Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Звуковая культура речи.Работота над предложением.Подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrzanyatie_po_razvitiyu_rechi_2019.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Провела : Зайнутдинова Оксана Викторовна.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37)
Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Цель: продолжать формировать фонетическое восприятие у детей, умение определять место звука и количество слогов в слове, умение определять последовательность слов в предложении, учить составлять схему предложения, продолжать работу с детьми над смысловой стороной речи; развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову, воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.
Материалы и оборудование: звуковые линейки для определения места звука в слове, домики с изображением окошек, которые соответствуют количеству слогов в слове, по 3 прямоугольника на каждого ребенка для составления схемы предложения, карточки с изображением хрустальных предметов, портрет поэта Ф. Тютчева.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такой красивый конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Воспитатель по одной карточке прикрепляет к мольберту, дети называют предметы.
- Стакан, бокал, люстра, салатница, конфетница.
- Какие это предметы? Из чего они сделаны?
- Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.
- Правильно. А мяч из резины - какой он?
- Резиновый.
- Ложка из дерева – какая?
- Деревянная.
- Машинка из пластмассы – какая?
- Пластмассовая.
По аналогии игра проводится дальше, воспитатель перечисляет разные предметы: ножницы, чашка, кастрюля, книга и т. д.
- Ребята, а как вы думаете, может быть день хрустальным?
- Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Тютчев.
«Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».
- Как вы понимаете слово «первоначальной»?
- Это значит начало осени.
- Как понимаете слов «дивная пора»?
- Удивительная.
- Как вы думаете, каким словом можно заменить слов «дивная»?
- Красивый, изумительный, великолепный.
- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?
- Лучезарные. (Хоровое и индивидуальное проговаривание)
- Лучезарные – это значит сверкающий, полные блеска.
- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения. Воспитатель читает первые две строчки.
- Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.
- Первоначальная, пора, короткая.
- Молодцы. А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладоши. Воспитатель перечисляет слова: рыба, небосвод, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр и т. д.
- Какие вы внимательные, не пропустили ни одного звука. А теперь давайте поможем словам найти свой домик. Возьмите по одной карточке и определите, в каком домике живет слово. Количество окошек в домике соответствует количеству слогов в слове.
- Давайте назовем слова, которые живут в домике с одним окошком, двумя, тремя окошками. Дети называют слова, проверяем количество слогов в слове, если допущена ошибка.
Физкультурная минутка «Быстро встаньте, улыбнитесь». После этого дети проходят за столы.
- А сейчас мы поиграем с вами с нашими звуковыми птичками. Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах.
- Первое слово – радуга. В каком месте вы разместили фишку? Почему?
- На головке у птички?
Потому что звук «р» в слове радуга стоит в начале слова.
По аналогии проводится игра со словами мороженое, крокодил, гром.
- Ребята, а вы знаете, из чего состоит предложение?
- Из слов.
- Правильно. Послушайте, я вам прочитаю предложение. Мама варит суп.
- Ребята, сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье. А теперь с помощью прямоугольников составьте схему предложения. Одно слово мы обозначаем одним прямоугольником.
Дети составляют на столах схему предложения.
- Сколько прямоугольников вы использовали? Почему?
- А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени. Послушайте его. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»
- Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
- А теперь поиграем в игру «Путаница» Дети выходят на ковер. Послушайте первое предложение стихотворения. «Поспевает брусника, стали дни холоднее».
- Ребята, сколько слов в предложении? Сейчас я буду вам раздавать слова, а вы запоминайте свое слово. Воспитатель называет слова из предложения и ребенка. А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении. Игра проводится 2 – 3 раза.
- Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями. А что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением
Художественно – эстетического развития воспитанников «Солнышко»
С. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области
Образовательная деятельность
« Развитие речи».
Тема: «Звуковая культура речи. Работа над предложением»
Группа: Подготовительная
Выполнила: воспитатель первой категории
Зайнутдинова Оксана Викторовна
2019 год, с. Ивановка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением
Художественно – эстетического развития воспитанников «Солнышко»
С. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области
Образовательная деятельность
« Формирование элементарных математических представлений».
Тема: «Путешествие в страну сказочных героев»
Группа: Подготовительная
Выполнила: воспитатель первой категории
Зайнутдинова Оксана Викторовна
2019 год, с. Ивановка
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну сказочных героев».
Задачи:
- Тренировать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- Тренировать умение находить числа (закрепление активных слов «перед», «после», «между», «до»;
- Закреплять знания геометрических фигур.
Оборудование: билеты, кубики (красный, желтый, зеленый – на каждого ребенка), цифры (на столы от 1 до 10 для каждого ребенка), план пути к ключику, картинки с изображением теремка и животных на каждого ребенка, ленточки, презентация «Геометрические фигуры», клей, карандаши.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Где вы путешествовали этим летом?
Ответы детей.
Воспитатель: А на каком транспорте вы путешествовали?
Дети: На машине, на поезде, на самолете, на автобусе.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю нам отправится в путешествие. А вот на чем мы будем путешествовать, вам предстоит отгадать:
Он по рельсам быстро мчал,
Шпалы все пересчитал!
Дети: Поезд.
Воспитатель: Ребята, а что нужно прежде чем сесть на поезд?
Дети: Нужно приобрести билет.
2. Актуализация знаний.
Игра: «Покупка билетов»
Воспитатель: Ребята, а где мы купим билет на поезд?
Дети: В кассе вокзала.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы купить билет, если людей возле кассы много?
Дети: Встать в очередь.
Дети встают в очередь, и воспитатель продает билеты.
Воспитатель: Ребята, после того как вы купили билет нужно внимательно его рассмотреть! Что изображено на ваших билетах?
Дети: Цифры и фигуры.
Воспитатель: После того как вы внимательно рассмотрели билет, нужно найти свое место, на котором находится точно такая иллюстрация. Все нашли свои места?
Воспитатель: Ну что же тогда отправляемся в путь!
(под музыку « Веселые путешественники» изображают, как едут на поезде и поют песню).
Воспитатель: А вот и наша первая станция. Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Коробка.
Воспитатель: Но мы не можем ее открыть! Почему ребята?
Дети: На ней замок, а ключа нет.
Воспитатель: Ребята, но кто то нам помогает, кто то нарисовал нам план по которому мы можем добраться до ключа и открыть нашу волшебную коробку. Воспитатель показывает план.
Ребята, а что изображено у нас на плане?
Дети: Дорожка, домик, болото, лес, грибы, домик.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами попробуем добраться с помощью плана за ключом. Нужно рассказывать мимо чего мы идем, что находится справа, слева, в какую сторону нужно повернуть. Попробуем?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, какие мы молодцу, мы нашли ключ и теперь можем открыть коробку.
Посмотри, кто это спрятался у нас в коробке?
Дети: Колобок.
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру он похож?
Дети: круг.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы еще знаете?
Дети: квадрат, треугольник и т.д.
Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите на экран (презентация «Геометрические фигуры».
А сейчас давайте выполним с вами задание, которое для нас приготовил Колобок. Берем листочки и карандаши.
- Нарисуйте круг и прямоугольник, так, чтобы прямоугольник находился внутри круга.
- Нарисуйте треугольник и квадрат, так чтоб треугольник находился в внутри квадрата.
- Нарисуйте две вертикальные и две горизонтальные линии.
Молодцы, вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться дальше, а колобку возвращаться домой к бабушке с дедушкой.
(дети с воспитателем садятся в поезд и под музыку отправляются дальше)
Воспитатель: Вот и следующая остановка. Давайте мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите – ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Ребята, посмотрите здесь конверт давайте его откроем и посмотрим, что нас ждет на этой станции! Ребята, что это?
Дети: Пазлы.
Воспитатель: Давайте разделимся на две команды и попробуем его собрать! (Деление на команды «Ленточки». Нарезаются ленточки 2 цветов, складываются в мешочек, дети достают ленточку и делятся на 2 группы). Дети собирают пазлы.
Что это за сказочный герой?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Незнайка забыл числа и все их перепутал (на столе у каждого ребенка цифры от 1 до 10 перепутаны). Помогите каждому числу найти свое место. Расставьте их по порядку.
(Воспитатель просит детей посчитать числа, так как они их расставили).
А давайте попробуем посчитать их по другому, в обратном порядке.
Дидактическая игра: «Назови соседей».
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Какое число вы поставили между числами 7 и 9?
Дети: Восемь.
Воспитатель: Какое число вы поставили между числами 4 и 6?
Дети: Пять.
Воспитатель: Назови соседей числа 2,6,7,4 и т.д
Ответы детей.
Воспитатель: Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Дети: 6.
Воспитатель: Назови число, которое больше числа 7 на 1.
Дети: 8.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданиями и помогли Незнайке расставить правильно числа, теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
А нам пора отправляться дальше. Садимся в поезд, занимаем свои места.
Воспитатель: Вот мы и прибыли на следующую станцию. Ребята, нас встречают сказочные герои. Давайте назовем их?
Дети: Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь. Из какой сказки эти герои?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Чего не хватает нашим героям?
Дети: Теремка.
Воспитатель: Ребята, садимся за столы. Нам нужно животных расселить в теремочке. (Дети в теремок приклеивают животных)
Сколько всего животных? (6)
Сколько окошек в домике? (6)
Сколько этажей в домике? (3)
Расселить животных по числам в домике.
Там где цифра 10 мы поселим петуха и т.д. Ребята, вот мы и расселили всех животных. Скажите мне, где у нас в домике живет лисица?
Дети: На первом этаже справа от двери.
Воспитатель: Где живет заяц? и т.д.
Ребята мы в сами молодцы, мы помогли животным из сказки. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
(Садимся в поезд и отправляемся в детский сад)
Воспитатель: Ну вот мы и приехали обратно в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? С какими героями сказок мы сегодня повстречались?
Скажите на какой станции вы хотели бы побывать еще? Почему?
А на какой станции вам было сложно? Вы все большие молодцы!
Ребята, а я приготовила для вас еще одно задание. Посмотрите у себя под стульчики, там у нас три кубика разных цветов. Поднимите красный кубик те, кому сегодня было сложно, желтый цвет поднимите те, кому было немного сложно, а зеленый поднимите те, кому было сегодня легко и вы выполнили все задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...