''Русская народная сказка ''
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по теме «Русская народная сказка»
Актуальность темы:
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В.А Сухомлинский.
Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.
Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он живой и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.
Причины:
- отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что-то почитать детям;
- замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора (смурфики, лунтики, смешарики, суперсущества);
- не понимание родителями роли книги в развитии детей
- внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация – вытесняет чтение, и даже просмотр мультфильмов;
- не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;
- не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Не отрицая прогресс, в результате выявленной проблемы решила эффективно внедрять в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.
Совместно с родителями и детьми группы была выбрана тема и название проекта «Русская народная сказка».
Цель проекта:
Через русское народное творчество формировать думающего, чувствующего, любящего свою Родину человека. Воспитывать в детях гордость за свою страну и её народ.
Задачи проекта:
-Познакомить детей с русскими народными сказками.
-Развивать связную речь детей.
-Обогатить общий словарный запас детей.
-Формировать у детей умение пересказывать сказку.
-Воспитывать культуру речи детей.
Вид проекта: групповой, творческий, познавательный.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, старший воспитатель, педагоги группы, помощник воспитателя, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: ноябрь 2013г. – апрель2014г.
Работа над проектом
1Этап: Целеполагание
На первом этапе реализации проекта «Русская народная сказка» было проведено родительское собрание, на котором было выявлено, что дети недостаточно знакомы с русскими народными сказками в связи, с чем был намечен путь в области расширения знаний русских народных сказок. В дальнейшем в группе проведены беседы, что сказки бывают «Волшебные», «Бытовые», «Про животных». В ходе которых дети могли продемонстрировать свои знания и высказать, что бы они хотели еще узнать по данной теме. Это позволило нам составить план проекта и пути реализации с учетом потребности и пожеланий детей и их родителей.
2 Этап: Разработка проекта
На этом этапе был разработан план проекта и пути его реализации, разработан конспект непосредственной образовательной деятельности. Подготовлены необходимые материалы и оборудование.
План проекта:
Этап | Содержание работы | Участники | Ответственные |
Целеполагание | Родительское собрание с целью выбора темы и путей реализации в области расширения знаний русских народных сказок | Родители воспитанников Воспитатели группы | Воспитатели группы |
Беседы, что сказки бывают «Волшебные», «Бытовые», «Про животных». | Дети средней группы | Воспитатели группы | |
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта, формулирование цели и задач проекта | Старший воспитатель Воспитатели группы | Воспитатели группы | |
Разработка проекта | Изучение опыта педагогов новаторов | Воспитатели группы | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. |
Концептуализация- поиск идей для решения проблемы. | Старший воспитатель Алексанян М.Ю | Воспитатели группы Иванченко В.В. Копылова Н.В. | |
Пополнение предметно-развивающий среды материалами, необходимыми в реализации проекта: иллюстрации к сказкам, игры со сказками, плоскостной театр, театр би-бо-бо, пальчиковый театр, видеоматериалы, альбомы, кубики, пазлы, рисунки. | Дети средней группы, родители, помощник воспитателя Попова С.И. | Старший воспитатель Воспитатели группы | |
Разработка конспектов НОД, сценария итогового мероприятия. | Воспитатели группы Музыкальный руководитель | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. | |
Выполнение проекта Презентационно- завершающий этап | Постоянное пополнение тематического уголка новыми материалами | Дети средней группы, родители, помощник воспитателя Попова С.И. | Воспитатели группы Иванченко В.В. Копылова Н.В. |
Беседы: «Волшебные сказки», «Бытовые сказки», «Сказки про животных». | Дети средней группы Воспитатели
| Воспитатели Иванченко В.В. Копылова Н.В. | |
Чтение русских народных сказок: «Гуси лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Кот и лиса», «Крошечка Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок-золотой гребешок», «По щучьему велению», «Семеро козлят и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Теремок», «Три медведя» | Дети средней группы Воспитатели
| Старший воспитатель Воспитатели Иванченко В.В. Копылова Н.В. | |
Дидактические игры: кубики и пазлы с изображением сюжетов русских народных сказок. | Дети средней группы Воспитатели группы
| Воспитатели группы
| |
Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий | Дети средней группы Воспитатели группы | Воспитатели группы | |
Игры на звукоподражание | Дети средней группы Воспитатели группы | Воспитатели группы
| |
Игра-фантазия «По щучьему велению, по моему хотению» | Дети средней группы Воспитатели группы | Воспитатели группы
| |
Творческие работы в индивидуальном альбоме ребенка | Дети средней группы Воспитатели группы | Воспитатели группы
| |
Драматизация русской народной сказки «Колобок» | Дети средней группы Воспитатель Иванченко В.В. | Воспитатель Иванченко В.В.
| |
Изготовление колобка из соленого теста, раскрашивание его гуашью. | Дети средней группы Воспитатель Иванченко В.В. | Воспитатель Иванченко В.В. | |
Оформление выставки детских работ по русским народным сказкам | Дети средней группы воспитатели | Воспитатели группы
| |
Создание альбома «Лучшие работы по теме «Русские народные сказки» | Дети средней группы воспитатели | Воспитатели группы
| |
Коллективный просмотр русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Морозко» | Дети средней группы воспитатели | Воспитатели | |
Выставка работ родителей и детей по теме «Русские народные сказки» | Дети средней группы Родители, | Воспитатели группы
| |
Итоговое мероприятие. Театрализация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» | Дети средней группы Воспитатели Музыкальный руководитель Помощник воспитателя Попова С.И. | Старший воспитатель Алексанян М.Ю. Воспитатели группы Музыкальный руководитель | |
Беседа «С какими сказками мы познакомились?» | Дети средней группы Воспитатели | Воспитатели группы | |
Подведение итогов проектной деятельности на педагогическом совете | Педагоги ДОУ | Старший воспитатель Алексанян М.Ю.
|
3 этап: Выполнение проекта
Осуществление проекта строилось на основе единства деятельности педагогов, детей, старшего воспитателя, музыкального работника, а также родителей воспитанников. Познавательно – речевая деятельность состояла из бесед, рассказов по картинкам и иллюстраций, игр на звукоподражание, игры фантазии, чтения художественной литературы, коллективный просмотр мультипликационных фильмов и сказок по теме. Создание творческих работ в индивидуальных альбомах, лепка колобка из соленого теста доказывает, что дети получили необходимые знания для реализации в продуктивной деятельности задуманного.
Игровая деятельность включала в себя дидактические и коммуникативные игры.
Дети вмести с родителями, изготовили поделки, аппликации и рисунки по теме проекта. Подбирали книги различных изданий для сравнения иллюстраций.
На завершающем этапе проекта состоялась театрализация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». В процессе которой дети смогли продемонстрировать свои знания, приобретенные за время проекта. На показе сказки присутствовали дети и сотрудники ДОУ № 1613.
Анализ проведенной работы:
Мы считаем, что участие в проекте позволило не только познакомиться с новыми для детей русскими народными сказками, а и сформировать интерес к устному народному творчеству, желанию слушать, рассматривать иллюстрации но и обыгрывать эти сказки.
Родители на основе совместной проектной деятельности могут объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Могу с уверенностью утверждать, что детско-родительские отношения обогатились совместной деятельностью: изготовление поделок, аппликаций, рисунков. У детей повысился уровень речевого развития: пополнения словаря, диалогическая речь. Дети стали интересоваться книгами, о чем свидетельствует частое посещение книжного уголка, индивидуально и мини группами. Дети проявили большой интерес при изготовлении заготовок ложек, кувшинов и последующей росписью «Хохлома» и «Гжель». Дети стали часто играть в настольно-печатные игры «Русские народные промыслы». Несколько девочек попросили родителей приобрести кукол в русских народных костюмах и с гордостью их демонстрировали другим детям при этом называя во что одеты их куклы (сарафан, кокошник) что позволяет сказать о том, что любовь и интерес к культуре своего народа у детей возрос.
Наша работа была направлена на формирование думающего, чувствующего, любящего свою Родину человека. Воспитывать в детях гордость за свою страну и её народ. Учитывая все вышесказанное мы считаем, что достигли цели проекта поставленной перед собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...
Конспект ОД (Занимательная математика в русских народных сказках) "Путешествие с Колобком по русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" .
Путешествие по сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" с Колобком...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....