Сочинение, продумывание новой сказки с героями знакомых русских народных сказок по методу ТРиЗ «Салат из сказок».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
Тема: Сочинение, продумывание новой сказки с героями знакомых русских народных сказок по методу ТРиЗ «Салат из сказок».
Цель: Научить детей составлять связный текст (сказку) по аналогии р.н. сказок с использованием приемов ТРиЗ (а).
Программные задачи: Учить детей сочинять сказку, используя приемы ТРИзА- уменьшения героя, и замена характера персонажа злого на доброго:
- учить составлять сказку по аналогии р.н. сказок, применять схему характерную для р.н.сказок присказка 3 раза зачин, кульминация, потешки.
- уточнять представления о жанровых особенностях сказки.
- продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.
- развивать образность речи детей, умение подбирать определения, сравнения используя народный словарь, пословицы, поговорки, прибаутки
- развивать творческое воображение при составлении сказки.
- воспитывать любовь к устному народному творчеству - сказкам.
В игровых упражнениях для мальчиков:
учить характерной передачи образов движениями рук пальцев,
- развивать речетворчество индивидуально каждого в коллективном составлении общей русской народной сказки
- развивать интонационно- выразительную звучащую речь мелодику голоса, тембр, ритм.
- Создавать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка на занятии ( от индивидуального участия зависит общее решение задач).
Мы, дети, пришли сегодня в русскую избу, чтобы быть ближе к этому далекому времени, когда были придуманы русские народные сказки.
А чтобы наша головка работала нам надо поиграть с пальчиками.
- Пальчики перебираем
цепочку получаем.
- У собачки острый носик
есть и ушки есть и хвостик.
- Если пальчики сцепляются
быстро ежик получается.
- Ушки длинные у зайки
из кустов они торчат,
он и прыгает и скачет,
веселит своих зайчат.
В русской горнице.
Ребята, у каждого народа есть сказки, но р.н. сказки особенные и мы в этом сегодня убедимся, вспоминая их.
И даже попробуем сочинить свою сказку.
Вспомните, какие р.н. сказки вы знаете?
Почему их называют сказками?
Чем р.н. сказки отличаются от сказок других народов.
- Что в них есть7
- присказки, повторы 3х кратные, сказочные слова, потешки.
Всегда хорошо заканчиваются.
как начинаются р.н. сказки, с каких сказочных слов.
Жили- были, «давным - давно» в тридесятом царстве.
А как начинается сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
- Какие сказочные слова есть в этой сказке?
- Какие чудеса, волшебства, произошли в этой сказке. (превратился в козленочка, разговаривая, вышла Аленушка, превратился в мальчика).
Рассмотреть иллюстрации
- Что на этой картинке?
Как они шли?
Как козленочек пить просил? Сколько раз?
А на этой картинке?
Побежал козленочек на речку и что сделал?
Жалобнехонько
Чем закончилась сказка?
Чему учит эта сказка?
Какая пословица бы подошла7
«Добро побеждает зло»
Какие еще вы ,знаете сказки, где есть 3х кратные повторы (Дети показывают).
Ребята, а в сказке Гуси- Лебеди, есть 3х кратные повторы?
Да, девочка обращалась за помощью, сначала к кому?
К печке, как?
Потом, к яблоньке как?
Потом к молочной речке. Как?
(Только говорите так, как в сказке).
Чему учит сказка?
Быть добрым, ответственным.
Какая пословица подошла бы к этой сказке.
«Трудно найти, легко потерять».
- Ребята, а в каких сказках прямо произносится число 3.
«Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка».
Вот мы и вспомнили, чем отличаются р.н. сказки. в них есть повторы, потешки, сказочные слова.
А все помните сказку «Колобок». Кого он встречал на тропинке зайца, волка, медведя, лису.
А вот, если бы медведь разозлился на колобка и превратил бы его в малюсенького-малюсенького
-Как бы закончилась сказка?
Ребята, кажется, к нам кто-то летит.
Посмотрите , какой необычный самолет к нам прилетел.
Да и пилоты ,посмотрите, кто.
Как вы думаете ,кого привезли к нам гуси-лебеди.
А привезли они сказочных героев.
Вот в окошечке появляется 2-й сказочный герой кто это?
Лиса. Какая она? рыжая, пушистая, хитрая, коварная, как в сказках ее называют.
- плутовка, лисавета, лиса Олисова, Патрикеевна.
А как лиса в сказках подкрадывается к своей добыче?
Тише воды, ниже травы, следы хвостом заметает.
А как удирает от собак, летит стрелой, мчится, удирает, быстро уносит ноги.
Посмотрите, следующий герой:
Петушок - Какой он, давайте опишем.
Красивый, яркий, голосистый, а может быть доверчивым. А еще каким может быть смелым.
Как его ласково называют. А как о нем лисичка ласково говорила.
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Маслена головушка
Шелкова бородушка
Взгляни в окошко
Дам тебе горошку
Да петушок от таких слов сразу и выглядывал, такой доверчивый был.
Следующий герой
Еж. Какой он? колючий, ловкий.
Как называют в сказках.
Ежик ни головы, ни ножек,
Колобок- колючий бок.
как он разговаривает в сказках: пыхтит, фыркает, сердится.
Следующий герой
Заяц. какой он ? белый, трусливый, длинноухий, короткохвостый, быстрый.
Вспомните зайца из сказки «Заяц хваста». Каким он был хвастливым.
Как себя расхваливал:
У меня не усы- а усищи
Не глаза, а глазищи
Не уши- а ушищи
Как зайца в сказках называют: заюшка, зайка-побегайка, попрыгайка.
Посмотрите, кто еще выглянул?
Волк. А он какой? серый, злой, зубастый, глупый, может быть его можно провести:
Как его в сказках называют волчок- серый бочок, кум-браток;
- а если надо показать словами, что он злой большой, то волчище серый бочище, как волк убегает, в сказках, поджав хвост.
Ну, а теперь настала очередь колобка и лягушки.
Колобок. Сначала о колобке, какой он? круглый, румяный, веселый.
Как он в сказке передвигается?
А Лягушка ,какая она?
веселая, зеленая, как лягушку у сказках называют лягушка- квакушка, лягушка-попрыгушка,почему назвали попрыгушка? (потому что прыгает).
Русский народ все подмечал и называл образно, добро.
Следующий персонаж
Кот. Какой он? серый, ловкий.
как в сказка называют Котофей, Котофеич
Котище - длинные усищи
Пока мы говорили о Котофее Котофеевиче ,посмотрите, кто выглянул.
Медведь: Какой он большой, бурый, неуклюжий.
как ласково уважительно называют Медведя в сказках
Медведушка
Михайло Потапыч
Мишутка, а Медведица у него Настасья Петровна.
Вспомните, как Медведь с сосны упал в сказке «Котофей-Котофеич»
Шмякнулся об земь, что все печенки отбил
И последний герой, который к нам прилетел
Мышка. Скажите, какая она? Серая, ловкая, трудолюбивая, юркая.
Как в сказках называют мышка- норушка, мышка- поскребушка (почему?) потому, что скребется под полом).
Как вы думаете, а для чего к нам прилетели персонажи с разных сказок?
Может, кто догадался?
А прилетели они напомнить нам о себе, чтобы вспомнили, чем они в сказках занимаются.
Вспомнили и напомнили.
Ведь мы сегодня будем сказочниками. А кто-то из этих героев будет и в нашей сказке.
А сочинять мы будем с вами сказку похожую на р.н. (привлечь внимание).
Для этого надо, чтобы в начале сказки ,была присказка, сказочное начало, потешки и обязательно 3х кратный повтор.
Сочинительство
1. Совместно выбрать героев
2. Место действия
3. Время года
4. У выбранных героев уточнить характер
5. Придумать название, обговорить, о чем бедует говориться в сказке
Что будет сначала, что потом.
Как начать сказку.
Какие будут повторы, кто будет произносить.
Как Лиса Петушка искала
Жила- была в лесу хитрая- прехитрая лиса. Как-то весной захотелось ей петушком полакомиться. И отправилась лиса, куда глаза глядят. Шла- шла и да и вышла на полянку. Села на пенек да думу думает.
А тут как раз репку увидела Лиса и спрашивает
Репка ты знаешь, где петушок живет, а репка только листочками в ответ зашумела, закачала.
Пошла лиса дальше.
Долго ли, коротко ли, видит катится колобок, только хотела схватить, как он развернулся, зафыркал- это был колючий еж.
Его звали…
- Ежик, скажи, где петушок живет?
Ежик замотал в ответ головой, зафыркал и умчался.
Махнула Лиса пушистым хвостом и помчалась дальше
Вдали метнулись гуси-лебеди и опустились на полянку.
Лиса недолго думая побежала к ним и спрашивает: Гуси- лебеди, не видали ли вы, где живет петушок золотой гребешок?
А гуси ей отвечают:
Знаем, знаем, где живет,
В маленькой избушке.
На краю деревушки,
Укажите путь дорогу.
- Ну, поспеши лиса за нами.
Долго ли, коротко ли, бежала, лиса бежала да и прибежала, подкралась к окошку и запела ласковым голоском.
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Маслена головушка
Шелкова бородушка
Выгляни в окошко
Дам тебе горошку
Петух выглянул да как закричит Ку-ка-ре-ку!
Услышали его собаки, прибежали, и давай лису драть, трепать, она насилу ноги унесла.
А петушок и сейчас живет ,пряники жует,
Да нас в гости ждет.
Вот мы с вами и сочинили сказку.
Что есть: повторы песенки.
начало
конец
чему учит
Вот мы и сочинили сказку.
А мы кто - дети.
Мы девочки и мальчики мы ходим в детский сад - это дошкольное учреждение, мы дошкольники. Для родителей мы дочки и сыночки, нам всем по пять лет, значит мы - пятилетки.
Мы все находимся в одной группе - одногруппники.
Мы слушали сказку, значит - мы - слушатели.
Смотрели ее, значит - зрители.
Мы ее составили - составители
Мы ее сочинили - сочинители.
Мы кто? - люди.
Мы - кто? - народ
Вот и сочинили мы народную сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по основам безопасности жизнедеятельности на примере героев русских народных сказок НА ТЕМУ: «Путешествие по сказкам» с детьми второй младшей группы.
Программное содержание:Образовательная задача:На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасн...
методическая разработка сценария драматизации "Герои русских народных сказок в современном мире" для детей подготовительной группы
Данный сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования по театрализованной деятельности, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей начальных классов. Данный спектакль можно исп...
Методика ТРИЗ- «Салат из сказок»
План – конспект занятия –развлечения по русским народным сказкам «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок –золотой гребешок», «Заюшкина избушка»....
Презентация Отрицательные герои русских народных сказок
В презентации рассказыается об отрицательных персонажах русских народных сказок...
Памятка для родителей: "Учим детей правилам безопасности на примере героев известных русских народных сказок"
Памятка для родителей: "Учим детей правилам безопасности на примере героев известных русских народных сказок"...
«Школа молодых родителей» Тема: "Учим детей правилам безопасности на примере героев известных русских народных сказок"
laquo;Школа молодых родителей»Тема: "Учим детей правилам безопасности на примере героев известных русских народных сказок"...
Игровое упражнение "Герои любимых русских народных сказок".Сервис Learningapps.org .
Для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста....