"Игровые технологии во второй младшей группе"
проект по развитию речи (младшая группа)

Марина Николаевна Ганина

Здесь родители для своих детей узнают много интересного и познавательного в областях социально - коммуникативного и речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 13 «Колосок»

ПРОЕКТ

по речевому развитию

во второй младшей группе

« Игровые педагогические технологии в развитии речи младших дошкольников»

Выполнила:

Воспитатель группы

общеразвивающей направленности

Ганина М.Н., высшая кв.категория

        

с. Мурзицы 2019 г.

Проект по речевому развитию.

Тема проекта: « Игровые педагогические технологии в развитии речи младших дошкольников»

Возраст детей: 3-4 года (вторая младшая группа)

Срок реализации: декабрь 2019 г. – февраль 2020 г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители второй младшей группы.

Цель проекта: использование игровых педагогических технологий, позволяющих развивать речь детей в разных видах деятельности.

Тип проекта: среднесрочный.

Задачи проекта:

1. Развивать речь детей через разнообразные игровые педагогические технологии;

2. Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (произношение, словарь, артикуляционный аппарат, грамматический строй речи, связная, диалогическая и выразительная речь).

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду, повышать их компетентность в вопросах речевого развития детей;

5. Формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

6. Воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

7.Дать родителям рекомендации о значении  и применении игровых технологий  для речевого развития своего ребёнка.

Актуальность:

 Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения.  Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодится им в жизни.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Проектирование образовательного процесса начинается с постановки цели. Целью является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умение решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.

При выборе игровой педагогической технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

-ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

-содержание технологии ориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

-технология должна носить здоровьесберегающий характер;

-основу технологии составляет личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком;

-реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

-организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, игра – это один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос,  были проанализированы возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как, в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка.  

Ожидаемый результат:

  1. Повторение и закрепление программного содержания по речевому развитию через дидактические, малоподвижные, театрализованные   и сюжетно-ролевые игры.
  2. Активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).
  3. Расширение и обогащение игрового опыта детей и родителей, способствующих улучшению коммуникативных навыков младших дошкольников.

Итоговое мероприятие.

Развлечение для детей второй младшей группы

«В гости к нам пришла Зимушка-Зима».

Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта.

ОО «Познавательное развитие».

Рассматривание иллюстраций «Как звери в лесу зимуют», «Зимующие птицы», «Наступила зима», «Зимние забавы», «Труд повара», «Труд врача».

Настольно – печатные игры «Сложи новогоднюю открытку». «Собери снеговика», «Парные картинки», «Разрезные картинки», «Кто где живёт?», «Кто что делает?», «Какая сказка?».

Разгадывание загадок на тему «Зима», «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные»,

Дидактические игры: «Какое время года?», «Так бывает или нет?». «Когда это бывает?», «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное», «Большие и маленькие»

На прогулке наблюдение за снежинками, за погодой, за ветром, за льдом, за почвой, за деревьями, за птицами, за небом, за солнцем, за трудом взрослых зимой.

Экспериментирование: «Как согреть руки», «Свойства снега», «Хрустальные сосульки», «Цветные льдинки»

Трудовое поручение: счищаем снег с дорожек, кормим птиц.

ОО «Речевое развитие».

Чтение сказок «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».

Чтение стихотворений К.Бальмонта «Снежинка», Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…», И.Сурикова «Зима», Ф.Тютчева  «Зима недаром злится», Г. Ладонщикова «Прилетели метели»,  И. Токмаковой «Под Новый год», В.Берестова«Снегопад».

Загадки о зиме, зимних явлениях, временах года.

Рассматривание иллюстраций «Река замерзла», «Зима», «Зимний лес», «Помоги маме навести порядок».

Дидактические игры с целью развития звуковой культуры речи: «Звуки вокруг нас», «Помоги найти маму», «Часы».

Проговаривание чистоговорок о зиме.

Пальчиковые игры «Падал снег на порог…», «Пришла зима», «Бабу снежную лепили…», «Построю из снега домок –теремок…», «Снеговик», «Снежок», «Как живёшь?», «Пальчики в лесу», «Семья», «Сидит белка на тележке», «Мы делили апельсин».

Заучивание наизусть стихотворений к новогоднему утреннику.

Закрепление правильного произношения названий зимних игр и забав, образования уменьшительно-ласкательных форм имён существительных (тарелка – тарелочка), тренировка в употреблении словосочетаний (пушистый снег, наступила зима)

ОО «Социально – коммуникативное развитие».

Ситуативные беседы на темы «Зимние забавы», «Как нужно заботиться о птицах зимой?», «Правила поведения на зимней прогулке», «Что за праздник Новый год?», «Хорошо зимой» «Внешний вид», «Как я провёл выходные дни», «Что я видел по дороге в детский сад», «Как мы готовились к Новому года»,

« Что я попросил у Деда Мороза в подарок и почему».

Сюжетно – ролевые игры «К нам идет Дед Мороз!», «В магазин за подарками», «Семья», «Детский сад», «Больница», Сало красоты» (выбор сюжета по желанию детей).

Трудовые поручения «Очистим дорожки от снега», «Покормим птиц зимой» «Украсим группу к Новому году», «Убираем игрушки на место», «Поможем няне навести порядок».

Проведение игровой ситуации с целью закрепления навыков поэтапного одевания на прогулку.
Дидактические игры «Ласковое имя», «Где твой домик», «Зимой во дворе».

ОО «Художественно – эстетическое развитие».

Рисование красками «На деревья, на лужок тихо падает снежок», «Деревья зимой на нашем участке», «Светит солнышко в окошко», «Цыплята», «Красивая тарелочка»; рисование карандашами «Мячики для котят», «Дорога для автомобиля».

Лепка «Кормушка для птиц», «Весёлый снеговик», «Бусы на ёлку», «Угощение для гостей»; пластилинография  «Покормим цыплят», «Снежинка», «Снегопад», «Новогодняя ёлочка»;
лепка из снега на участке.

Конструктивно – модельная деятельность «Шапочка для гномиков», «Выложи снежинку», «Домик для животных», «Кормушка для птиц»; аппликация с элементами рисования «Снегопад», «Снеговик».

Разучивание песен и танцев к новогоднему утреннику.

Слушание музыкальных произведений.

Рассматривание новогодних открыток и игрушек.

Просмотр презентации «Зима в нашем городе», «Зимние зарисовки», «Новогодние загадки», мультфильмов «Снегурочка», «Снеговик – почтовик»,

«Зима в Простоквашино», «Ну, погоди!».

ОО «Физическое развитие».

Подвижные игры «Ледяные фигуры», «Передай рукавичку», «Два Мороза», «Снежки», «Санный поезд», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Снежный лабиринт», «Заморожу!» «Друг за другом по следам»,  «Прокати снежок», «У медведя во бору», «Раз, два, три…беги!»

Игровые упражнения «Кто быстрее оденется на прогулку?» «Кто больше соберет снежков?» «Как на горке снег, снег…», «Найди по следу»,  «Поймай снежинку», « Снежинки кружатся», «Узнай по звуку», «Угадай по голосу».

Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки», «Вьюга», «Холодно – жарко»,  «Сдвинь с места снежный ком», «Мы ладошки разотрём», «Ёжики», «Разогреем щёчки, ушки, ручки».

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап (выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности).

Работа с детьми.

- формулировка проблемы: «Недостаточное сопровождение детьми речью своей деятельности»;

- составление списка информационных источников: художественной, методической литературы и интернет-ресурсов;

- подбор иллюстраций, книг, дидактических игр, игрушек и других пособий по теме проекта;

- выявление уровня развития по данным разделам у младших дошкольников с помощью бесед, вопросов, вводной презентации;

- анализ результатов мониторинга и имеющегося дидактического материала.

Педагогические ресурсы.

Рекомендации родителям на тему: «Игровая деятельность ребёнка».

