Поздняя осень – унылая пора?
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Александрова Евгения Николаевна

Конспект комплексного речевого занятия в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного речевого занятия в старшей группе.

Тема: Поздняя осень – унылая пора?

Цель: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства (поэзии, музыки, живописи, фотоискусства).

Программные задачи:

- закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени;

- познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина, А. Плещеева, И. Никитина; музыкальным произведениям П.И. Чайковского ("Осенняя песня" из альбома "Времена года"), фотопейзажами О.О. Салато;

- помочь детям прочувствовать настроение, характер, переданный в этих произведениях;

- способствовать формированию эмоционально-образного восприятия произведений искусства;

- способствовать гармоничному развитию каждого ребёнка через приобщение к различным видам искусства;

- познакомить детей с новым видом искусства – фотопейзажем;

- формировать образную выразительную речь, умение выразить свои чувства через слово;

- способствовать пополнению, активизации словарного запаса: пожухлая трава, зябко, сыро, нагота;

- создать условия для проявления творческой фантазии у каждого ребёнка через создание макета поздней осени;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к классической музыке, искусству слова, фотоискусству;

- воспитывать любовь к природе родного края.

-укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Предварительная работа: экскурсии в осенний парк, беседы с использованием художественного слова, чтение произведений о поздней осени (Г. Сладков "Лесной календарь", И. Бунина и др.), рисование "Поздняя осень", "Золотая осень".

Ход занятия.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Ковшик

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок –баловничёк,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем ты покажи

Показать язык

Язык наш нужно показать,

Сначала волю зубкам дать,

Та-Та-Та(покусать кончик языка)

Заморились уже зубы

Пусть язык покажут губы

Пя-Пя-Пя(пошлепать кончик языка)

Лопатка

Отдохнул и потянулся

Влево-вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик –так.

Почистим зубки

Рот откройте улыбнитесь

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишни

Дыхательное упражнение

Кончилось уже безделье

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть, мяч в ворота забивать.

Носик глубоко вдыхает,

Язык на губке притихает,

Ф-Ф-Ф-тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.

 Организационный момент.

Игра "Да или нет – скажи быстро ответ".

Вопросы:

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну, а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Часто-часто льют дожди?

Достали все мы сапоги?

- Ребята, мы все с вами знаем, что сейчас время года – осень. А какой период осени наступил? (Период поздней осени.) 

- Какая она поздняя осень, что вы можете сказать о ней?

- Вам нравится поздняя осень? Почему?

- У каждого из нас своя осень и любим мы её разную. Какую осень любит Влада? А Саша?

- А я люблю, когда пасмурно, идёт дождь, воздух чистый, свежий. В это время я чувствую себя очень спокойно, умиротворённо.

- Вот так по-разному, каждый по-своему представляет и чувствует осень каждый из нас. Поэты и писатели своё отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощью звуков передают характер осени и своё отношение к ней.

- Сегодня я хотела бы познакомить вас с музыкальным произведением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Эта песнь о расставании с уходящим летом. В ней сожаление об увядающей природе. Послушайте, как плавно льётся нежная музыка. Давайте закроем глаза и под музыку представим позднюю осень.

Слушание музыки.

- Какая музыка по характеру? Что вы чувствовали, когда слушали? Какую осень видели перед глазами?

- Как музыка отражает жизнь природы?

- Вот такой позднюю осень видел композитор П.И. Чайковский.

- Мы с вами послушали музыку, представили осень, а теперь посмотрите на фотопейзаж нашего земляка Олега Орестовича Салато <Рисунок 1>.

Во время рассматривания фотокартины  воспитатель читает стихотворение И.С. Никитина "Сад тих, деревья почернели…".

Сад тих, деревья почернели…

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты.

Грачей пустые колыбели

Качает ветер и мертва,

К земле припавшая трава.

                                           И.С. Никитин

- Подходят ли слова поэта И. Никитина к нашей фотокартине?

- В какие краски раскрасил свою осень поэт И. Никитин? (Чёрная – "деревья почернели…";  мёртвая – "мертва припавшая трава…").

- Какие краски поздней осени запечатлел в своём фотопейзаже фотограф? (Серые, тусклые, холодные.)

- Как вы думаете, какое настроение выражает эта фотокартина?

- А стихотворение И. Никитина?

- Что помогло вам услышать в стихотворении грусть, печаль, тоску? (Музыка.)

- Давайте перенесёмся мысленно  туда, к этой поникшей берёзке. Как вы чувствуете себя в такую погоду, когда на дворе поздняя осень – холодная, зябкая, сырая погода. Покажите своё настроение в такую погоду. (Дети изображают свои чувства, эмоции при помощи мимики лица.)

- Ребята, как вы думаете, о чём говорит поэт в этих строках?

Сад тих, деревья почернели,

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты…

- Как вы понимаете выражение "…невольной наготы", "грачей пустые колыбели"?

- О чём говорит автор в этих строках: "мертва поникшая трава.."?

- А посмотрите, какое небо на фотокартине? Мы можем определить, есть ли ветер? Как это можно увидеть?

- Поздняя осень на фотокартине какая? (Грустная, печальная.)

- Послушайте ещё одно стихотворение Плещеева и скажите, какой по характеру осень вы представили?

Скучная картина

Тучи без конца,

Дождик так и льётся

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано осень в гости к нам пришла?

Ещё сердце просит света и тепла!

- Какую осень вы представили? (Скучную, унылую, дождливую.)

- Как вы думаете, можно ли назвать позднюю осень "унылой порой"? Почему?

- Если сейчас мы подойдём к окну, то что мы там можем видеть? (Сырую, серую мокрую осень.)

- Да, ребята, сейчас из своего окна мы видим краски поздней осени. Но это всего лишь миг – короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим и грустную берёзку и пожухлую траву и землю после дождя; а завтра всего этого может и не быть – выпадет снег и природа укроется снежным белым покрывалом на долгие месяцы, до прихода весны. Поэтому то мы и радуемся и очаровываемся  от последних мгновений осени.

- А.С. Пушкин в своём стихотворении сказал о поздней осени так:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

- Но мы не будем с вами грустить об уходящей  осени. Я предлагаю вам сохранить её красоту, сохранить тот миг, который мы с вами видим из окна в макете.

Дети вместе с воспитателем создают макет поздней осени. Для этого используется коробка (подставка), на ней с помощью бросового, природного материала создаётся картинка поздней осени. У каждого ребёнка есть возможность внести свой вклад в целостную картину поздней осени.

Итог занятия.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Конспект Занятий " Осень Унылая Пора Очей Очарования "

Программный материал: - расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь. - развивать внимание, память, познавательн...