Дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр в подготовительной группе
по развитию речи
«Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
«Скажи по-другому».
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
«Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
«Закончи предложение».
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»
«Не ошибись».
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
«Отгадайте, что за растение».
Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«Похож – не похож».
Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»
«Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
.
« Прятки»
Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.
Ход. Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.
«Отгадай-ка!».
Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.
«Вершки и корешки».
Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.
«Новоселье»
Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.
Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.
«Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа»
«Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа»
«козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»
«Заяц живёт над козлёнком»
«Мышка живёт над зайцем»
«Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»
«Подарки для новоселов»
- Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук).
Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок.
Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу.
«Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева»
«Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева»
3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»
Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или
«На втором этаже слева живёт зайчонок».
4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными.
«Что мы подарили мышонку?»
«Мы подарили мышонку мяч».
«Что это такое?».
Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.
Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.
«Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растения по листу.
Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«Расскажи без слов».
Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями. Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы. Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.
«Измени слово»
Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ.
Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает.
Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.
- Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.
- Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем…
- Вы ищете…; -Они ищут…
Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а
« Ласточки и люди»
Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.
Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.
У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.
У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.
У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.
У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.
У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.
У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.
«Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
«Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
«Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.
«Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.) «Назови растение с нужным звуком». Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления. Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.
«Скажи, что ты слышишь».
Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.
Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.
«Какая? какой? какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая… Пальто – теплое, зимнее, новое, старое… Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая… Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».
Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"
Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....