  1. Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы
    играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте
    известные вам детские игры.
  2. Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
  3. Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
  4. Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.
  5. В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка,
    уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,
    связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я
    буду лисой - доброй или злой?»).
  6. Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут  трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).
  7. Всегда соглашайтесь со своим малышом!
    Это вселяет в него уверенность в своих силах и
    порождает инициативу и творчество.
  8. По окончании игры выразите ребенку
    удовлетворение и выскажите надежду на то, что
    и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.
  9. Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.
  10. Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).
  11. Сопереживайте чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное
    в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им
    грустным, и т.д.
  12. Советуйтесь с педагогами и психологами ДОУ при выборе игрушек
    для подарка ребенку, при формировании домашней игротеки.
  13. Изготавливайте некоторые игрушки для ребенка своими руками -
    машинки, куклы и наряды для них, мягкие игрушки.

Анкета для родителей по игровой деятельности.

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Это поможет нам правильно планировать, развивать и разнообразить игровую деятельность ваших детей.

 1.Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

  • раз в неделю
  • раз в месяц
  • только по праздникам
  • не покупаю игрушки

2.Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

  • покупаю подарки к празднику
  • иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки
  • хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой
  • все старые игрушки ребенку надоели
  • в магазине появились игрушки-новинки
  • покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту

3.Какие игрушки Вы приобретали для своих детей в течение последних 6 месяцев?

  • куклы, пупсы
  • аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки)
  • конструкторы, пазлы, мозаики, кубики
  • настольные игры, различные познавательные карточки, лото
  • технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.)
  • спортивные игрушки
  • музыкальные игрушки
  • радиоуправляемые игрушки
  • развивающие игрушки
  • народные игрушки
  • другое______________________________________________

4.Чем Вы руководствуетесь при покупке игрушки ребенку:

  • цена
  • качество
  • возрастные рекомендации
  • страна- изготовитель
  • известность марки
  • наличие развивающей функции
  • желание ребенка
  • другое________________________________________

5. Удовлетворяет ли ассортимент предлагаемых игрушек целям развития вашего ребенка?

6.После просмотра мультфильма, Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма?_______________________

7. В какие игры играет ваш ребенок дома _____________________________________________________

8.  Участвуете ли вы в играх вместе с ребенком _________________________________________________

 9. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему? __________________________________________________  

 10. Какая любимая игра и игрушка Вашего ребенка ________________________________

                                 Огромное спасибо!

Как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

- до 3-х лет:
• Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
• Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти)
• Усложняйте правила игры, появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
• У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало – в игре отсутствует диалог.

- 3-4 года: 
• Чем больше ребенок будет знать предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут в дальнейшем его игры. А самих таких предметов (как и во взрослой жизни) может быть великое множество.
• В три-четыре года начинается возраст «почемучек». Ребенок часто задает новый вопрос, даже не дослушав ответ на предыдущий. Это связано с тем, что он интенсивно начинает познавать мир. Начинает интенсивно развиваться и играть.
• Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра остается непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать события. Например, девочка играет роль «мамы», а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол и тут входит настоящая мама, которая входит в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой». «Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает о чем-то («как дела?»). «Мама» предлагает выпить вместе чай, так как у нее «накрыт стол». – Так возникают первые диалоги, и усложняется игра.

- 4-5 лет: 
• Становятся более развернутые сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры.
• Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
• Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи».
• Активно развиваются ролевые диалоги.

                           

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять  игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило,  любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше. 

 Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием игровых технологий во второй младшей группе «Сорока-Белобока»

Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск способов решения практических задач при помощи различных предметов.Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и ...

Конспект НОД с использованием игровых технологий во второй младшей группе «Сорока-Белобока»

Конспект НОД с использованием игровых технологий во второй младшей группе «Сорока-Белобока» ...

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий во второй младшей группе "Сорока-Белобока"

Цель данного занятия: развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать способ решения практических задач....

Открытое занятие с использованием игровых технологий для второй младшей группы по сказке «Колобок»

Занятие интегрированное, направленно на закрепление  понятия «большой - маленький», «длиннее - короче»;на  умение различать и называть основные цвета: красный, синий,...

Конспект игровой НОД с использованием игровых технологий во второй младшей группе«Сорока-Белобока»

Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск способов решения практических задач при помощи различных предметов.Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со сло...