Поздняя осень – унылая пора?
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного речевого занятия в старшей группе.
Тема: Поздняя осень – унылая пора?
Цель: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства (поэзии, музыки, живописи, фотоискусства).
Программные задачи:
- закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени;
- познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина, А. Плещеева, И. Никитина; музыкальным произведениям П.И. Чайковского ("Осенняя песня" из альбома "Времена года"), фотопейзажами О.О. Салато;
- помочь детям прочувствовать настроение, характер, переданный в этих произведениях;
- способствовать формированию эмоционально-образного восприятия произведений искусства;
- способствовать гармоничному развитию каждого ребёнка через приобщение к различным видам искусства;
- познакомить детей с новым видом искусства – фотопейзажем;
- формировать образную выразительную речь, умение выразить свои чувства через слово;
- способствовать пополнению, активизации словарного запаса: пожухлая трава, зябко, сыро, нагота;
- создать условия для проявления творческой фантазии у каждого ребёнка через создание макета поздней осени;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к классической музыке, искусству слова, фотоискусству;
- воспитывать любовь к природе родного края.
-укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Предварительная работа: экскурсии в осенний парк, беседы с использованием художественного слова, чтение произведений о поздней осени (Г. Сладков "Лесной календарь", И. Бунина и др.), рисование "Поздняя осень", "Золотая осень".
Ход занятия.
Комплекс артикуляционной гимнастики
Ковшик
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок –баловничёк,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем ты покажи
Показать язык
Язык наш нужно показать,
Сначала волю зубкам дать,
Та-Та-Та(покусать кончик языка)
Заморились уже зубы
Пусть язык покажут губы
Пя-Пя-Пя(пошлепать кончик языка)
Лопатка
Отдохнул и потянулся
Влево-вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик –так.
Почистим зубки
Рот откройте улыбнитесь
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишни
Дыхательное упражнение
Кончилось уже безделье
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть, мяч в ворота забивать.
Носик глубоко вдыхает,
Язык на губке притихает,
Ф-Ф-Ф-тихонько выдыхаем,
Мяч в ворота забиваем.
Организационный момент.
Игра "Да или нет – скажи быстро ответ".
Вопросы:
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Часто-часто льют дожди?
Достали все мы сапоги?
- Ребята, мы все с вами знаем, что сейчас время года – осень. А какой период осени наступил? (Период поздней осени.)
- Какая она поздняя осень, что вы можете сказать о ней?
- Вам нравится поздняя осень? Почему?
- У каждого из нас своя осень и любим мы её разную. Какую осень любит Влада? А Саша?
- А я люблю, когда пасмурно, идёт дождь, воздух чистый, свежий. В это время я чувствую себя очень спокойно, умиротворённо.
- Вот так по-разному, каждый по-своему представляет и чувствует осень каждый из нас. Поэты и писатели своё отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощью звуков передают характер осени и своё отношение к ней.
- Сегодня я хотела бы познакомить вас с музыкальным произведением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Эта песнь о расставании с уходящим летом. В ней сожаление об увядающей природе. Послушайте, как плавно льётся нежная музыка. Давайте закроем глаза и под музыку представим позднюю осень.
Слушание музыки.
- Какая музыка по характеру? Что вы чувствовали, когда слушали? Какую осень видели перед глазами?
- Как музыка отражает жизнь природы?
- Вот такой позднюю осень видел композитор П.И. Чайковский.
- Мы с вами послушали музыку, представили осень, а теперь посмотрите на фотопейзаж нашего земляка Олега Орестовича Салато <Рисунок 1>.
Во время рассматривания фотокартины воспитатель читает стихотворение И.С. Никитина "Сад тих, деревья почернели…".
Сад тих, деревья почернели…
Стыдясь невольной наготы,
В тумане прячутся кусты.
Грачей пустые колыбели
Качает ветер и мертва,
К земле припавшая трава.
И.С. Никитин
- Подходят ли слова поэта И. Никитина к нашей фотокартине?
- В какие краски раскрасил свою осень поэт И. Никитин? (Чёрная – "деревья почернели…"; мёртвая – "мертва припавшая трава…").
- Какие краски поздней осени запечатлел в своём фотопейзаже фотограф? (Серые, тусклые, холодные.)
- Как вы думаете, какое настроение выражает эта фотокартина?
- А стихотворение И. Никитина?
- Что помогло вам услышать в стихотворении грусть, печаль, тоску? (Музыка.)
- Давайте перенесёмся мысленно туда, к этой поникшей берёзке. Как вы чувствуете себя в такую погоду, когда на дворе поздняя осень – холодная, зябкая, сырая погода. Покажите своё настроение в такую погоду. (Дети изображают свои чувства, эмоции при помощи мимики лица.)
- Ребята, как вы думаете, о чём говорит поэт в этих строках?
Сад тих, деревья почернели,
Стыдясь невольной наготы,
В тумане прячутся кусты…
- Как вы понимаете выражение "…невольной наготы", "грачей пустые колыбели"?
- О чём говорит автор в этих строках: "мертва поникшая трава.."?
- А посмотрите, какое небо на фотокартине? Мы можем определить, есть ли ветер? Как это можно увидеть?
- Поздняя осень на фотокартине какая? (Грустная, печальная.)
- Послушайте ещё одно стихотворение Плещеева и скажите, какой по характеру осень вы представили?
Скучная картина
Тучи без конца,
Дождик так и льётся
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано осень в гости к нам пришла?
Ещё сердце просит света и тепла!
- Какую осень вы представили? (Скучную, унылую, дождливую.)
- Как вы думаете, можно ли назвать позднюю осень "унылой порой"? Почему?
- Если сейчас мы подойдём к окну, то что мы там можем видеть? (Сырую, серую мокрую осень.)
- Да, ребята, сейчас из своего окна мы видим краски поздней осени. Но это всего лишь миг – короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим и грустную берёзку и пожухлую траву и землю после дождя; а завтра всего этого может и не быть – выпадет снег и природа укроется снежным белым покрывалом на долгие месяцы, до прихода весны. Поэтому то мы и радуемся и очаровываемся от последних мгновений осени.
- А.С. Пушкин в своём стихотворении сказал о поздней осени так:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
- Но мы не будем с вами грустить об уходящей осени. Я предлагаю вам сохранить её красоту, сохранить тот миг, который мы с вами видим из окна в макете.
Дети вместе с воспитателем создают макет поздней осени. Для этого используется коробка (подставка), на ней с помощью бросового, природного материала создаётся картинка поздней осени. У каждого ребёнка есть возможность внести свой вклад в целостную картину поздней осени.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)
Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...
"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов, придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...
Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)
Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...
Конспект ООД «Речевое развитие» по теме: «Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Представле на публичный отчет детского сада 15 ноября 2016г....
Образовательная ситуация по развитию связной монологической речи в подготовительной группе. Рассматривание картин И.Левитана "Поздняя осень" и А.К.Саврасова "Поздняя осень" и беседы по ним
Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализация словаря по теме "Осень"....
Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...
Конспект Занятий " Осень Унылая Пора Очей Очарования "
Программный материал: - расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь. - развивать внимание, память, познавательн...