Развитие речи (старшая группа). Звук [Ш]
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Симакова Мария Васильевна

Звук [Ш]

Цели: закрепление представления о звуке [Ш] и букве Ш; расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; привлечение внимания к звуковому и слоговому составу слов; развитие тонкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._5-6_let._gruppa_1._08.04.2020.docx477.39 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [Ш]

Цели: закрепление представления о звуке [Ш] и букве Ш; расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; привлечение внимания к звуковому и слоговому составу слов; развитие тонкой моторики рук.

Ход занятия

История про Ежика, Лисёнка и Мудрую Сову.

На улице Согласных Звуков внимание наших путешественников привлёк один необычный дом. Он был очень старый и почти целиком состоял из одной крыши, покрытой соломой и веточками.

«Это прямо не дом, а шалаш», — сказала Мудрая Сова, разглядывая странное строение. Игрушки вошли в шалаш через широкий треугольный проход и увидели внутри лишь голые стены. В тишине были слышны только какие-то непонятные шорохи да деловитое шебуршание мышей.

Вдруг с улицы послышался резкий хлопок, затем визг тормозов и последовавшее за ним громкое шипение. Игрушки выбежали из шалаша и увидели... (См. рис. на с. 44.)

Работа с рисунком. Тетрадь «По дороге к Азбуке» 4ч (с. 44).

Картинка, где изображено, как шипит лопнувшая шина, обозначает звук [Ш]. Покажите на рисунке звук [Ш] и расскажите, какой он. (Согласный, глухой, твёрдый.)

Выложите слоги: ША – АШ – ШО – ОШ – ШУ – УШ – ЭШ- ШЭ – ШЫ – ЫШ – ИШ

Перечислите изображённые на рисунке (с. 44) предметы, в названии которых слышится звук [Ш].

Работа с рисунком (с. 45).

Первая схема обозначает, что в слове есть один звук [Ш], который слышится в начале этого слова.  Необходимо найти названия, каких картинок подходят к первой схеме? (Шоколадка.) Таким же образом анализируются последующие схемы. Можно также предложить детям самостоятельно подобрать картинки к схемам и соединить их стрелками. З.

Физкультминутка.

МИШКА И ШИШКА

Мишка косолапый                                                     Вдруг упала шишка

По лесу идёт.                                                            Прямо мишке в лоб.

Шишки собирает,                                                    Мишка рассердился

Песенки поёт.                                                           И ногою топ.

(Дети показывают, как неуклюже ходит медведь, как наклоняется за шишками. Потом слегка ударяют себя по лбу, грозят пальце и топают ногой.)

Игра. Изменение формы слов.

Измените слово так, чтобы в нём появился звук [Ш]: солнце (солнышко), рубаха (рубашка), гармонь, муха, мальчик, девочка, река, ухо, ладонь, горох, кума, кадка, брат, сын, скворец, воробей, зайчик, муравей, окно.

Скажите со словом ты: есть (ты ешь), видеть (ты видишь), молчать, слышать, спать, делать, гулять, петь, говорить, копать, идти, пить, давать, кричать, отвечать.

Слоговой анализ и синтез слов (рис. на с. 45).

Назовите картинки. Выделите в каждом слове первый слог. Составьте слово из первых слогов в названиях картинок (ла-до-ши).

Игра «Найди слова в словах».

 Найдите слова в словах: хло-ПУШКА, ти-ШИНА, ка-МЫШИ; пушки (ушки), шутка (утка), башня (баня).

Ребусы (рис. на с. 45).

Разгадайте ребусы. (Шарф, опушка, машина.)

Знакомство с буквой Ш (рис. на с. 45).

Эта буква называется «ша». Она обозначает звук [Ш]. Мы будем штриховать ее только  синем цветом, потому что звук всегда твердый.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

(Г. Виеру)

Превратите буквы Ш в вилы и окошко. Прочитайте слоги.

Работа в прописях «Наши прописи» ч. 2 (с. 20).

Подведение итогов занятия. Что вы узнали о звуке [Ш]? Какой буквой он обозначается?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект НОД по развитию речи старшей группе. Тема: "Дифференциация звуков "с" и "ш"."

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Дифференциация звуков "с" и "ш"."...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.

Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)Задачи:Образовательные:Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориент...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...