Развитие речи у дошкольников посредством фольклора
проект по развитию речи (старшая группа)

Султанова Фирдаус Рашатовна

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в младшем дошкольном возрасте, так как она становиться основным средством общения.Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

По содержанию:  социально - педагогический.

Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Обоснование проекта

 Возраст от 5 до 6лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». К.Д.Ушинский

 Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, заклички и т.д.).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей старшей группы я выбрала методическую тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора».

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ценность фольклора, в частности детского, заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость, оказывают воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов ребёнка, то есть привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекает детей, развивает речевой слух, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 М. Горький говорил: «Начало искусства слова - в фольклоре».

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи  идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Актуальность проведенного нами исследования определяется той огромной ролью, которую играют малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Проблема: 

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют пословицы, поговорки, а ведь в них заключается суть разрешения практически любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления, положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет.

 Гипотеза проекта:

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Цель проекта:  

Развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Задачи проекта : 

Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок с использованием различных методов и приемов.
Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.

Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.  Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с  последовательно-развивающими  событиями; Азвивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Методы и формы проекта:

Формы:

занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Методы:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми считалок, потешек, пословиц и поговорок, сочинение сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры

Стратегия осуществления проекта

  • разработка перспективного плана,
  • развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
  • проведение цикла тематических  занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на  освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
  • дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения ;
  • проведение подвижных игр;
  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
  • специальные игровые задания;
  • психогимнастика.
  • вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

 Ожидаемый результат

  •  Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
  • У детей повысить интерес  к устному народному творчеству.  Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  •  Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  •  Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • У детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;
  • Сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей;
  • У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;

 

  • Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей .
— Консультации на тему «Малые фольклорные формы в воспитании детей»
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и  папку раскладушку
« Потешки, песенки»
 

Содержание проектной деятельности

Этапы и сроки реализации:

 I этап – подготовительный,

II этап – практический, 

III этап – заключительный.

1)  подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

2)  собственно – исследовательский (основной):  выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

3)  завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

 Результативность:

   Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

   Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

 С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

 С колыбельными песнями начинаюТ знакомить детей еще в раннем возрасте, что   позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.                                                          

  Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

  Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

   Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

  Русские народные, хороводные игры  привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

  Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными   и  пальчиковыми играми   не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

   На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.

  Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

  Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.

  Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

.        Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. 

   Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

    дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;

— у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их с

Формы и методы работы.

Работа с детьми:

Обогащение предметно- развивающей среды:

Работа с родителями:

  • Беседы
  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Аппликация
  • Лепка
  • Рисование
  • Самостоятельная художественная деятельность
  • Дидактические игры
  • Хороводные игры
  • Подвижные игры
  • Разучивание песенок, потешек, скороговорок и т. д.
  • Аудио-прослушивание песенок, потешек, сказок.
  • Наблюдения
  • Конструирование
  • Развлечение
  • Совместный досуг
  • Подбор книг, иллюстраций, текстового материала по теме
  • Подбор игрушек по теме
  • Изготовление элементов костюмов
  • Подбор атрибутов для игр
  • Изготовление картотеки подвижных игр, хороводных игр, пальчиковых игр.
  • Пополнение количества настольно- печатных игр.
  • Анкетирование
  • Консультации
  • Выставки книг
  • Мини- выставка декоративно- прикладного искусства
  • Совместный досуг
  • Изготовление элементов костюмов
  • Привлечение родителей к пополнению библиотеки сказок в группе.
  • Привлечение к оформлению детских коллективных работ.

                           Перспективный план реализации проекта.

Познавательно- речевое развитие

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение русских народных сказок:

"Колобок","Курочка Ряба", "Теремок"

 "Кот, петух и лиса", "Репка", "Коза- дереза"

Знакомство с русскими народными загадками.

"Волк и козлятки", " Три медведя"

"Лиса, заяц и петух"

"Маша и медведь"

"Кот, петух и лиса"

"Снегурушка и лиса"

Знакомство с колыбельными песнями.

"Ходит сон близ окон", "Баюшки- баю…"

Знакомство с русскими народными потешками, песенками, прибаутками.

"Петя- петушок"

"Как у нашего кота."

