Роль игры в развитии речи детей
статья по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_razvitii_rechi_detey.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №155
Центрального района СПб
воспитатель
Пелыньо Е.А.
Роль игры в развитии речи детей
Развитие речи - актуальная задача обучения в детском саду, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.
Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:
- во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.
Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.
Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Игра - основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей [3, с. 3].
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
- Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
- Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.
- Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.
- Развитие связной речи направлено на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.
Можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи в той или иной степени могут быть решены в игровой деятельности.
С целью развития речи ребёнка следует подбирать игры, позволяющие реализовать ряд функций: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной [4, с. 7].
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь [1, с. 69].
Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Например, ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей [1, с. 68]. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.
Игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время для организации игры, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности.
Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послужить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. - 2000
2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Маркова Т. А. – М. - 2002
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М. - 2002
4. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М. - 1958
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Статья: Роль игры в развитии речи детей..
Игра важна для развития речи в том, что дети в творческой деятельности решают и задачи познавательного характера. Дети сами находят решения в предложенных им игра.Это повышает их умственну...
Роль игры в развитии речи детей
Роль игры в развитии речи детейИменно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький Дошкольный возраст яв...
Статья на тему:"Роль игры в развитии речи детей"
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, м...
Роль игры в развитии речи детей.
Одной из важнейших конечных целей обучения и воспитания в дошкольном учреждении – является формирование связной речи ребенка. Большую помощь в формировании красивой, грамматически ...
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...