Конспект развлечения по развитию речи по чувашскому народному творчеству
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной и музыкальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Развлечения по развитию речи
По чувашскому народному творчеству
В подготовительной группе
Выполнила:
Воспитатель Алексеева Елена Михайловна
Чебоксары 2020г.
Программное содержание: приобщение дошкольников к истокам национальной чувашской культуры.
Задачи:
Образовательные: организовать целенаправленное восприятие произведений чувашского народного творчества, вспомнить знакомые детям произведения. Закрепить ряд сказок в драматизации, формировать умение определять название и содержание сказок, героев сказок по отрывкам, описанию. Учить понимать смысл сказок. Познакомить с новой сказкой (в кукольном представлении).
Развивающие: развитие фантазии, творческих возможностей детей. Приобщение к художественному слову, расширение словарного запаса детей. Развитие речи, речевого аппарата, выразительности ,жестов, мимики. Развитие коммуникативных умений, памяти, мышления, внимания.
Воспитательные: воспитывать интерес к чувашскому народному творчеству, желание познакомиться с новыми произведениями. Прививать интерес и любовь к культуре родного края.
Предварительная работа: знакомство с произведениями чувашского народного творчества, чтение чувашских народных сказок ,былин на занятиях и вне их, организация литературных концертов, рисование на тему сказок, аппликационные работы (индивидуальные и коллективные),ручной труд, изготовление из бумаги отдельных сценок из сказок, вышивание чувашских узоров. Свободное общение на различные темы «Мой любимый сказочный герой», »Чему учат чувашские сказки».
Просмотр фильма о национальных традициях чувашского народа, рисование на тему «Мой любимый чувашский сказочный герой»
Силами родителей и воспитателей : изготовление элементов костюмов для героев сказок «Козел и баран», «Отчего у зайца губа рассечена и хвост короткий» , «Сармандей», «Лиса плясунья», «Красавица Плаги».
Подготовить кукольный театр по сказке «Как лиса охотников обманула»
Изготовление пригласительных билетов детьми.
Оборудование: национальный чувашский костюм для воспитателя, музыкальный центр, мультимедиа.
Оформление зала: Окна зала украшены занавесками с чувашскими узорами, центральная стена также оформлена элементами чувашских узоров. Выставка детской художественной литературы (сказки и былины). Выставка чувашских работ: рисунков, аппликаций, ручного труда (коллективного и индивидуального)
Ход занятия: Воспитатель в национальном костюме приглашает детей в музыкальный зал. Ребята, посмотрите, как необычно я сегодня одета. Как называется мой наряд? Чувашский национальный костюм.
Я приглашаю вас рассмотреть выставку поделок и рисунков на тему чувашских сказок. Вы узнали свои работы, назовите какую сказку вы изобразили. (Осмотр идет на фоне чувашской мелодии). А посмотрите на выставку книг чувашских сказок. Вы узнаете их?
-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам нашей республики.
Живет в самом сердце России среди вековых дубов, полей и озер небольшой, но убедительно самобытный красивый народ - Чуваши. (На экране природа Чувашии). Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа, которые веселятся и смеются от души. А народ в Чувашии – добрый, трудолюбивый, смелый. (Прослушивание песни «Сетнер»).
(Тихо звучит чувашская мелодия). Интересно побродить по селам и деревням нашей республики, послушать рассказы бывалых людей, побеседовать с мурсухалами, так называют у нас старых, почтенных людей. Их рассказы - сама история, сама жизнь, сама судьба народа. Сколько можно услышать чудесных былин и преданий о красоте нашей республики. О ее богатырях - мужественных борцах за волю и долю народную.
Границы Чувашии от врагов охранял богатырь по имени «Чемень». ( Показ иллюстраций сказки на экране мультимедиа).
- А кто помнит, дети, чем прославился кузнец - богатырь Азамат? (Легенда «Мост Азамата»).
-А великий Улып, чтобы помочь людям, восстал против бога.
