Дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи (младшая группа)

Белинская Ирина Анатольевна

Младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям дошкольников, посещающих младшую группу.

 Уважаемые родители! Во время вынужденного отдыха предлагаю занять детей  играми. Они расчитаны на деток с разным уровнем восприятия и мышления , но уверена, что для каждого найдётся что-то интересное.

«Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленке, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех этих словах?»

Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь). И спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных .

Гора, гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Цепочка»

От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.

Развивайте, обогащайте и активизируйте словарный запас ребенка.

«Что делает?»

Лампочка...(горит).

Корова...(мычит).

Доктор...(лечит).

«Небылица»

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Мышка рычит, а медведь пищит.

Метла рубит, а топор подметает.

Огонь льется, а вода горит.

Гусь кудахчет, а курица гогочет.

«Игра с мячом»

Ребенок получает мяч и называет обратное действие:

залезть - …

вбежать - …

въехать - …

скатиться - … (И т. п.)

«Назови одним словом»

Рубашка, майка, свитер, брюки — это...(одежда).

Сандалии, ботинки, сапоги — это...(обувь).

Картошка, капуста, свекла — это...(овощи).

«Один-много»

Мяч — много мячей.

Лягушка — много...(лягушек).

Диван — много...(диванов).

Белка — много...(белок).

Повар — много...(поваров).

Кресло — много...(кресел).

Машина — много...(машин).

«Чем похожи?»

Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул.

 

«Игрушки»

Про какие игрушки можно сказать мой, моя? Придумай и назови слова, про которые можно сказать мой и моя.

«Где сидит птица?»

В два ряда разложены картинки. В верхнем ряду: ворона, воробей, сова, дятел, синица. В нижнем ряду: забор, трава, ветка, дерево, куст. Ребенок составляет предложения. Например:

Ворона сидит на заборе.

Дятел сидит на дереве.

Воробей сидит в траве.

Синица сидит на кусте.

Сова сидит на ветке.

«Назови много»

Взрослый произносит предложение, ребенок договаривает последнее слово и повторяет предложение.

У меня лист, а на дереве...(листья).

У меня ветка, а на дереве...(ветки).

У меня ромашка, а в поле...(ромашки).

«Сундучок с картинками»

Взрослый читает стихотворение, ребенок вытаскивает картинку и называет.

Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Таня, подходи,

Вынь картинку, назови.

Взрослый спрашивает: «Что ты вытащила?» - «Я вытащила красное яблоко, синее ведро и т.д.»

Взрослый медленно читает короткие стихи, в которых одно слово неправильное. Ребенку нужно отгадать, что это за слово. Например:

Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мандарины спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Волки ползают по дну,

Щуки лают на луну...

 

«Наоборот»

Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением.

Например: высоко - ...(низко), потерял - ...(нашел).

«Закончи фразу»

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенку нужно назвать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон...(кислый); река широкая, а ручей...(узкий).

«Магазин игрушек»

Взрослый предлагает внимательно посмотреть на полку и назвать игрушки, которые на ней лежат. Подсказать, какие игрушки надо купить ребенку. Подсказка: цвет пятнышка у них на табличке и цвет игрушки совпадают. Например: «Девочка купит одно яблоко, одну зебру и одного слона».

«Посчитай»

Взрослый предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано. При счете надо следить за правильным и четким произнесением окончаний.

Например: «Одно платье, два..., три..., четыре..., пять платьев. Много чего? Платьев».

«Кто как передвигается?» (игра с мячом)

Взрослый, бросая мяч ребенку. Задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

В з р о с л ы й. Кто летает?

Р е б е н о к. летают птицы, бабочки, мухи, жуки.

В з р о с л ы й. Кто плавает?

Ре б е н о к. плавают рыбы, киты, акулы.

«Я — мы»

Взрослый читает двустишия, в которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Ребенок повторяет так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе.

Я бегу, бегу, бегу,                                     Мы бежим, бежим, бежим,

Я на месте не стою.                                 Мы на месте не стоим.

Я гуляю, загораю,                                    Мы гуляем, загораем,

Землянику собираю.                                Землянику собираем.

На скамейке я сижу                                  На скамейке мы сидим

И о чем-то говорю.                                   И о чем-то говорим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....