Творческий проект «Красота русской поэзии»
проект по развитию речи

Евса Татьяна Александровна

Проект по развитию выразительности чтения стихотворений наизусть в дошкольном учереждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krasota_russkoy_poezii.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Важно позаботиться о создании вокруг себя соответствующей атмосферы, обостряющей чуткость и распахивающей душу для радостного восприятия художественных впечатлений. Надо постараться обставить чтение торжественностью, помогающей отрешиться от повседневного, чтобы сосредоточить все внимание на читаемом».

Станиславский К.С.

Творческий проект «Красота русской поэзии»

Актуальность.

Выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Учиться этому искусству в школе уже поздно. Некоторые современные дети и подростки равнодушны к слову и поэзии. Имя поэта  ничего для них не значит. Они читают на сцене стихотворения великих поэтов небрежно, крикливо или монотонно, не вникая в сюжет стихотворения, не прочувствовав настроения автора, главной идеи. Это говорит об отсутствии вкуса, воображения, глубокого восприятия.

Цель:

Обеспечение равных возможностей для обучения выразительному чтению наизусть каждого ребенка в период дошкольного детства.

Задачи:

  • Вызвать детский интерес к произведению и желание знать его.
  • Воспитать любовь к поэзии.
  • Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.
  • Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  • Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.
  • Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями и склонностями.
  • Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Этапы.

1 этап. Разработка основных теоретических аспектов обучения выразительному чтению стихов. Определение основных направлений работы, содержания работы по каждому направлению.

2 этап. Подбор стихов, соответствующих потребностям детей. Выявление контингента детей, желающих рассказывать выразительно стихи, выявление контингента детей с плохой речью, выявление причин у детей в нежелании рассказывать стихи, определение условий для создания этого желания.

3 этап. Апробация методов и приемов обучения выразительному чтению стихов.

4 этап. Оценка эффективности выбранной модели обучения выразительному чтению стихов дошкольниками. Участие детей в конкурсах чтецов различного уровня.

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Обучение выразительному чтению стихотворений дома»

- Родительское собрание «Учимся читать стихотворения выразительно»

- Мастер–класс по заучиванию стихотворения наизусть

- Оказание помощи в подготовке и организации литературной гостиной, к стихотворным конкурсам

- Активное участие в литературной гостиной, в стихотворном конкурсе в качестве участников и жюри.

Предполагаемый результат:

  • Ребенок может совершенствовать художественно-образные исполнительные умения.
  • Ребенок имеет творческую самостоятельность передачи образа, умеет развивать выразительность речевых и пантомимических действий.
  • Ребенок видит прекрасное в людях и жизни, стремится внести в жизнь прекрасное, доброе.

Содержание проекта.

1 этап.

Трудно или легко для малыша выразительно прочитать стихотворение?     Некоторые педагоги, а за ними и родители дошколят считают выразительное чтение стихотворения делом легким, настолько легким, что учить выразительности их не надо. Но есть и другое мнение: выразительно прочесть стихотворение может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания. Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена воспитателем на формирование умений, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, они же в свою очередь должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий.

   Ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача выразительного чтения стихотворений. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.   Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании».

   Что делает речь педагога выразительной? Почему мы стремимся построить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и постараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь достигает цели все же быстрее, чем речь просто правильная. Особенно важно это для педагогов дошкольников, ведь дошколята, как известно, очень эмоциональны.

    Надо отметить, что развитие интонационной выразительности некоторое время недооценивалось педагогами дошкольной системы образования. Однако в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь.

 Характеристика процесса обучения выразительному чтению

   Современная методика понимает навык выразительного чтения стихотворения, как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое прочтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности.

   Охарактеризовать навык выразительного чтения стихотворения можно следующими критериями: правильность, сознательность и выразительность.

   Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.

   Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. «Выразительно прочитать текст – это значит, – как справедливо пишет Л.А. Горбушина, – найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация».

   Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом.

  Становление навыка выразительного чтения произведений – процесс очень не простой и длительный. Педагогу необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень сформированности этого навыка у каждого ребенка.

   Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого произведения. При подготовке к чтению произведения ребёнком, педагог должен внимательно изучить то или иное произведение, уяснить для себя какова идея данного произведения и в чём его пафос, о каком круге жизненных явлений пойдёт в нем речь, что за люди действуют в произведении. Очень важно выяснить степень понятности произведения для ребёнка.

   Содержание произведения точно определит способы, какими следует пользоваться при передаче его детям.

  «Сам учитель, – как пишет О.В. Кубасова, – его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихотворения – всё это постоянный пример для ребёнка».

   Выразительное чтение требует от каждого терпеливой, настойчивой и систематической работы. Овладение эмоциональной выразительной речью иногда даётся не сразу, а в процессе длительной работы над текстом по развитию голоса, дыхания, дикции.

Средства речевой выразительности

   В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Интонация и ее компоненты

   Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», – говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», – утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи.

   Рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по формированию у детей интонационной выразительности.

  Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.

   Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Ударение

   Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение.

Практически это достигается небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.

  От фразового надо отличать логическое ударение (правда, иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение).

Главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении» и называется логическим ударением. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение.

   Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительной речи, К.С.Станиславский говорил: «Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.

   Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логическое ударение. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова».

Некоторые из них.

1. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

2. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.

6. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ударения.

7. При обучении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи.

   Механически применять эти правила постановки логического ударения нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст.

   Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.

  Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка это является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к распространению ударения на то, что ударения не требует: это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше не важного, потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем – понять нельзя, ибо когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее».

  Надо учиться не только ставить ударения, но и снимать или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы. Суетливость тяжелит речь. Оберегает ее спокойствие и выдержка. Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово.

Пауза, темп, ритм речи

  Осмысленное произношение предложения требует правильного деления его на фразы, речевые такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения.

  При выразительном чтении группировка слов по синтагмам облегчает чтецу анализ текста, а слушателям – правильное восприятие его на слух. Объединение слов по группам придает предложению звуковую цельность, законченность. Восприятие читаемого текста, расчлененного на синтагмы, с обозначением синтагматического (фразового) ударения, гораздо легче уже потому, что при таком чтении устанавливается смысл всех логических связей в предложении и далее в тексте, а тем самым дается истолкование текста, обеспечивающее убедительную и правильную его передачу.

  Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах текста произносятся слитно.

  При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. Надо учиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.

  Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определяемое, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую».

  Психологическая пауза – остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, жизни воображения. Значение ее характеризуется В.Аксеновым так: «Психологическая пауза может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы – между словами, в конце фразы – после прочитанных слов. В первом случае она предупреждает значение слов предстоящих; во втором проявляет психологическую зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли последующей, подчеркивая значение этих мыслей и отношений к ним в третьем случае она задерживает внимание на отзвучавших словах и образах, как бы продлевая в молчании глубину их значения. Воздействие психологической паузы в последнем случае огромно».

  Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения. По выражению Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным оружием общения. Все паузы умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный. «Пауза – важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей», – утверждал Аксенов В.

  Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысления как читаемого, так и произносимого текста. Именно между двумя паузами, следующими одна за другой выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

  С паузировкой неразрывно связаны темп и ритм. Звуки речи слагаются в слоги и слова, то есть в ритмические части или группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывного произношения, другие – плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и так далее. Между потоками этих звуков имеются паузы – тоже разной длительности. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере». Так определяет К.С.Станиславский понятие темпа и ритма, необходимые для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а сами явления почти неразделимы в речи. К.С.Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие «темпо-ритм».

   «Буквы, слоги и слова, – писал он, – это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной».

Мелодика речи

   Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит мелодика тона. Напомним, что движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи.

  Мелодика речи очень разнообразна и богата. Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые – все это указатели не только пауз, но и мелодических рисунков предложения. Эти рисунки можно назвать фигурами мелодии.

   Существуют различные мелодические фигуры. Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса (нисходящая фигура). Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса (восходящая фигура). В одном и том же предложении мелодия может идти сначала в качестве восходящей, а затем – в качестве нисходящей, где-то в середине фразы будет перелом после кульминационного пункта. Возможна также монотонная мелодия фразы.

   Мелодика предложений, фраз, синтагм очень разнообразна. Современный синтаксис русского языка сводит мелодические рисунки синтагм к нескольким типам и в первую очередь различает мелодику конечных и неконечных синтагм.

Для конечных синтагм в основном характерны два типа мелодики.

  1. Повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце.
  2. Вопросительные имеют специфическую мелодику. В предложениях без вопросительных местоимений и наречий значение вопроса создается только мелодикой (резкое повышение тона на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос).

   Мелодика неконечных синтагм более разнообразна и сводится к трем мелодическим типа:

1. Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим слово и после него слова произносятся более низким тоном.

2. Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром неконечной синтагмы выступает ударный слог слова.

3. Некоторые синтагмы произносятся как законченные в смысловом отношении. Конечная синтагма произносится на более низком тоне, обе синтагмы одинаковы по рисунку мелодики.

Кроме того, следует учитывать и особенности содержания высказываемой мысли, а также особенности грамматической структуры предложения, целого высказывания. В речевой практике мелодика многих грамматических структур закрепилась. Так специфическими мелодиками являются: вопросительная, пояснительная, перечислительная, предупредительная, причинной связи, противительной связи, разделительная, мелодика вводности, незаконченности и другие.

   Таким образом, при чтении художественного произведения мелодика служит одним из ярких выразительных средств звучащей речи: она воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону.

Тембр

  Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

   Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обуславливает ее.

   У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

  Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этими отклонениями. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты, – снова прежде всего тембр об этом доведет это до сведения вашего собеседника».

На основе изложенного выше можно сделать вывод, что интонация – это главный компонент в обучении выразительному чтению стихотворений.

Физиология и психология выразительной речи и чтения

   Первый вопрос, к решению которого необходимо привлечь физиологию и психологию – вопрос о том, кого следует обучать выразительному чтению. Дореволюционные и некоторые советские методисты считали, что всех детей следует обучать только логическому («толковому») чтению произведений, а эмоционально-образному лишь наиболее одаренных. Как правило, выразительно читают стихотворения лишь несколько детей из группы, большинство же читает невыразительно, и педагог с этим мирится.

  Потому особую актуальность приобретает вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей и нужно ли это? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, посмотрим, как рассматривает современная наука такие явления как способности, одаренность, талант, интуиция и темперамент.

  Нельзя не видеть, что есть дети способные и неспособные. Современная психология не отрицает различия в способностях, но не считает их врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются результатом развитии. Способности не только проявляются в деятельности, но и, что самое главное, создаются в этой деятельности.

  Следовательно, мы должны обучать выразительному чтению стихотворений всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.

    Часто, когда делят исполнителей на одаренных и неодаренных, ссылаются на темперамент, который является врожденным, так как определяется природными особенностями нервной системы. Экспериментальные исследования показали, что динамика психической деятельности ребенка обусловлена не только темпераментом, но и другими свойствами личности и ситуацией (прежде всего заинтересованностью). Один и тот же исполнитель тем ярче передает эмоциональный подтекст, чем больше он заинтересован, увлечен содержанием. Темперамент не является абсолютно неизменным. «На основании имеющихся экспериментальных фактов, утверждает исследователь,  можно с достаточной обоснованностью утверждать, что путем соответствующих методов и приемов тренировки возможно увеличить силу возбуждения и торможения, а также степень их подвижности».

  Как видим, индивидуально-психологические особенности, в которых выражается талантливость, одаренность, являются не полностью врожденными, а развиваются в результате деятельности, упражнений. Поэтому обучать выразительному чтению стихотворений и можно, и необходимо всех детей. В этом вопросе принцип всеобщности, лежащий в основе нашей системы образования, согласуется с положениями физиологии и психологии. Предварительно никто не может судить об одаренности ребенка. Но и самого «неодаренного» мы не имеем права не вовлечь в занятия, так как навыки интонационно-логического анализа поэтических литературных произведений и их исполнение, то есть работа по выразительному чтению, несомненно будут способствовать общему совершенствованию речи.

Понятие выразительного чтения поэтических произведений

   Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия поэтического произведения является слушание выразительного чтения.

  Признаки выразительного чтения:

2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению стихотворений. Прочитать текст поэтического произведения выразительно, значит:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

    Большое влияние на детей оказывает выразительное чтение педагога. Чем выразительнее прочитал он, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение педагога доставляет детям эстетическую радость, вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение стихотворения  педагогом, дети стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к произведению всеми доступными им средствами.

 Главным условием, обеспечивающим выразительность, является сознательное восприятие текста детьми.

Техники речи

1. Дыхание.

  Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.

  Правильный тип дыхания – смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

  Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения.

2. Голос.

  Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, которые называется голосом.

  Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (благозвучности). Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса, соответственно, и являются условием выразительности.

  Следует различать силу звука и громкость. Сила звука – объективная величина, характеризующая реальную энергию звука… Громкость – отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, то есть понятие субъективное. Разгадка несоответствия силы и громкости звуков – в  неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы. Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

  На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится по выше, то ниже. Чтобы голос легко приходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

  Хорошо поставленный голос отличается полетностью. Полетность – способность звука лететь вдаль, распространяться на фоне других звуков.

  Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса различается еще по своему качеству, то есть по окраске голоса – тембру.

3. Дикция.

   Каждое слово должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и звуков – это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляция). По указанию определенных участков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

   В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. Отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.

   Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, то есть правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Методы и способы заучивания стихотворений

Методы заучивания стихов.

  1. Визуальный

  Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

  Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное – принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

  1. Двигательный

  Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

  1. Слуховой

  Это самый распространенный метод. Его часто используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

  1. Логический

   Не у многих дошколят ведущая – логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Способы заучивания стихотворений

Способ №1 .

Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2 .

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще – учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Способ №3 .

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4 .

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ №5 .

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное – результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ №6 .

 Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Периодически рассматривайте вместе с ребёнком вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Заключение

Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.

2этап.

Выявление с помощью педагогического мониторинга детей с проблемами речи, детей, желающих и нежелающих читать стихи выразительно.

Определение по результатам мониторинга детей, нуждающихся в сопровождении логопеда.

Создание условий для детей с плохой речью, а также для детей, нежелающих читать выразительно стихи.

3этап.

Разработка индивидуальных программ для чтецов.

Индивидуальная работа с детьми.

Показ открытых занятий педагогам и родителям.

4этап.

Проведение внутригрупповых конкурсов чтецов, конкурсов внутри детского сада.

Совместная работа с родителями детей в подготовке к внутригрупповому конкурсу. Помощь родителей в организации и проведении конкурсов различных уровней.

Оценка результатов участия детей в конкурсах чтецов различного уровня.

Литература:

  1. Аксенов В. Н. Искусство художественного слова. М.: Просвещение, 2002. – 163 с.
  2. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2007. – 145 с.
  3. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. М.: Юнити-Дана, 2006.
  4. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
  5.  Коренюк Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению. М.: Дело, 2007. – 140 с.
  6. Корст Н. О. Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. М.: Академия, 2001. – 78 с.
  7.  Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с.
  8.   Майман Р. Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению. М.: Дело, 2005. – 135 с.
  9.  Майман Р. Р., Дмитриева Е. Д., Найденов Б. С. Выразительное чтение. Практикум для студентов-заочников 1-го курса факультетов русского языка и литературы пед. институтов. М.: Просвещение, 2000. – 125 с.
  10.  Маерова К.В. Выразительное чтение. М: РУДН, 2003.-145 с.
  11.  Найденов Б., Коренюк Л. Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
  12.  Найденов Б. С. Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению. Методика выразительного чтения М.:Просвещение, 2006 – 116 с.
  13.  Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. М.: Академия, 2001. – 312 с.
  14.  Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С Пб.: Питер, 2000 . – 564 с.
  15.  Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. М.: Дело, 2006. – 190 с.
  16.    Шигина С.Ю. Говорим и читаем выразительно. Владикавказ 2002. – 112 с.
  17.  Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Владос, 2000. – 157 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Красота нашего края"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста ОО "Социализация" в интеграции с ОО "Художественное творчество"...

Презентация художественно-творческого проекта "Красота в нашем мире"

Данная презентация показывает и рассказывает о реализации проекта художественно-творческой направленности в МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"....

Творческий проект по русской народной сказке «Курочка-Ряба» в группе раннего возраста

Большое внимание педагогами группы уделяется организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Учитывается возраст детей, их желания, самостоятельно-игровая деятельность.Чтобы помочь ...

Творческий проект музея "Русская горница"

Проект разбит на несколько блоков, с помощью которых педагоги ДОУ, могут начать работу в данном направлении....

Творческий проект «Масленица русский народный праздник»

Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Маслениц...

творческий проект по русской народной сказке "Колобок"

проект, который предполагает развитие речевой активности детей путём использования малых фольклорных форм....

Творческий проект «История Русской Матрешки»

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в ...