Конспект занятия по развитию речи на тему: «Космос»
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи
на тему:
«Космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kosmos.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №1 "СОЛНЫШКО"
Конспект занятия по развитию речи
на тему:
«Космос»
Выполнил: Храмова Т.И.
г. Гусиноозерск
2018 г.
Цель: формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Программное содержание: учить составлять простые предложения по вопросам, по картине. Закрепить знания детей о космосе, космонавтах. Развивать умение образовывать существительные множественного числа. Совершенствовать умение согласовывать речь с движением. Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки; презентация «День космонавтики».
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадки:
Угли пылают –
Совком не достать.
Ночью не видно,
А днем не видать. (Звезды)
Блин в окошке виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел…
Поделиться не хотел! (Луна)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную (ракету)
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый. (Небо, звезды, месяц)
Какая станция
Мчится быстрее любого поезда?
(Орбитальная космическая станция)
Воспитатель: назовите слова, какие вы знаете о космосе.
Ответы детей.
Воспитатель: читает стихотворение «Космонавт» В. Степанова.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Воспитатель: рассказ о космосе.
Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?»
Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это солнечная система.
Воспитатель: чего достигли люди в наше время?
Ответы детей.
Воспитатель: читает стихотворение «Наш спутник» Е. Стюарта.
Все людским рукам подвластно,
Нет для нас преград нигде –
В море синем, в небе ясном,
На земле и на воде.
Мы звезду зажгли во мгле –
Дали спутника Земле!
Хоть и маленький, а смелый,
Он с Землей летит вперед:
Ведь ответственное дело
Поручил ему народ.
Утром рано, ночью поздно
Он для нас трудиться рад,
И ему дорогу звезды
Уступают все подряд.
Дидактическая игра «Полет в космос».
На какой планете мы живем?
Как называются люди на этой планете?
Сейчас мы с вами отправимся в космос.
Кем мы будем в полете? (Космонавтами, астронавтами)
Где стартуют космические корабли? (С космодрома)
Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр, специальную обувь)
Для чего нужны спутники?
Воспитатель уточняет с детьми значение слов «скафандр» и закрепляет его.
Внимание! Приготовиться к полету. Обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
Мы находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?
Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе.
(Дети изображают разные позы в состоянии невесомости)
Упражнение «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, (дети маршируют)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)
А потом руки вниз. (опускают руки)
Раз, два, три, потянись. (тянутся)
Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу)
В. Волина
Голосовое упражнение «Радиоволны».
Воспитатель предлагает выйти на связь с «обитателями Звезды».
За-зо-зу (произносится вопросительно).
Зя-зе-зю (произносится утвердительно).
Зве-звя-зви (произносится удивленно).
Зву-зво-звы (произносится радостно).
Воспитатель: посмотрите в иллюминатор. Что вы там видите?
Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота.
Пролетаем над лесами,
Над высокими горами.
Кто первым увидел Землю из космоса?
Какой был Юрий Гагарин?
Ответы детей: смелый, мужественный, выносливый, веселый, находчивый.
12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики.
Из центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать. На мониторе появляются картинки:
Космонавта – А кто это? (Космонавт)
Корабля – А это что? (Корабль)
(Звезда, планета, луноход и т. д.)
Дидактическая игра «Составь предложение».
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
Игра «Один – много».
Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Космонавт – космонавты – космонавтов.
Ракета – ракеты – ракет.
Планета – планеты – планет. И. т. д.
Игра «Космонавты» (речь с движением).
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)
Воспитатель: дети, о каком событии мы сегодня говорили? Как называется этот праздник?
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Готовимся стать космонавтами»
Тема: «Готовимся стать космонавтами»
Цель: совершенствование навыка составления связного рассказа с опорой на графический план.
Задачи:
• Систематизировать знания детей о космосе. Активизировать глагольный словарь.
• Развивать связную монологическую речь, фонематическое восприятие, слуховое внимание, общую моторику.
• Воспитывать интерес к данной теме, чувство гордости за свою страну.
Оборудование: карточки-схемы для составления рассказа.
Ход занятия
1. Оргмомент: игра «Собрались все дети в круг»
Собрались все дети в круг -
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и хором произносят слова).
2. Введение в тему:
Воспитатель: Ребята, какой праздник мы празднуем в апреле?
Дети: В апреле празднуем День космонавтики.
Воспитатель: О ком вспоминаем в День космонавтики?
Дети: В День космонавтики вспоминаем о Юрии Гагарине.
Воспитатель: Кто такой Юрий Гагарин?
Дети: Юрий Гагарин первым полетел в космос.
Воспитатель: В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поет об этом песни весенняя капель
Навеки будут вместе: Гагарин и апрель!
Чтобы стать космонавтом надо много заниматься, много знать и много уметь. Ребята, а вы хотите стать космонавтами?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнем готовиться прямо сейчас! Проходите на свои места, не забывайте про космическую осанку.
- Ребята, как называется человек, который летает в космос?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Как называется костюм космонавта?
Дети: Скафандр.
Воспитатель: У какой планеты есть кольца?
Дети: Сатурн.
Воспитатель: Вы назвали слова: космонавт, скафандр, Сатурн. Какой звук вы услышали в каждом слове?
Дети: Звук «С».
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы правильно произнести звук «С»?
Дети: Улыбнуться, язычок опустить за нижние зубки.
Воспитатель: А теперь давайте вместе произнесем этот звук (дети произносят звук «с», воспитатель следит за правильным произнесением звука).
Воспитатель: Космонавты должны быть очень внимательными. Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук «с» и узнаем, кто самый внимательный в группе. Я буду произносить слова, если в слове есть звук «С», то вы хлопаете в ладоши, если нет, хлопать не надо.
Слова: планета, солнце, метеорит, звезда, луна, Сатурн, космонавт.
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, кто самый сообразительный. Закончите предложение подходящим словом-действием.
- Юрий Гагарин в космос (вопрос для детей с высоким уровнем развития);
- Юрий Гагарин в космос (что сделал) (вопрос для детей со средним уровнем развития).
Дети: полетел.
Воспитатель: Вокруг Земли (вопрос для детей с высоким уровнем развития);
Вокруг земли (что сделал) (вопрос для детей со средним уровнем развития)
Дети: облетел.
Воспитатель: Обратно на Землю (вопрос для детей с высоким уровнем развития)
Обратно на Землю (что сделал) (вопрос для детей со средним уровнем развития)
Дети: прилетел.
Воспитатель: Мы тренировались, чтобы быть внимательными, сообразительными, а сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка:
В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Воспитатель: Прежде чем полететь в Космос космонавты стараются узнать о том, что такое космос, о планетах Солнечной системы, то есть космонавты очень любознательные. Мы с вами любознательные?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам составить рассказ о космосе. А чтобы рассказ получился интересным, мы воспользуемся карточками-подсказками.
Ребята, посмотрите на первую картинку и скажите, как раньше люди представляли Землю?
Дети: Раньше люди думали, что Земля плоская.
Воспитатель: А что мы сейчас знаем о нашей планете? (картинка №2)
Дети: Земля круглая, она вращается вокруг солнца.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о солнечной системе? (картинка №3)
Дети: В солнечной системе 9 планет: Венера, Марс, Земля, Меркурий, Нептун, Плутон, Юпитер, Уран, Сатурн.
Воспитатель: О чем всегда мечтали люди? (картинка №4)
Дети: Люди всегда мечтали полететь к звездам.
Воспитатель: Кто из животных первым полетел в космос? (картинка №5)
Дети: Первыми в космос полетели собаки Белка и Стрелка.
Воспитатель: Кто стал первым человеком, полетевшим в космос? (картинка №6)
Дети: Первым человеком, полетевшим в космос, стал Юрий Гагарин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получился целый рассказ о космосе. Послушайте (воспитатель объединяет все ответы детей в рассказ).
Кто желает рассказать о космосе? Но сначала давайте вспомним правила рассказывания.
Дети: говорить громко, выразительно, стоять прямо и постараться ничего не забыть.
Заслушиваются рассказы детей, в конце каждого рассказа – анализ.
Подведение итогов
Воспитатель: Сегодня мы готовились, чтобы кто-то из вас смог в будущем стать космонавтом. Мы старались быть внимательными, сообразительными. Как вы считаете, вы можете стать космонавтами в будущем?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам прокатится на ракете.
Я в космической ракете,
Я быстрее всех на свете,
Рядом с солнцем пролечу,
Здравствуй, солнце, прокричу!
Занятие по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие в космос»
Программное содержание
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
- Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Обогащать речевой словарь. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному. Помогать, детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков «с», «ш», «р».
- Воспитывать усидчивость, внимание, любовь к окружающему миру
- Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, игры, отражение в рисунках.
- Индивидуальная работа:
- продолжать учить произносить звук «с» Яну, Юлю, Никиту.
- продолжать согласовывать слова в предложениях Настю, Дашу, Руслана
- воспитывать усидчивость Равиля, Тимура, Никиту.
6. Активизировать речь детей словами: космодром, астронавт, звездочет, скафандр, стюардесса.
Развивающая работа
Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать стихи по таблице. Развивать умение составлять предложения по картинкам. Развивать память, мышление. воображение
Ход занятия
Путешествие в космос
1. Ребята, сегодня когда я шла на работу, небо стояло светлое и опустился шар на землю а оттуда вышла загадочная девушка. Она мне рассказала кто она и откуда.
2. Воспитатель: ну что дети примем приглашение. Полетим на планету «Марс»
- а как называют людей, которые летают на другую планету (космонавт, астронавт)
3. Двигательная разминка
Если в космос мы хотим
Значит, скоро полетим
Самым дружным будет
Наш веселый экипаж
А на чем же мы полетим на Марс?
Воспитатель: Что бы полететь на Марс нам нужно полететь на космодром (повторяют)
На чем мы полетим на космодром? (на самолете)
Что ж садимся в самолет. Ребята давайте составим из геометрических фигур самолет. Пристегиваем ремни и полетим, заводим моторы
Руки ставим мы в разлет
Получаем самолет
Мах крылом туда – сюда
Делай раз и делай два
Ребята, скажите, кто управляет самолетом (пилот, летчик)
А нас обслуживает стюардесса
Стюардесса: добрый день уважаемые пассажиры, начинаем наш полет, прошу вас пристегнуть ремни, наш самолет наберет высоту. Что бы полет прошел благополучно вы должны подкрепится, я предлагаю вам выбрать продукты питания в которых есть звук «С».
Воспитатель: стюардесса принесла вам продукты чтобы вы подкрепились. Выберите те продукты, где есть звук «С» (сок, масло, сметана, сыр, сосиски, чеснок, сливы, абрикосы, капуста, апельсин)
Вот мы подлетаем на Байконур к космодрому.
Чтобы стать космонавтом, надо много трудиться, много знать, быть физически подготовленным.
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много знать
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд
Только дружный звездочет
Может взять с собой в полет
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты
Вот мы и прилетели на космодром
Физминутка:
Дружно в ногу мы идем
Мы идем на космодром
Мы походим на носках
А потом на пятках
Вот проверили осанку
И свели лопатки
Ждет как быстрая ракета
Для полета на планету
Отправляемся на Марс
Звезды, в гости ждите нас
Ну что ж, все успешно прошли испытания и допущены к полету
А теперь заходим в ракету. Проверим, все ли системы космического корабля работают исправно. Проверяем топливо (произносим С С С)
Открываем и закрываем люки (делают вверх и вниз на звук А)
Проверяем радио (произносят короткие и острые звуки «У» в разных регистрах, воспитатель показывает высоту звука рукой)
Включаем двигатель (Произносят звук Р и вращают кулачками перед грудью).
Дети, а можно полететь в космос в наших костюмах? что же мы должны надеть (скафандры, космические костюмы).
А как можно назвать ракету? (звездолет)
Надеваем скафандры (что надеваем – скафандры)
Воспитатель: без улыбки звездолет не полет
Улыбнемся же друг другу детвора
Не страшна тогда любая высота
Внимание приготовились к полету
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 ПУСК!
Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелая голова, руки, ноги, откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения земли и находимся в состоянии невесомости.
А сейчас посмотрим в иллюминатор
Песня «Земля в иллюминаторе»
Возьмите в руки фотоаппараты, приступаем к съемкам земли
Нам дают радиосигналы, что нужно фотографировать
Лес, сосна, что будем снимать
- какой? Сосновый лес; какие? Сосновые леса.
- абрикосы сад (какой – абрикосовый сад, какие – абрикосовые сады)
- апельсин сад (какой – апельсиновый сад, какие – апельсиновые сады)
Молодцы все справились с заданием.
Наденьте наушники, выходим на связь с Землей
Песня «Я- Земля»
Передаем радиограммы из следующих слов: ребята я вам сейчас буду показывать таблицу с символами. Вы должны правильно составить предложение.
- Пролетать северный полюс, над (пролетаем над северным полюсом)
- Пролететь пустыня над (пролетать над пустыней)
Сейчас мы с вами прочитаем стих – я, но вы должны закончить последние слова в стих – е по таблице.
Пилот в Космической ракете
На землю глянул с высоты
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота
Пролетаем над лесами
Над высокими горами.
Песня «Трава у дома»
Приготовьтесь ребята к посадке на Марс.
Все космонавты по местам (звучит космическая музыка)
По курсу Марс – он виден нам
Загадочная эта.
Красная планета
А теперь мы очень гладко
Все заходим на посадку
Вместе с детьми:
Марсиане, где же вы?
Все мы жители Земли
В гости к Вам скорей спешим
Познакомится, хотим
Развитие мимики
Сначала марсиане испугались
Очень заволновались
Потом они удивились
И с ними они подружились
Нам они улыбались
И весело с нами смеялись
Выходит Сусасея говорит слова
Игра логопедическая
Мы Сусасее приготовили подарки. Давайте ребята подарим (бусы, герб)
Сусасея дарит сок
А теперь пора прощаться,
И на Землю возвращаться
Космонавты по местам
Старт давайте кораблям
Вот вернулись из полета
Наши храбрые пилоты
Все приедем мы с дороги
Подведем свои итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"
Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...
Конспект занятия по аппликации на тему: «Космос»
Конспект занятия по аппликациина тему:«Космос»...
КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ "КОСМОС"
Цель: знакомство с космосом, с профессиями людей, занятых в освоении космоса....
Конспект занятия по аппликации на тему "Космос" в подготовительной группе
Данное занятие проводится с группой детей подготовительного дошкольного возраста по теме "Космос". Проводя с детьми данное занятие, мы расширяем знания детей о космосе, учим передавать форму...
Конспект занятия в старшей группе Тема «Космос»
Конспект занятия в старшей группе Тема «Космос»...
Конспект занятия по конструированию на тему "Космос" в подготовительной группе
Конспект НОД по конструированию в подготовительной к школе группе «Космос»Воспитатель: Власова ТатьянаЦель: создание условий для совершенствования конструктивных навыков детей в ...
Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»
Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»...