Дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям дошкольников, посещающих младшую группу.
Уважаемые родители! Во время вынужденного отдыха предлагаю занять детей играми. Они расчитаны на деток с разным уровнем восприятия и мышления , но уверена, что для каждого найдётся что-то интересное.
«Выдели слово»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленке, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех этих словах?»
Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь). И спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.
«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.
«Назови лишнее слово»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных .
Гора, гора, гора, нора, гора.
Голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коза, коса.
Утенок, утенок, котенок, утенок.
«Какой звук начинает слово?»
Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
«Цепочка»
От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.
Развивайте, обогащайте и активизируйте словарный запас ребенка.
«Что делает?»
Лампочка...(горит).
Корова...(мычит).
Доктор...(лечит).
«Небылица»
Бабочка плавает, а рыбка летает.
Мышка рычит, а медведь пищит.
Метла рубит, а топор подметает.
Огонь льется, а вода горит.
Гусь кудахчет, а курица гогочет.
«Игра с мячом»
Ребенок получает мяч и называет обратное действие:
залезть - …
вбежать - …
въехать - …
скатиться - … (И т. п.)
«Назови одним словом»
Рубашка, майка, свитер, брюки — это...(одежда).
Сандалии, ботинки, сапоги — это...(обувь).
Картошка, капуста, свекла — это...(овощи).
«Один-много»
Мяч — много мячей.
Лягушка — много...(лягушек).
Диван — много...(диванов).
Белка — много...(белок).
Повар — много...(поваров).
Кресло — много...(кресел).
Машина — много...(машин).
«Чем похожи?»
Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул.
«Игрушки»
Про какие игрушки можно сказать мой, моя? Придумай и назови слова, про которые можно сказать мой и моя.
«Где сидит птица?»
В два ряда разложены картинки. В верхнем ряду: ворона, воробей, сова, дятел, синица. В нижнем ряду: забор, трава, ветка, дерево, куст. Ребенок составляет предложения. Например:
Ворона сидит на заборе.
Дятел сидит на дереве.
Воробей сидит в траве.
Синица сидит на кусте.
Сова сидит на ветке.
«Назови много»
Взрослый произносит предложение, ребенок договаривает последнее слово и повторяет предложение.
У меня лист, а на дереве...(листья).
У меня ветка, а на дереве...(ветки).
У меня ромашка, а в поле...(ромашки).
«Сундучок с картинками»
Взрослый читает стихотворение, ребенок вытаскивает картинку и называет.
Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Таня, подходи,
Вынь картинку, назови.
Взрослый спрашивает: «Что ты вытащила?» - «Я вытащила красное яблоко, синее ведро и т.д.»
Взрослый медленно читает короткие стихи, в которых одно слово неправильное. Ребенку нужно отгадать, что это за слово. Например:
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мандарины спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Волки ползают по дну,
Щуки лают на луну...
«Наоборот»
Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением.
Например: высоко - ...(низко), потерял - ...(нашел).
«Закончи фразу»
Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенку нужно назвать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон...(кислый); река широкая, а ручей...(узкий).
«Магазин игрушек»
Взрослый предлагает внимательно посмотреть на полку и назвать игрушки, которые на ней лежат. Подсказать, какие игрушки надо купить ребенку. Подсказка: цвет пятнышка у них на табличке и цвет игрушки совпадают. Например: «Девочка купит одно яблоко, одну зебру и одного слона».
«Посчитай»
Взрослый предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано. При счете надо следить за правильным и четким произнесением окончаний.
Например: «Одно платье, два..., три..., четыре..., пять платьев. Много чего? Платьев».
«Кто как передвигается?» (игра с мячом)
Взрослый, бросая мяч ребенку. Задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
В з р о с л ы й. Кто летает?
Р е б е н о к. летают птицы, бабочки, мухи, жуки.
В з р о с л ы й. Кто плавает?
Ре б е н о к. плавают рыбы, киты, акулы.
«Я — мы»
Взрослый читает двустишия, в которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Ребенок повторяет так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе.
Я бегу, бегу, бегу, Мы бежим, бежим, бежим,
Я на месте не стою. Мы на месте не стоим.
Я гуляю, загораю, Мы гуляем, загораем,
Землянику собираю. Землянику собираем.
На скамейке я сижу На скамейке мы сидим
И о чем-то говорю. И о чем-то говорим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».
Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"
Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....