"Котик, котик, поиграй!"

"Ой, мороз, мороз, мороз…"

"Аты-баты" (Считалки.)

НОД.

Познание:

"Во саду ли, в огороде…"

"Трень- брень, гусельки". Знакомство с русскими народными инструментами.

Знакомство с зайцем, лисой, медведем.

"Уж ты, зимушка- зима!"

"Дикие животные"

"Домашние животные"

Развитие речи:

"Пересказ сказки "Репка"

"Матрёшкины потешки"

"Пересказ сказки "Колобок"

"Поиграем с Петушком!"

"Чудесный сундучок" (Русские народные загадки про зверей.)

"Сундучок Деда Мороза" (Русские народные загадки о зиме.)

Разучивание потешек, песенок.

"Петушок, петушок", "Как у нашего кота"

"Идёт коза рогатая", "Уточка"

 "Пошёл котик на торжок", "Птички- невелички"

 " Цок! Цок! Цок! Я Лошадка серый бок"

"Зимушка- зима"

"Ты, мороз, мороз"

 "Баранки- калачи"

 "Еду, еду!","Улитка"

 "Я пеку, пеку, пеку…",

"Кисонька- мурысонька"

"Курочка- рябушечка"

Театрализованная деятельность.

"К нам гости пришли, дорогие пришли!"

"Терем- теремок"(перчаточный театр)

Игра на имитацию движений

"Мы- маленькие заиньки"

"Выросла репка большая"(теневой театр)

"К дедушке все прибежали, тянуть репку помогали" (драматизация сказки)

Сказка- потешка "Кисонька- мурысонька".

Самостоятельная художественная деятельность:

Раскрашивание картинок с изображением героев песенок, потешек, сказок.

Рисование и обыгрывание  героев сказок, песенок, потешек.

Лепка героев сказок, потешек, песенок.

Коллективные работы: "Лоскутное одеяло", "Урожай", "Сидит белка на тележке…"

Сроки реализации

сентябрь

октябрь

ноябрь- декабрь

январь

февраль

январь

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь

январь-февраль

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

октябрь

октябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Сентябрь- февраль

Ответственные

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Родители

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Педагог- психолог

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели

группы

Воспитатели группы

Педагог- психолог

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Изобразительная деятельность

Лепка.

"Репка на грядке"

"Колобок, румяный бок"

"Цыплёнок"

"Бублики- баранки"

"Улитка, улитка, покажи рога"

"Мисочки для трёх медведей"

Лепка сюжетная "Сидит белка на тележке"("Лесной магазин"). Коллективная композиция.

"Неваляшки"

Рисование.

"Дождик, дождик, веселей!"

"Солнышко- вёдрышко"

"Баранки- калачи"

 "Ёжик- ни головы, ни ножек"

 " Украсим уточку" (дымковская игрушка)

"Полотенца для лесных зверушек"

"Постираем носочки"

"Солнышко- колоколнышко"

Аппликация.

"Яблочко наливное"

" Баранки- калачи"

 " Выросла репка большая- пребольшая"

 "Нарядная лошадка"(дымковская игрушка)

"Узор в круге"

" Платочки для кукол"

"Колобок на окошке"

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Игровая деятельность

Дидактические игры (словесные).

"Летели две птички", "Заинька"

 " Коза рогатая", "На птичьем дворе"

 "Петушок", "Хохлатка", "Сова"

 " Уточка"

 " Курочка- рябушечка",  "Еду- еду"

 "Кисонька- мурысонька", "Зайка серенький сидит".

Пальчиковые игры: "Братец Федя", "Солнышко", "Этот пальчик…", "Замок", "Капуста", "Лисичка", "хомячок", "Ладушки", "Сорока- ворона".

Сюжетно- ролевые игры: "Поездка", "Семья", "Идём в гости".

Настольно- печатные игры: "Репка", "Сказка за сказкой", "Заюшкина избушка", "Курочка Ряба", "Узнай героя сказки", "Животные и их детёныши"," Кто как кричит".

Хороводные игры.

"Зайка, зайка, что с тобой?"

 "Бей в бубен", "Каравай"

 "Ходит Ваня", " Зайки- попрыгайки"

"Ладушки- оладушки"

"Мыши водят хоровод"

"Заинька, выйди в сад"

"Два весёлых гуся"

"Зайка серый"

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь-январь

февраль

сентябрь- февраль

Сентябрь- февраль

Сентябрь- февраль

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

февраль

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель

Конструирование

"Избушка"

"Воротики"

"Дорожка для колобка"

"Заборчик"

"Загон для лошадок"

"Озеро для уточек"

"Башня для Петушка"

"Терем- теремок"

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Воспитатели группы

Музыкальное воспитание

Слушание:

"Петушок", русская народная песня.

Пение, песенное творчество:

"Петушок, петушок", русская народная песня.

"Солнышко- вёдрышко". Русская народная потешка.

Игра на музыкальных инструментах:

"Калинка", русская народная мелодия.

Музыкально-ритмические движения:

"Ладушки", "Ходьба, бег".

Слушание:

"Колыбельная", русская народная мелодия.

"Колыбельные для куколки" М. Карасёва

Пение, песенное творчество:

"Дождик", русская народная закличка.

"Колыбельная" музыка М. Раухвергера.

Музыкально- ритмические движения:

"Пружинка с поворотом"

Танцы, пляски:

"Пальчики и ручки"

"Барыня".

Музыкальные игры:

"Ходит Ваня", русская народная песня в обработке Н. Метлова.

Слушание:

"Медведь", музыка Е. Тиличеевой

"Зайчик", музыка Л. Лядовой

Пение, песенное творчество:

"Зайчик", русская народная песня.

"Петушок", русская народная песня.

Музыкально- ритмические движения:

"Топотушки"

"Лодочка качается"

"Петушок"

"Ладушки", музыка Н. Римского- Корсакова.

Музыкально- дидактические игры:

"Бубен", музыка М. Красева.

Танцы, пляски:

"Танец зайчиков", русская народная мелодия.

"По малину в сад пойдём", русская народная мелодия.

Слушание:

"Угадай песенку" (русские народные песни)

Музыкально- ритмические движения:

"Топотушки"

"Тарелочки"

"Петрушки".

Музыкальные игры:

"Зайки на полянке".

"Игра со снежками"

"Игра с колокольчиками"

Танцевальные движения:

Хоровод "Елочка"

Слушание:

"Ходила младешенька" русская народная песня.

Пение:

"Снег- снежок"

Музыкально- ритмические движения:

"Танец с платочками" русская народная мелодия,

"Весенний хоровод"

Игра на музыкальных инструментах:

"Во саду ли в огороде"

Слушание:

"Медведь", музыка Е. Тиличеева.

Пение, песенное творчество:

"Как тебя зовут", русская народная мелодия.

"Гуси", русская народная мелодия.

Игра на музыкальных инструментах:

"Ах вы сени, мои сени", русская народная мелодия.

Музыкально- ритмические движения:

"Выставление ноги на пятку", русская народная мелодия.

"Игра с флажками", русская народная мелодия.

Музыкальная игра "Заинька и волк"

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь

январь

февраль

Музыкальный руководитель

Физическое развитие

Комплекс общеразвивающих упражнений "Солнышко - колоколнышко".

Подвижные игры с Колобком.

Комплекс общеразвивающих упражнений "Дождик, дождик, веселей".

Подвижные игры с курочкой и цыплятами.

Комплекс общеразвивающих упражнений "Курочки".

Подвижные игры: "Лошадка", "Маленькие и большие ножки".

Комплекс общеразвивающих упражнений "Птенчики".

Подвижные игры:

"Мыши и кот", "Козлята и волк".

Комплекс общеразвивающих упражнений "Теремок".

Подвижные игры:

"Зайки - попрыгайки", "Коза рогатая".

Комплекс общеразвивающих упражнений "По ровненькой дорожке".

Подвижные игры:

"Гуси", "Упражнения для лесных зверят".

Развлечение для детей "Маленькие ножки бегут по дорожке".

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Инструктор по физической культуре.

Работа с родителями

Анкетирование

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода и способы их преодоления"

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей"

Выставка книг (потешки, песенки, прибаутки, заклички)

Консультация для родителей "Сказка в жизни ребёнка"

Выставка книг- сказок.

