Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зайнутдинова Оксана Викторовна

Звуковая культура речи.Работота над предложением.Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrzanyatie_po_razvitiyu_rechi_2019.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Провела : Зайнутдинова Оксана Викторовна.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37)

Тема: Звуковая культура речиРабота над предложением.

Цель: продолжать формировать фонетическое восприятие у детей, умение определять место звука и количество слогов в слове, умение определять последовательность слов в предложении, учить составлять схему предложения, продолжать работу с детьми над смысловой стороной речиразвивать слуховое внимание, интерес к художественному слову, воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.

Материалы и оборудование: звуковые линейки для определения места звука в слове, домики с изображением окошек, которые соответствуют количеству слогов в слове, по 3 прямоугольника на каждого ребенка для составления схемы предложения, карточки с изображением хрустальных предметов, портрет поэта Ф. Тютчева.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такой красивый конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Воспитатель по одной карточке прикрепляет к мольберту, дети называют предметы.

- Стакан, бокал, люстра, салатница, конфетница.

- Какие это предметы? Из чего они сделаны?

- Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.

- Правильно. А мяч из резины - какой он?

- Резиновый.

- Ложка из дерева – какая?

- Деревянная.

- Машинка из пластмассы – какая?

- Пластмассовая.

По аналогии игра проводится дальше, воспитатель перечисляет разные предметы: ножницы, чашка, кастрюля, книга и т. д.

- Ребята, а как вы думаете, может быть день хрустальным?

- Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Тютчев.

«Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера».

- Как вы понимаете слово «первоначальной»?

- Это значит начало осени.

- Как понимаете слов «дивная пора»?

- Удивительная.

- Как вы думаете, каким словом можно заменить слов «дивная»?

- Красивый, изумительный, великолепный.

- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?

- Лучезарные. (Хоровое и индивидуальное проговаривание)

- Лучезарные – это значит сверкающий, полные блеска.

- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения. Воспитатель читает первые две строчки.

- Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.

- Первоначальная, пора, короткая.

- Молодцы. А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладоши. Воспитатель перечисляет слова: рыба, небосвод, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр и т. д.

- Какие вы внимательные, не пропустили ни одного звука. А теперь давайте поможем словам найти свой домик. Возьмите по одной карточке и определите, в каком домике живет слово. Количество окошек в домике соответствует количеству слогов в слове.

- Давайте назовем слова, которые живут в домике с одним окошком, двумя, тремя окошками. Дети называют слова, проверяем количество слогов в слове, если допущена ошибка.

Физкультурная минутка «Быстро встаньте, улыбнитесь». После этого дети проходят за столы.

- А сейчас мы поиграем с вами с нашими звуковыми птичками. Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах.

- Первое слово – радуга. В каком месте вы разместили фишку? Почему?

- На головке у птички?

Потому что звук «р» в слове радуга стоит в начале слова.

По аналогии проводится игра со словами мороженое, крокодил, гром.

- Ребята, а вы знаете, из чего состоит предложение?

- Из слов.

- Правильно. Послушайте, я вам прочитаю предложение. Мама варит суп.

- Ребята, сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье. А теперь с помощью прямоугольников составьте схему предложения. Одно слово мы обозначаем одним прямоугольником.

Дети составляют на столах схему предложения.

- Сколько прямоугольников вы использовали? Почему?

- А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени. Послушайте его. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»

- Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

- А теперь поиграем в игру «Путаница» Дети выходят на ковер. Послушайте первое предложение стихотворения. «Поспевает брусника, стали дни холоднее».

- Ребята, сколько слов в предложении? Сейчас я буду вам раздавать слова, а вы запоминайте свое слово. Воспитатель называет слова из предложения и ребенка. А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении. Игра проводится 2 – 3 раза.

- Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями. А что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением

Художественно – эстетического развития воспитанников «Солнышко»

С. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области

Образовательная деятельность

 « Развитие речи».

Тема: «Звуковая культура речи. Работа над предложением»

Группа: Подготовительная

                                          Выполнила: воспитатель первой категории

                                             Зайнутдинова Оксана Викторовна

2019 год, с. Ивановка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением

Художественно – эстетического развития воспитанников «Солнышко»

С. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области

Образовательная деятельность

 « Формирование элементарных математических представлений».

Тема: «Путешествие в страну сказочных героев»

Группа: Подготовительная

                                          Выполнила: воспитатель первой категории

                                             Зайнутдинова Оксана Викторовна

2019 год, с. Ивановка

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну сказочных героев».

Задачи:

  1. Тренировать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  2. Тренировать умение находить числа (закрепление активных слов «перед», «после», «между», «до»;
  3. Закреплять знания геометрических фигур.

Оборудование: билеты, кубики (красный, желтый, зеленый – на каждого ребенка), цифры (на столы от 1 до 10 для каждого ребенка), план пути к ключику, картинки с изображением теремка и животных на каждого ребенка, ленточки, презентация «Геометрические фигуры», клей, карандаши.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Где вы путешествовали этим летом?

Ответы детей.

Воспитатель: А на каком транспорте вы  путешествовали?

Дети: На машине, на поезде, на самолете, на автобусе.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю нам отправится в путешествие. А вот на чем мы будем путешествовать, вам предстоит отгадать:

Он по рельсам быстро мчал,

Шпалы все пересчитал!

Дети: Поезд.

Воспитатель: Ребята, а что нужно прежде чем сесть на поезд?

Дети: Нужно приобрести билет.

2. Актуализация знаний.

Игра: «Покупка билетов»

Воспитатель: Ребята, а где мы купим билет на поезд?

Дети: В кассе вокзала.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы купить билет, если людей возле кассы много?

Дети: Встать в очередь.

Дети встают в очередь, и воспитатель продает билеты.

Воспитатель: Ребята, после того как вы купили билет нужно внимательно его рассмотреть! Что изображено на ваших билетах?

Дети: Цифры и фигуры.

Воспитатель: После того как вы внимательно рассмотрели билет, нужно найти свое место, на котором находится точно такая иллюстрация. Все нашли свои места?

Воспитатель: Ну что же тогда отправляемся в путь!

(под музыку « Веселые путешественники» изображают, как едут на поезде и поют песню).

Воспитатель: А вот и наша первая станция. Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Коробка.

Воспитатель: Но мы не можем ее открыть! Почему ребята?

Дети: На ней замок, а ключа нет.

Воспитатель: Ребята, но кто то нам помогает, кто то нарисовал нам план по которому мы можем добраться до ключа и открыть нашу волшебную коробку. Воспитатель показывает план.

Ребята, а что изображено у нас на плане?

Дети: Дорожка, домик, болото, лес, грибы, домик.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами попробуем добраться с помощью плана за ключом. Нужно рассказывать мимо чего мы идем, что находится справа, слева, в какую сторону нужно повернуть. Попробуем?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, какие мы молодцу, мы нашли ключ и теперь можем открыть коробку.

Посмотри, кто это спрятался у нас в коробке?

Дети: Колобок.

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру он похож?

Дети: круг.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы еще знаете?

Дети: квадрат, треугольник и т.д.

Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите на экран (презентация «Геометрические фигуры».

А сейчас давайте выполним с вами задание, которое для нас приготовил Колобок. Берем листочки и карандаши.

  1. Нарисуйте круг и прямоугольник, так, чтобы прямоугольник находился внутри круга.
  2. Нарисуйте  треугольник и квадрат, так чтоб треугольник находился в внутри  квадрата.
  3. Нарисуйте две вертикальные и две горизонтальные линии.

Молодцы, вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться дальше, а колобку возвращаться домой к бабушке с дедушкой.

(дети с воспитателем садятся  в поезд и под музыку отправляются дальше)

Воспитатель: Вот и следующая остановка. Давайте мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

- Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите – ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

Ребята, посмотрите здесь конверт давайте его откроем и посмотрим, что нас ждет на этой станции! Ребята, что это?

Дети: Пазлы.

Воспитатель: Давайте разделимся на две команды и  попробуем его собрать! (Деление на команды «Ленточки». Нарезаются ленточки 2 цветов, складываются в мешочек, дети достают ленточку и делятся на 2 группы). Дети собирают пазлы.

Что это за сказочный герой?

Дети: Незнайка.

Воспитатель: Незнайка забыл числа и все их перепутал (на столе у каждого ребенка цифры от 1 до 10 перепутаны). Помогите каждому числу найти свое место. Расставьте их по порядку.

(Воспитатель просит детей посчитать числа, так как они их расставили).

А давайте попробуем посчитать их по другому, в обратном порядке.

Дидактическая игра: «Назови соседей».

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Какое число вы поставили между числами 7 и 9?

Дети: Восемь.

Воспитатель: Какое число вы поставили между числами 4 и 6?

Дети: Пять.

Воспитатель: Назови соседей числа 2,6,7,4 и т.д

Ответы детей.

Воспитатель: Назови число, которое больше числа 5 на 1.

Дети: 6.

Воспитатель: Назови число, которое больше числа 7 на 1.

Дети: 8.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданиями  и помогли Незнайке расставить правильно числа, теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

А нам пора отправляться дальше. Садимся в поезд, занимаем свои места.

Воспитатель: Вот мы и прибыли на следующую станцию. Ребята, нас встречают сказочные герои. Давайте назовем их?

Дети: Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь. Из какой сказки эти герои?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Чего не хватает нашим героям?

Дети: Теремка.

Воспитатель: Ребята, садимся за столы. Нам нужно животных расселить в теремочке. (Дети в теремок приклеивают животных)

Сколько всего животных? (6)

Сколько окошек в домике? (6)

Сколько этажей в домике? (3)

Расселить животных по числам в домике.

Там где цифра 10 мы поселим петуха и т.д. Ребята, вот мы и расселили всех животных. Скажите мне, где у нас в домике живет лисица?

Дети: На первом этаже справа от двери.

Воспитатель: Где живет заяц? и т.д.

Ребята мы в сами молодцы, мы помогли животным из сказки. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

(Садимся в поезд и отправляемся в детский сад)

Воспитатель: Ну вот мы и приехали обратно в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? С какими героями сказок мы сегодня повстречались?

Скажите на какой станции вы хотели бы побывать еще? Почему?

А на какой станции вам было сложно? Вы все большие молодцы!

Ребята, а я приготовила для вас еще одно задание. Посмотрите у себя под стульчики, там у нас три кубика разных цветов. Поднимите красный кубик те, кому сегодня было сложно, желтый цвет поднимите те, кому было немного сложно, а зеленый поднимите те, кому было сегодня легко и вы выполнили все задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...