Статья на тему "Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей раннего возраста"
статья по развитию речи
Ранний возраст является уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движениями пальцев рук и формировании речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Бурлакова Екатерина Викторовна, г. Мурманск, МБДОУ № 125, воспитатель.
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребенка. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Источники способностей и даровании детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь. Ранний возраст является уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движениями пальцев рук и формировании речи ребенка.
С развитием мелкой моторики дети раннего возраста учатся координировать движение рук (пальцев), их гибкость и подвижность, происходит стимуляция и усовершенствуется речевая и общая двигательная активность, тренируется память, пространственное мышление, воспитание эмоциональной выразительности.
Существуют различные способы развития мелкой моторики:
1.Ежедневный и тщательный массаж кистей рук: разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, предплечья. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. 2.Лепка из разных материалов (соленое тесто, пластилин, глина). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
3.Игры с крупами: перебирать в разные емкости, пересыпать, перемешивать. В коробку с фасолью(горохом) можно спрятать игрушки, чтобы ребенок руками их выискивал. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
4.Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры активизируют работу головного мозга, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.
5.Игры-шнуровки – различные развивающие игрушки прекрасно развивают мелкую моторику рук, например пришнуровывать яблоко к колючкам ежика.
6.Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание, застегивание, перебирание пальцами. Ребенок будет тренировать пальчики, развивать сообразительность.
7.Пазлы, мозаики, пирамидки, кубики, конструктор – развивают внимательность, сообразительность, творческие способности, скоординированную работу глаз и кистей, нужную нам моторику.
8.Рисование и раскрашивание. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области положительно влияют на развитие ребенка.
9.Аппликация из бумаги или ткани тренирует ловкость рук, учит аккуратности, терпению, активно тренирует важные отделы мозга.
10.Музыкальные инструменты с кнопками и клавишами прекрасно развивают мелкую моторику.
11.Игры с куклами, например ребенок одевает-раздевает куклу, совершает много мелких движений пальчиками.
Польза от таких занятий очевидна. Точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию. Близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста. Чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребенок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить. Мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут его движения, тем и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Список литературы:
1. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. – 2014.- №5.
2. Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.-208с.
3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста.»-3г./В. Гербова - М.: Мозаика -Синтез,2015.-112с.
4. Маланка, Е.Г. Развитие внимания, памяти, речи/Т.Г. Маланка. -М.: Эксмо,2018.-192с.
5. Пешкова Н.В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые секреты успешной работы. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-192с.
6. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3лет/Е.А. Янушко. - М.:Эксмо,2016.-424с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/28/picture-408720-1393603694.jpg)
Статья"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста".
Материал содержит информацию о взаимосвязи развития моторики руки и речи ребёнка дшкольного возраста. Представлены конкретные рекомендации , упражнения. Статья представляет интерес для воспитате...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/09/picture-1015380-1520595848.jpg)
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/11/picture-1115492-1549875939.jpg)
"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"
Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1083344-1542639785.jpg)
Семинар-практикум для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста"
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/20/picture-1261224-1605876952.jpg)
Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста.
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/15/picture-42957-1729000607.jpg)
Презентация "Обобщение опыта по теме: "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей раннего возраста"
В презентации предоставлен опыт работы по теме: "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей раннего возраста".(дидактические игры, структура занятия...)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/12/picture-1435466-1668245734.jpg)
Статья"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста".
Тихомирова Наталья ВалентиновнаГБДОУ детский сад №91Выборгского района Санкт- Петербурга ,воспитатель. Статья"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей...