. Пляцковский

«Узнавание».

Цель игры – узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Игры для ср. гр.

«Цепочка слов».

Эта игра используется с детьми среднего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово – «кошка».

- Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная…

- Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор…

- Каким еще может быть платье?

- Шелковым, новым, прямым…

- Что еще может быть прямым?

- Линия, дорога, взгляд…и т. д.

«Кто что делает».

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность невербальных (неречевых) средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку.

Например: «Что можно повесить на стену? Где можно спрятаться от дождя? Кто сторожит дом? Что можно читать? Чем гвозди забивать? Как узнать, сколько времени? Кто мышей ловит?

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока.

Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову существительному придумывают несколько глаголов.

Например, «ветер» - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей – назвать деятельность по одному или нескольким действиям.

Например, взрослый поднимает обе руки – это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.

«Летает – не летает».

Эта игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.

Она проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку, сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает – не плавает», «рисует – не рисует», «растет – не растет» и т. п.

Чем отличаются

Чем отличаются кильки от речки,

Чем отличается хлев от овечки,

Чем отличается повар от ужина –

Спрашивать так интересно и нужно.

Р. Сеф.

Дотошный старичок

Старичок был дотошный, но приятный на вкус.

Подошел и спросил: - А точнее?

- Что такое картошка? - Точнее,

- Небольшой апельсин. загорелый арбуз,

- А точнее? закопавшийся в землю

- Точнее, потому что – жара.

бегемот без хвоста, - А точнее?

без ушей и без шеи, - Точнее,

без зубов и без рта, мне обедать пора.

очень-очень ленивый,

Г. Кружков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...

"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)

Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....

Лингвистические игры как средство развития речи у детей 6-7 лет

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как средство развития коммуникации»

Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть занимаемся коммуникати...

Игра как средство развития коммуникации дошкольнков

В статье будут рассмотрены основные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста, которые помогают детям социализироваться и развить коммуникативные навыки....

Совместная игра как средство развития коммуникации у детей

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных».С помощью коммуникативных ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста обусловлена тем, что она способствует:выражению настроения, личных чувств и переживаний;оценке чего-либо с положительной или от...