Привлечение родителей к оформлению коллективных работ детей.

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы "Мои любимые сказки"

Совместный досуг "В гостях у бабушки- забавушки"

сентябрь

октябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Родители

Воспитатели группы

Родители

Воспитатели группы

Родители

Диагностика

Задание: предложить детям пересказ потешки «Петушок»

Цель: проверка умения исполнять самостоятельно и с интонацией произведение устного народного творчества

Методика: Потешка читается детям. Затем ребенку предлагается рассказать потешку игрушке, которую выбирает сам ребенок.

 Оценка.

3 балла – ребенок повторяет вместе со взрослым или исполняет самостоятельно.

2 балла - ребенок слушает, повторяет отдельные слова.

1 балл – у ребенка нет интереса к потешке, не повторяет слова, выполняет отдельные движения.

Вывод: По данным диагностики детей второй группы раннего возраста видно, что из 15 детей 3 балла получили 7детей (46,7%), 2 балла-3 ребенка 20,%), 1 балл-5 (33,3%).

                                                            

     Список литературы

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
  3. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.
  4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.
  5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9
  6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,
  7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9
  8. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967
  9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
  10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4
  11. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000
  12. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995.
  13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981.
  14. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972
  15. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.

 16.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М.: "Карапуз - дидактика", 2007.

17.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. - М.: "Карапуз - Дидактика", 2007.

18.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

19.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М.: "Школьная Пресса", 2003.

20.Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3- 7 лет.- Волгоград.: "Учитель", 2010.

21.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера,2010.

22.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

Приложение

Конспект занятия по развитию речи с использованием фольклорных произведений

Программное содержание:

1.Познакомить детей с русской народной потешкой «Наша Маша маленька».

2. Закрепить знание потешки «Киска»,выразительно читать произведение устного народного творчества,правильно проговаривать слова текста.

3.Рассматривать и описать куклу.

4.Отрабатывать длительный выдох.

5.Закреплять умение рисовать мазок. Приобщать детей к созданию красочного рисунка.

5.Имитировать бег «кошки».

6.Ориентироваться в пространстве.

Материал:

игрушка кошка,кукла,вата,гуашь,тонированная бумага.

Ход занятия

-Мяу-мяу.Кто это?(Киска)

-Где киска?Найдите киску.(Дети ищут игрушку)

-Расскажем киске потешку про нее.(Ребенок берет игрушку и рассказывает потешку)

Киска,киска,

Киска,брысь!

На дорожку

Не садись:

Наша деточка

Пойдет,

Через киску

Упадет!

-Скажем, киска, брысь!Кошка убежала.Покажем,как тихо бежит киска.(Дети имитируют бег кошки)Киска побежала до куклы.(дети находят куклу)

-Это кукла Маша. Какая она?(Красивая,маленькая)

-Посмотрите на лицо куклы.Где глаза,губки,щеки,брови?У Маши брови какие?(Черные)Маша чернобровая.

-Что одела кукла?(Шубу,штаны,валенки)

-Какая шуба?(Алая шуба.Воротник (опушка) бобровая.)

-Послушайте потешку про Машу.

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Разучивание новой потешки.

-Почему Маша тепло оделась?

-Куда собралась кукла?(На улицу,снежком играть)

-Поиграем снежками? Подуем на снежинки.(Вату положить на ладонь и сдувать)

-Мы поиграли в снежки.А кукла Маша еще не играла в снежки.Нарисуем для куклы снег?

Рисование мазка белого цвета на тонированной бумаге голубого цвета.

-Какого цвета снег?(Белый)

-Для кого рисуешь снежинки?(Для куклы Маши)

-Что будет Маша делать снежками?(Играть,лепить снежки,снеговика,чистить)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»...

Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине&helli...

«Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.»

laquo;Развиваем речь, играя!»Речевое развитие играет большую роль в формировании личности, развивает лидерские качества в обществе, различные взгляды и убеждения.Каждый ребёнок –это лично...

Консультация для педагогов Фольклор как средство развития речи у дошкольников посредством мнемотехники

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в о...

Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора

Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора...