Развитие и совершенствование фонематического восприятия
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Частично данный материал основан на материалах логопеда Ткаченко Т.А.

  1. Ребенку предлагается повторить похожие слова  в начале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так                                моток – каток - поток

Ток – тук – так                                 батон – бутон - бетон

Бык – бак – бок                                будка – дудка - утка

Дам – дом – дым                              нитка – ватка - ветка

Ком – дом – гном                             клетка – плетка - плёнка

                                                           Тыква – буква – будка

  1. Воспроизведение слогового ряда со меной ударного слога.

Та-та-та        па-па-па          ка-ка-ка        фа-фа-фа          на-на-на  

Та-та-та        па-па-па          ка-ка-ка         ва-ва-ва           ба-ба-ба

Та-та-та        па-па-па          ка-ка-ка         ма-ма-ма          га-га-га

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

Та-то-ту                   ну-ны-на                  бо-ба-бы

Ты-та-то                   но-на-ну                  бу-бо-ба

Му-мы-ма                да-ды-до                  па-пу-по

Мо-ма-мы                ду-ды-да                  ку-ко-ка

Ва-ву-во

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

Та – ка – па                     па – ка - та

Ка – на – па                     га – ба - да

Фа – ха – ка                     ка – фа - ха

Ба – да – га                      ва – ма -на

Ма – на – ва                     фа – ба – ка

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/ глухости, сначала по 2, затем по 3 слога:

Па – ба             па - ба – па           та – да – та           ва – фа - ва

Та – да             по – бо – по          да – та – да           фа – ва - фа

Ка – га              пу – бу – пу          ка – га – ка           са – за - са

Фа – ва             пы – бы – пы         га – ка – га           за – за – са

  1. Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

Па – тпа             на - пна

Та – пта             ка - фка

Фа – тфа            ка - тка

Та – фта             ка - пка

Ма – кма            та - кта

На – фна             на – кна

  1. Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

Пта – тпа                        кта – тка                      фта - тфа

Пка – кпа                        фка – кфа                    хта - тха

Фпа – пфа                       гда – дга                      вба – бва

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Ребенку предлагается повторить похожие слова  в начале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так                                моток – каток - поток

Ток – тук – так                                 батон – бутон - бетон

Бык – бак – бок                                будка – дудка - утка

Дам – дом – дым                              нитка – ватка - ветка

Ком – дом – гном                             клетка – плетка - плёнка

                                                           Тыква – буква – будка

  1. Воспроизведение слогового ряда со меной ударного слога.

Та-та-та        па-па-па          ка-ка-ка        фа-фа-фа          на-на-на  

Та-та-та        па-па-па          ка-ка-ка         ва-ва-ва           ба-ба-ба

Та-та-та        па-па-па          ка-ка-ка         ма-ма-ма          га-га-га

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

Та-то-ту                   ну-ны-на                  бо-ба-бы

Ты-та-то                   но-на-ну                  бу-бо-ба

Му-мы-ма                да-ды-до                  па-пу-по

Мо-ма-мы                ду-ды-да                  ку-ко-ка

Ва-ву-во

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

Та – ка – па                     па – ка - та

Ка – на – па                     га – ба - да

Фа – ха – ка                     ка – фа - ха

Ба – да – га                      ва – ма -на

Ма – на – ва                     фа – ба – ка

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/ глухости, сначала по 2, затем по 3 слога:

Па – ба             па - ба – па           та – да – та           ва – фа - ва

Та – да             по – бо – по          да – та – да           фа – ва - фа

Ка – га              пу – бу – пу          ка – га – ка           са – за - са

Фа – ва             пы – бы – пы         га – ка – га           за – за – са

  1. Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

Па – тпа             на - пна

Та – пта             ка - фка

Фа – тфа            ка - тка

Та – фта             ка - пка

Ма – кма            та - кта

На – фна             на – кна

  1. Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

Пта – тпа                        кта – тка                      фта - тфа

Пка – кпа                        фка – кфа                    хта - тха

Фпа – пфа                       гда – дга                      вба – бва



Предварительный просмотр:

БА-БА-ВА                            КА-КА-НА                               ТА-ТА-КА                         ХА-ХА-ГА

ВА-ВА-БА                           МА-МА-НА                              ТА-ТА-МА                        ХА-ХА-ДА

ВА-ВА-ГА                           НА-НА-БА                        ТА-ТА-НА                         ХА-ХА-КА

БА-БА-ГА                            НА-НА-ВА                        ТА-ТА-ПА                         ХА-ХА-МА

ГА-ГА-БА                            НА-НА-ГА                         БА-БА-ФА                                ХА-ХА-НА

ГА-ГА-ВА                            НА-НА-ДА                        ВА-ВА-ФА                               ХА-ХА-ПА

БА-БА-ДА                            НА-НА-КА                        ГА-ГА-ФА                               ХА-ХА-ТА

ВА-ВА-ДА                            НА-НА-МА                       ДА-ДА-ФА                               ХА-ХА-ФА

ГА-ГА-ДА                            БА-БА-ПА                         КА-КА-ФА                              ХА-ХА-БА

ДА-ДА-БА                            ВА-ВА-ПА                        МА-МА-ФА                             ХА-ХА-ВА

ДА-ДА-ВА                            ГА-ГА-ПА                                НА-НА-ФА                        ГА-ГА-НА

ДА-ДА-ГА                            ДА-ДА-ПА                               ПА-ПА-ФА                        ТА-ТА-ГА

БА-БА-КА                            КА-КА-ПА                               ТА-ТА-ФА                        ДА-ДА-НА

ВА-ВА-КА                           МА-МА-ПА                             ФА-ФА-БА                        ТА-ТА-ДА

ГА-ГА-КА                            НА-НА-ПА                          ФА-ФА-ВА                        ВА-ВА-НА

ДА-ДА-КА                            ПА-ПА-БА                          ФА-ФА-ГА                        ТА-ТА-ВА

КА-КА-БА                            ПА-ПА-ВА                          ФА-ФА-ДА                        ТА-ТА-ХА

КА-КА-ВА                            ПА-ПА-ГА                          ФА-ФА-КА                        ТА-ТА-БА  

КА-КА-ГА                            ПА-ПА-ДА                          ФА-ФА-МА                         БА-БА-НА

КА-КА-ДА                                   ПА-ПА-КА                           ФА-ФА-НА                        МА-МА-КА  

БА-БА-МА                                   ПА-ПА-МА                          ФА-ФА-ПА                        ПА-ПА-ТА

ВА-ВА-МА                                   ПА-ПА-НА                          ФА-ФА-ТА                        ПА-ПА-ХА

ГА-ГА-МА                           БА-БА-ТА                             БА-БА-ХА                        МА-МА-ДА

ДА-ДА-МА                          ВА-ВА-ТА                            ВА-ВА-ХА                        НА-НА-ТА

КА-КА-МА                          ГА-ГА-ТА                             ГА-ГА-ХА                         НА-НА-ТА

МА-МА-БА                                 ДА-ДА-ТА                            ДА-ДА-ХА                         НА-НА-ХА

МА-МА-ВА                         КА-КА-ТА                            КА-КА-ХА                        МА-МА-ХА

МА-МА-ГА                          МА-МА-ТА                         



Предварительный просмотр:

БА-БА-БО                             КА-КА-КО                                   ПА-ПА-ПУ                              ФЫ-ФЫ-ФУ

БО-БА-БА                             КО-КО-КА                                   ПО-ПО-ПУ                               ХА-ХА-ХО

БА-БА-БУ                             КУ-КУ-КО                            ПУ-ПУ-ПА                              ХО-ХО-ХА

БУ-БУ-БА                             КО-КО-КУ                            ПУ-ПУ-ПО                              ХУ-ХУ-ХА

БУ-БУ-БО                             КУ-КУ-КА                            ПА-ПА-ПЫ                              ХУ-ХУ-ХО

БЫ-БЫ-БО                           КА-КА-КУ                             ПО-ПО-ПЫ                              ХО-ХО-ХУ

БЫ-БЫ-БУ                           КЫ-КЫ-КА                            ПУ-ПУ-ПЫ                              ХА-ХА-ХУ

БУ-БУ-БЫ                           КЫ-КЫ-КО                            ПЫ-ПЫ-ПА                             ХА-ХА-ХЫ

БО-БО-БУ                            КЫ-КЫ-КУ                            ПЫ-ПЫ-ПО                              ХУ-ХУ-ХЫ        

БО-БО-БЫ                           КУ-КУ-КЫ                             ПЫ-ПЫ-ПУ                               ХУ-ХУ-ХО

ВА-ВА-ВО                           МА-МА-МО                          ТА-ТА-ТО                                 ХЫ-ХЫ-ХА

ВО-ВО-ВА                           МО-МО-МА                           ТО-ТО-ТА                                ХЫ-ХЫ-ХО

ВО-ВО-ВУ                          МО-МО-МУ                             ТА-ТА-ТУ                               ХЫ-ХЫ-ХУ

ВУ-ВУ-ВА                          МА-МА-МУ                             ТО-ТО-ТУ

ВУ-ВУ-ВО                          МУ-МУ-МА                              ТУ-ТУ-ТА

ВУ-ВУ-ВЫ                         МУ-МУ-МО                               ТУ-ТУ-ТО

ВЫ-ВЫ-ВУ                        МО-МО-МЫ                               ТА-ТА-ТЫ

ВЫ-ВЫ-ВА                        МЫ-МЫ-МА                              ТО-ТО-ТЫ

ВЫ-ВЫ-ВО                        МЫ-МЫ-МУ                               ТУ-ТУ-ТЫ

ГА-ГА-ГО                           МЫ-МЫ-МО                               ТЫ-ТЫ-ТА

ГО-ГО-ГА                           НА-НА-НО                                  ТЫ-ТЫ-ТО

ГО-ГО-ГУ                           НО-НО-НА                                  ТЫ-ТЫ-ТУ

ГУ-ГУ-ГО                           НО-НО-НУ                                   ФА-ФА-ФО

ГА-ГА-ГУ                            НУ-НУ-НО                                  ФО-ФО-ФА

ГУ-ГУ-ГА                            НУ-НУ-НА                                  ФА-ФА-ФУ

ГО-ГО-ГЫ                            НА-НА-НЫ                                ФО-ФО-ФУ

ДА-ДА-ДО                           НО-НО-НЫ                                ФУ-ФУ-ФА

ДО-ДО-ДА                           НУ-НУ-НЫ                                 ФУ-ФУ-ФО

ДО-ДО-ДУ                           НЫ-НЫ-НА                                 ФА-ФА-ФЫ

ДЫ-ДЫ-ДУ                          НЫ-НЫ-НУ                                 ФО-ФО-ФЫ

ДЫ-ДЫ-ДА                          НЫ-НЫ-НО                                 ФУ-ФУ-ФЫ

ДЫ-ДЫ-ДО                          ПА-ПА-ПО                                    ФЫ-ФЫ-ФА

ДО-ДО-ДЫ                          ПО-ПО-ПА                                    ФЫ-ФЫ-ФО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа при работе с гласными звуками

В своей работе использую технологию - развивающие игры. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психиче...

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

Методические материалы для логопеда "Совершенствование фонематического восприятия дошкольников"

Этапы формирование фонематического восприятия у дошкольников. Методика работы по совершенствованию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Направления работы по совершенствованию фонематического восприятия у дошкольников

В данном материале я подобрала игры и упражнения для развития фонематического восприятия. Для определения эффективности коррекционной работы мною был проведен контрольный эксперимент, где была прослеж...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие - я считаю что это основа основ правильной речи. В зависимости от того, насколько развито у ребенка фонематическое восприятие настолько развито звукопроизношение .Умение ребе...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...