Дидактические игры !
методическая разработка по развитию речи

 Туралиева Айгуль Сергеевна

Дидактические игры по развитию речи на весь год!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_po_razv_rechi.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

Сентябрь

1. Д. Игра «Мохнатенькая усатенькая»

Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Обогащать словарь детей образными словами (мохнатенькая, усатенькая). Развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: Корзинка, салфетка, игрушка кошка.

2. Д. Игра «Ходит по двору петушок»

Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Активизировать глаголы, инициативные высказывания детей. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудования: игрушка-петушок, расписной платок.

3. Д. Игра «Ты, собачка, не лай»

Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих часть тела. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Создавать условия для инициативных высказываний.

Оборудование: игрушки: собачки, утки, тазик с водой.

4. Д. игра «Рано-рано по утру»

Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Поощрять звука подражания, инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: игрушки: дудочка, корова.

5. Д.игра «Повторялки»  

Цель: развивать фонематический слух и четкость произношения, стимулировать словотворчество.

Октябрь

1. Д. Игра «Летают листья, кружатся»

Цель: Вызывать у детей положительные эмоции при чтении потешек. Учить соотносить слово и выразительные движения, условные действия, инициативные высказывания. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Оборудование: осенняя ветка, зонтик, разноцветные листья.

2. Д. Игра «Еду, еду на лошадке»

Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Стимулировать инициативные высказывания. Вызывать подражание речи взрослого. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: игрушка лошадка-качалка, красная шапка.

3. Д. Игра «Чики-чики-чикалочки»

Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Произносить звукоподражание, произносить потешки вслед за взрослым. Стимулировать инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: кукла мальчик, палочка-лошадка.

4. Д. Игра «Живет в норке, грызет корки»

Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения; подражать речи взрослых. В звукоподражаниях развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: игрушки мышки (3-4 мышки расставляют на видных местах в группе), корзиночка, салфетка.

5. Д.игра «Чудесный мешочек»

Цель: побуждать самостоятельно называть предметы и их свойства, способствовать расширению словарного запаса.

Оборудование: яркий мешочек, различные предметы.

Ноябрь

1. Д. Игра «Я козочка Ме-ке-ке»

Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь детей наименований частей тела. Соотносить слово и выразительные движения. Воспитывать интерес к народным потешкам. развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: игрушка коза.

2. Д. Игра «Кто душистый любит мед»

Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь детей наименованиями, обозначающими части тела. Учить соотносить слово и выразительное движение. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей в процессе звукоподражаний.

Оборудование: игрушка мишка.

3. Д. Игра «Спать пора»

Цель: Вовлекать детей в общение. Стимулировать непроизвольные инициативные высказывания. Активизировать слова, обозначающие животных и части тела. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: игрушки: мишка, слон, бычок, кроватки.

4. Д. Игра «Курочка Рябушечка»

Цель: Побуждать детей совместно разыгрывать игровые сценки. Ориентироваться на слова взрослого и действия сверстников. Сопровождать слово выразительными движениями. Закреплять знания наименований тела. Развивать речевой слух, упражняться в произнесении гласных звуков в звукоподражательных словах.

Оборудование: Корзинка, салфетка, игрушка курица (пестрая)

5.Д.игра «Побродим по лужам»

Цель: расширять словарный запас, развивать речевое дыхание.

Оборудование: картинка с изображением дождя.

Декабрь

1. Д. Игра «Уж ты, котя-коток»

Цель: Вовлекать детей в диалог, побуждать использовать слова обозначающие части тела, соотносить выразительные движения со словами. В процессе звукоподражания уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Стимулировать инициативные высказывания детей.

Оборудование: Кукла Маша, кот, кроватка для куклы.

2. Д. Игра «У лесного родничка пили воду два бычка»

Цель: Побуждать вступать детей в парное взаимодействие со сверстниками. Ориентироваться друг на друга. Развивать понимание речи. Учить детей соотносить слово и выразительное движение. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: игрушки: дудочка, корова, теленок.

3. Д. Игра «Холодно»

Цель: Вовлекать детей в диалог. Поощрять инициативные высказывания. Активизировать слова обозначающие предметы одежды. Побуждать сопровождать речь условными выразительными действиями. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи. Развивать речевое дыхание. 

Оборудование: Кукла в зимней одежде. Варежка. Игрушка (кошка).

4. Д. Игра «Есть в лесу под елкой хата»

Цель: Воспитывать интерес детей к поэтическому слову. Побуждать к инициативным высказываниям. Вовлекать в общий разговор. Учить самостоятельно строить высказывания в повелительном наклонении. Уточнять правильное произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: Украшенная елочка. Под елкой «снег». Игрушки: медвежонок и медведица.

5. Д.игра «Тихо-громко»

Цель: развивать голосовой аппарат, отрабатывать навык тихого и громкого проговаривания отдельных слов.

Оборудование: игрушка Мишка, мешочек с колокольчиками.

Январь

1. Д. Игра «Маленькой елочке холодно зимой»

Цель: Вовлекать детей в диалог. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Закреплять наименование животных. Обогащать словарь глаголами, образованными от звукоподражания. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Стимулировать инициативные высказывания детей. Развивать чувство языка.

Оборудование: Нарядная елочка. Игрушки: собачка, кот, курочка, мышка, чашка.

2. Д. Игра «Баранки, калачи, с пылу, с жару из печи»

Цель: Развивать восприятие и понимание речи. Вовлекать детей в диалог и игровое взаимодействие. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Соотносить слово и выразительные движения. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи.

Оборудование: Баранки, калачи (из солёного теста). Игрушки: кукла и собачка.

3. Д. Игра «Шла лисичка по мосту»

Цель: Вовлекать детей в диалог, развивать восприятие и понимание речи. Активизировать глаголы, наименование животных. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: Игрушки: лиса с вязанкой прутиков, медведь, еж, кот, кукла-мальчик, платок

4. Д. Игра «Заинька, попляши»

Цель: Развивать мотивационную основу речевой деятельности. Формировать умение подражать движениям и звукам, обобщенные представления, учить называть действия, соотносить слова и предметы, явления, действия, употреблять повелительные наклонения глаголов, способствовать правильному произношению звука (а).

Оборудование: большая игрушка заяц.

5. Д.игра «Где моя мама»?

Цель: побуждать детей соотносить названия детенышей  животных с названием самих животных и закрепить это в их речевой продукции (кошка-котенок, заяц-зайчонок).

Оборудование: фигурки животных для настольного театра.

Февраль

1. Д. Игра «Мчится поезд»

Цель: Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь точными наименованиями предметов, частей предметов, действий. Активизировать словарь наименованиями животных. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат.

Оборудование: Игрушки: поезд, мишка, заяц, лиса, белка.

2. Д. Игра «Диди-лада-ладушки»

Цель: Вовлекать детей в диалог. Активизировать словарь наименованиями предметов одежды и посуды. Соотносить слова с условными действиями. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: Игрушки: две куклы (мальчик, девочка), посуда: тарелка, кастрюля, сковородка, половник. Платок.

3. Д. Игра «Вечерняя песенка»

Цель: Вовлекать детей в диалог. Побуждать отвечать на вопросы, высказать пожелания. Обогащать речь детей образными словами и выражениями. Учить соотносить слова и выразительные движения. В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: Игрушки: кукла -  мальчик, кровать с одеялом, еж, белка, медведь, волк, серебряная мишура, вырезанное из бумаги дерево величиной с ежика.

4. Д. Игра «Поиграем»

Цель: Учить вести диалог. Активизировать словарь наименований игрушек, деталей предметов, глаголов. Подводить к описанию предметов. В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: игрушки: лошадка, машина, пароход, самолет (две куклы, мальчик, девочка).

5. Д.игра «На чем дети катаются»

Цель: развивать у детей навыки фразовой речи.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки

Март

1. Д. Игра «Мама дорогая крепко любит нас»

Цель: Активизировать словарь наименований овощей, предметов одежды, отвечать на вопросы. Соотносить слово и выразительные выражения. В процессе звукоподражания развивать артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: Кукла мама и кукла дочка. Игрушечная мебель (по усмотрению воспитателя). Кастрюля, миска с овощами.

2. Д. Игра «Нос умойся»

Цель: Уточнить представления детей об умывальных принадлежностях. Побуждать детей к общению со взрослыми. Активизировать глаголы. Соотносить глагол и выразительные выражения.

Оборудование: Игрушка мишка. Корзинка с предметами: мыло, губка, расческа. Посуда: кастрюля, сковородка, половник.

3. Д. Игра «Что за зверушка – зеленая квакушка?»

Цель: Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь детей точными наименованиями, определениями, глаголами. Подводить к составлению текстов описаний. Побуждать высказываться как о том, что видишь (ситуативная речь), так и не опираясь на ситуацию (вне ситуативная). В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: Тазик с водой, игрушки лягушки 2 штуки, мягкие игрушки - лягушка, медведь, зеленый платок (для «кочки»).

4. Д. Игра «Птичий двор»

Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, учить вести диалог, отвечать на вопросы взрослого. Подводить детей к составлению коротких текстов (вместе со взрослыми). Закреплять произношение гласных и простых согласных.

Оборудование: Тазик с водой. Игрушки: 2 утки, петух, курица.

Апрель

1. Д. Игра «Наши гуси у пруда»

Цель: Развивать вне ситуативного общения. Побуждать отвечать на вопросы. Обогащать словарь детей глаголами, прилагательными. Подводить к отгадыванию загадок; к составлению совместно с воспитателем короткого текста. В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: Тазик с водой. Игрушки: гусь, утка, курица, петух.

2. Д. Игра «Дождик песенку поет»

Цель: Обобщать в слове представления детей о весне. Обогащать словарь образными словами. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: Игрушки: воробьи, голуби, щенок, синий платок. Солнышко (желтый круг с лучиками на палочке), серебряный дождь.

3. Д. Игра «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок»

Цель: Побуждать детей подговаривать строки стихотворения, закреплять слова – наименования частей тела, побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие, отвечать на вопросы. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: корзинка, салфетка, мыло, губка, тазик, зонт, серебряный дождь. Игрушки: свинья и поросенок.

4. Д. Игра «Длинное ухо и клубок - колючий бок»

Цель: Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие. Учить самостоятельно строить высказывание из одной двух фраз. Подводить к освоению простых способов словообразования, включаться игровыми действиями в ролевой диалог, который ведется от имени игрушек. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: Игрушки: машина, зайчиха с зайчонком, еж, ежиха, ежонок, яблоко.

5. Д.игра «Погляди и найди»

Цель: развивать навыки фразовой речи

Оборудование: предметы труда (ножницы, грабли, лопатка, лейка)

Май

1. Д. Игра «Дорожка у дома»

Цель: Формировать умение вести диалог, добавлять отдельные слова. Обогащать словарь детей словами, связанными с движениями транспорта. Словами - обозначениями деталей машины, наименованиями животных. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: Игрушки: машина, ежик, заяц, свинья, обезьяна. Детали строительного материала: веревки для обозначения «дороги».

2. Д. Игра «Мой мишка»

Цель: Учить отвечать на вопросы, развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание. Соотносить слово и выразительные движения. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: Игрушки: кукла медвежонок, одетый в рубашку и штанишки; кастрюля, ложка, салфетка, конфета.

3. Д. Игра «Лека, лейка, воды не жалей-ка»

Цель: Активизировать диалогическую речь у детей, побуждать самостоятельно строить высказывания из одной двух фраз, описывая предметы, обогащать словарь названиями овощей и их качеств. Подводить к усвоению обобщающего наименованию «овощи» уточнять произношение гласный и простых согласный звуков.

Оборудование: Лейка, корзина, салфетка, платок зеленого цвета, веревка. Муляжи овощей: морковь, лук, помидор, огурец.

4. Д. Игра «Топ, топ, топотушки»

Цель: Учить называть предметы и действия. Формировать имитативные способности, обобщенные представления, названия предметов, животных. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.

Оборудование: Игрушки животных (заяц, ежик, птичка, собака, кот, мышка, козочка, утка, черепаха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...