Конспект НОД по развитию речи "Уральские самоцветы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
План - модель непосредственно образовательной деятельности
Подготовительная группа
Тема: Развитие речи. «Уральские самоцветы»
Форма организации: групповая
Образовательная задача: познакомить дошкольников с уральскими самоцветами.
Воспитывающая задача: воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё.
Развивающая задача: развивать интерес у дошкольников к природным богатствам родного края - уральским самоцветам; развивать у дошкольников стремление к познанию природных богатств Урала.
Материалы: счетные палочки.
Методический комплект: В.П. Новикова «Математика в детском саду»
Этапы деятельности | Содержание деятельности |
«Про него говорят, что камнями - богат, И умельцами тоже он славится. Кто в краю побывал И Бажова читал, у нас непременно останется». - Среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как его называют? - Правильно, молодцы! Урал это наш край, край где мы живём, наша Родина. (СЛАЙД 1) | |
Издавна славится Урал своими поделочными камнями- самоцветами. (СЛАЙД 2) Уральские горы не только красивы, они еще богаты драгоценными и поделочными камнями: Изумруд, Хризолит, Горный Хрусталь, Малахит,Яшма, Гранит и еще многие - многие другие (СЛАЙД 3 - 9) Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской». Потому что Урал перепоясывает Россию. Камни не простые, а драгоценные. - Почему их называют драгоценными? Прислушайтесь к звучанию слова. - Для чего используют драгоценные камни (шкатулки, украшения, стены в музее, в метро, вазы, рамки для картин и мн. другое). Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все своибогатства. -Малахит стал визитной карточкой Урала, Уральских гор. (Малахит) | |
Загадывание загадок о камнях: В нем застыл зеленый камень, Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовется этот камень, Во всех краях прославивших Урал? (Малахит) (СЛАЙД 10) В давние времена из малахита вырезали детские амулеты, которые защищали от опасностей маленьких детей. По твердости, по блеску, по всему Меж самоцветов равных нет ему. Велик ценой, хоть и размером мал. Скажите, как зовется минерал? (Алмаз) (СЛАЙД 11) Вот удивительный кристалл. Он зелень всю в себя вобрал. По всем статьям красив, хорош, Годится в серьги, в перстень, в брошь, В лучах искрится и горит. Кто камень сей определит? (Изумруд) (СЛАЙД 12) Физминутка. Горные хребты Дети выполняют движения руками: Горы, выстроившись в рад, Складывают руки над головой домиком Как богатыри стоят. Сгибают руки в локтях (показывают мышцы) На них шлемы ледяные, Складывают кисти рук в замок, на голову Горя мощные, седые, Руки над головой домиком Тайну вечности хранят. Указательный палец к губам Ветры шквальные лютуют. Делают движения руками над головой из стороны в сторону Сходят снежные лавины, Все же смельчаки штурмуют Движение рук по направлению сверху вниз Неприступные вершины! Складывают руки над головой домиком | |
Все камни прекрасны, все полезны. Недаром много-много лет назад удивительный уральский сказочник Павел Петрович Бажов описал в своих прекрасных сказах. (СЛАЙД 13) Сейчас я вас познакомлю с одним из них и называется он «Серебряное копытце»: Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. (СЛАЙД 14) Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет: - Пр-равильно говорит. Пр-равильно. Только после всякой сказки Даренка напомнит: - Дедо, про козла-то скажи. Какой он? Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал: - Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней. (СЛАЙД 15) Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Дарении только и разговору, что об этом козле. - Дедо, а он большой? Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает: - Дедо, а рожки у него есть? - Рожки-то, - отвечает, - у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. - Дедо, а он кого ест? - Никого, - отвечает, - не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает. - Дедо, а шерстка у него какая? - Летом, - отвечает, - буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая. - Дедо, а он душной? Кокованя даже рассердился: - Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет. Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься: - Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу. Кокованя и объясняет ей: - Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот - дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно. (СЛАЙД 16) Этим и отговорился. Осталась Даренка дома, а Кокованя в лес ушел. Дней через пять воротился Кокованя домой, рассказывает Даренке: - Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой. Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит. Даренка и думает: "Не козел ли тот вчерашний прибежал?" И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит. Отворила дверку, глядит, а козел - тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял - вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у козла о пяти ветках. Даренка не знает, что ей делать, да и манит его как домашнего: - Ме-ка! Ме-ка! Козел на это как рассмеялся. Повернулся и побежал. Пришла Даренушка в балаган, рассказывает Муренке: - Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Не видела только, как тот козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет. Муренка, знай, свою песенку поет: - Пр-равильно говоришь. Пр-равильно. Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка. Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать. Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. (СЛАЙД 17) Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились. Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие. (СЛАЙД 18) К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда-же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало. Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила: - Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим. Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб. Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, - и будет. (СЛАЙД 19) А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали? (СЛАЙД 20) | |
-Так чем же знаменит наш край? Чем богат? Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей по сенсорному развитию "Гора самоцветов"
Конспект развлечения для детей во второй младшей группе по сенсорной культуре...
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект НОД по познавательному развитию "Уральские самоцветы"
Конспект НОД по познавательному развитию "Уральские самоцветы"...