-Что же случилось с ним? (Легенда «Земля Улыпа»). В этой легенде отразилась судьба чувашского народа до великой революции. Он был похож на богатыря, связанного по рукам и ногам, и только с помощью русского народа, соседа и брата, Чувашия сбросила с себя гнет царя.
За окнами сейчас воет на разные голоса январская вьюга, словно кто-то большой и рассерженный ходит по стенам. И то засвистит по – разбойничьи, то грозно и устрашаемо, чаще загудит и так уютно, и так сладко в такую погоду слушать сказку. (Воспитатель читает сказку «Воробей и кот»).
Сказка - это мудрое, заветное слово народа, сохраненное в веках и завещанное нам. Сказки учат храбрости и мужеству. Вспомните, как защитили себя козел и баран? (Зачитывается отрывок из сказки «Козел и баран» о встрече козла и барана с волками).
-А какую сказку напомнили вам эти герои? ( На фоне музыки приходят герои сказки «Лиса-плясунья» - дети в костюмах лисы, старика и старухи).
Посмотрите ее (дети драматизируют отрывок из сказки). Эта сказка высмеивает излишнюю доверчивость людей. Но ведь и излишнее любопытство тоже неприятно и всегда наказуемо. - Кто же был наказан за свое любопытство? (выходит ребенок в костюме зайца). Ну конечно это ты короткохвостый.
Исполнение детьми песни «Зайка».
-Может быть, ты сам расскажешь нам свою историю? (Ребенок от первого лица передает содержание сказки «Отчего у зайца губа рассечена и хвост короткий»). Дети, а вы помните совсем маленькими себя? А я вот помню, как вы пришли ко мне – маленькие крошечные неумейки и все очень любили и хорошо знали сказку про курочку… (интонацией просит подсказать).
Ну, конечно же, сказка про курочку - рябу и золотое яичко. А у чувашского народа есть очень похожая сказка. Как она называется? («Сармандей»). Ну, конечно же, это снесла курочка – ряба яичко Сармандею, а мышка его разбила. Расплакался Сармандей, и горе его близко к сердцу приняли…(интонация). Какие герои этой сказки? Дети подсказывают, как они выразили сочувствие Сармандею. Конечно, это именно то, что сделали герои сказки. Но ведь на то и она сказка…весельем, смехом учит она добру.
Воспитатель подходит к выставке и выбирает поделки и игрушки к сказке «Красавица Плаги».
-Не обратили ли вы внимание, дети, вот на эту красавицу (Кукла Плаги). Из какой сказки она появилась на нашем празднике? Удивительно красива и нарядна. Сделана она (называет имена детей и взрослых). Очень поучительную сказку вы знаете про красавицу Плаги. Вспомните ее, а вам в помощь я покажу еще и рисунки, выполненные (имена детей) по этой сказке. (2-4 рисунка). Дети вспоминают отрывок сказки, относящийся к рисунку.
Много сказок у чувашского народа и все они незаметно учат нас:
-будь честным и щедрым
-будь терпеливым и настойчивым
-будь мудрым и чутким
-горе друга прими близко к сердцу, а если друг попал в беду - сам погибай, но его выручай.
-Дети, я пригласила к нам детей старшей группы. Пусть наш праздник будет и их праздником, и мы вместе посмотрим и послушаем новую сказку (входят дети старшей группы).
Исполняют песню «Бей, бей барабан»
Коллектив взрослых показывает кукольный спектакль по сказке «Как лиса охотников обманула».
По окончанию спектакля приглашает всех сыграть в чувашскую хороводную игру «Сирелер». (Расходитесь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Знакомство детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-131731-1351506852.jpg)
Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет
Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597768-1424516708.jpg)
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества». «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-683832-1573065996.jpg)
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества». «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех...
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/04/picture-758494-1475582415.jpg)
«Развитие речи средствами устного народного творчества».
В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/20/picture-1156713-1566297759.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Устное народное творчество. Сказки"
Приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....