Развитие речи (старшая группа). Звук [Ш]
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Звук [Ш]
Цели: закрепление представления о звуке [Ш] и букве Ш; расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; привлечение внимания к звуковому и слоговому составу слов; развитие тонкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._5-6_let._gruppa_1._08.04.2020.docx | 477.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [Ш]
Цели: закрепление представления о звуке [Ш] и букве Ш; расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; привлечение внимания к звуковому и слоговому составу слов; развитие тонкой моторики рук.
Ход занятия
История про Ежика, Лисёнка и Мудрую Сову.
На улице Согласных Звуков внимание наших путешественников привлёк один необычный дом. Он был очень старый и почти целиком состоял из одной крыши, покрытой соломой и веточками.
«Это прямо не дом, а шалаш», — сказала Мудрая Сова, разглядывая странное строение. Игрушки вошли в шалаш через широкий треугольный проход и увидели внутри лишь голые стены. В тишине были слышны только какие-то непонятные шорохи да деловитое шебуршание мышей.
Вдруг с улицы послышался резкий хлопок, затем визг тормозов и последовавшее за ним громкое шипение. Игрушки выбежали из шалаша и увидели... (См. рис. на с. 44.)
Работа с рисунком. Тетрадь «По дороге к Азбуке» 4ч (с. 44).
Картинка, где изображено, как шипит лопнувшая шина, обозначает звук [Ш]. Покажите на рисунке звук [Ш] и расскажите, какой он. (Согласный, глухой, твёрдый.)
Выложите слоги: ША – АШ – ШО – ОШ – ШУ – УШ – ЭШ- ШЭ – ШЫ – ЫШ – ИШ
Перечислите изображённые на рисунке (с. 44) предметы, в названии которых слышится звук [Ш].
Работа с рисунком (с. 45).
Первая схема обозначает, что в слове есть один звук [Ш], который слышится в начале этого слова. Необходимо найти названия, каких картинок подходят к первой схеме? (Шоколадка.) Таким же образом анализируются последующие схемы. Можно также предложить детям самостоятельно подобрать картинки к схемам и соединить их стрелками. З.
Физкультминутка.
МИШКА И ШИШКА
Мишка косолапый Вдруг упала шишка
По лесу идёт. Прямо мишке в лоб.
Шишки собирает, Мишка рассердился
Песенки поёт. И ногою топ.
(Дети показывают, как неуклюже ходит медведь, как наклоняется за шишками. Потом слегка ударяют себя по лбу, грозят пальце и топают ногой.)
Игра. Изменение формы слов.
Измените слово так, чтобы в нём появился звук [Ш]: солнце (солнышко), рубаха (рубашка), гармонь, муха, мальчик, девочка, река, ухо, ладонь, горох, кума, кадка, брат, сын, скворец, воробей, зайчик, муравей, окно.
Скажите со словом ты: есть (ты ешь), видеть (ты видишь), молчать, слышать, спать, делать, гулять, петь, говорить, копать, идти, пить, давать, кричать, отвечать.
Слоговой анализ и синтез слов (рис. на с. 45).
Назовите картинки. Выделите в каждом слове первый слог. Составьте слово из первых слогов в названиях картинок (ла-до-ши).
Игра «Найди слова в словах».
Найдите слова в словах: хло-ПУШКА, ти-ШИНА, ка-МЫШИ; пушки (ушки), шутка (утка), башня (баня).
Ребусы (рис. на с. 45).
Разгадайте ребусы. (Шарф, опушка, машина.)
Знакомство с буквой Ш (рис. на с. 45).
Эта буква называется «ша». Она обозначает звук [Ш]. Мы будем штриховать ее только синем цветом, потому что звук всегда твердый.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
(Г. Виеру)
Превратите буквы Ш в вилы и окошко. Прочитайте слоги.
Работа в прописях «Наши прописи» ч. 2 (с. 20).
Подведение итогов занятия. Что вы узнали о звуке [Ш]? Какой буквой он обозначается?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Конспект НОД по развитию речи старшей группе. Тема: "Дифференциация звуков "с" и "ш"."
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Дифференциация звуков "с" и "ш"."...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...
Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.
Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)Задачи:Образовательные:Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориент...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...