Альбом песенок, потешек, прибауток и колыбельных.
картотека по развитию речи (младшая группа)
Устное народное творчество в воспитании ребёнка, несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь им строить и творить будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Альбом
песенок, потешек, прибауток и
колыбельных.
Устное народное творчество в воспитании ребёнка, несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь им строить и творить будущее.
Поэтический фольклор, являясь одной из важнейших вех эстетического воспитания ребенка, для самых маленьких «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста дети должны слышать произведения устного народного творчества.
С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми. Во время тяжёлого расставания с родителями особенно эффективно использование воспитателем малых фольклорных форм. Утром, во время приёма, встречаю детей с яркой красочной игрушкой, чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождаю ее движения чтением потешек. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даю возможность рассмотреть, рассказываю о персонаже потешки, объясняю новые слова. Дети всей группы учатся двигаться, говорить как лисичка, медведь, заяц, в зависимости от того, о ком потешка. Таким образом, потешка позволяет приучить ребёнка к совместному образу жизни, к коллективу. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю. С учетом всего выше сказанного я, собрала и оформила альбом песенок, потешек, колыбельных и прибауток.
Песенки.
Два весёлых гуся.
Жили у бабуси
Два весёлых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два весёлых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
« Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый-
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.
**************
Как на Ваньки именины
Испекли пирог из глины
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Каравай- каравай,
Кого хочешь выбирай!
А потом с округи всей
Приглашай на пир гусей!
****************
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Раз-два, раз- два! Серенький козлик!
Бабушка козлика очень любила.
Раз-два, раз-два! Очень любила!
Вздумалось козлику в лес погуляти.
Раз-два,раз-два! В лес погуляти!
Напали на козлика серые волки.
Раз-два, раз-два! Серые волки!
Остались от козлика рожки, да ножки,
Раз-два, раз-два! рожки да ножки!
*****************
Рано-рано поутру
Спел рожок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: « Му-му-му!»
Ты, Бурёнушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Напои нас молоком.
*****************
Ты пляши, пляши, пляши,
У тя ножки хороши!
Хороши – не хороши,
Всё равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушки- хохочи!
Поскакушки – поскачи!
Потешки
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
**************
Ладушки- ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели- кашку,
Что пили - бражку!
Ладушки – ладушки,
Снова едем к бабушке!
Ты водица – водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай.
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем Щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода-
С нашей детки худоба!
***************
Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфетку дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай Женя, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь ещё немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!
****************
Пусть у кошки заболит,
У собачки заболит,
Будет кошка инвалид
И собачка инвалид!
А тебе пусть повезет –
У тебя вся хворь пройдёт!
*******************
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк- волк!
Он зубами щелк-щелк!
*******************
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!
*******************
У козы- то у рогатой
Дома малые козлята.
Весело по лавкам скачут,
Не балуются, не плачут.
Мама из лесу придет,
Молочка им принесет.
*******************
Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком- то машет,
И поёт и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!
**************
Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки-
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки-
Доставать до тучки,
Дождь из тучки выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!
**************
Я коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Таню будет бить,
Тому худо будет жить!
****************
Рева- корова
Разревелась снова.
Вот как слёзки льются –
Можно захлебнуться.
Тихо ревушка не плачь.
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка- коровушка!
*****************
Хватит плакать рёва,
Вот, смотри корова!
Говорит она : «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И ещё на чашку!
Молоко моё ты пей,
Сразу станешь веселей!»
*****************
Ах ты, Совушка- сова,
В два обхвата голова!
На пеньке сидела,
Головой вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася.
**************
Как у Савишны Совы
На плечах две головы
И глаза как блюдца.
Все над ней смеются
Колыбельные
Баю, баюшки-баю
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
Да утащит во лесок.
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Наших деток не буди!
Баю, баю,буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Саше пирожок,
Дали Саше пряничка.
Спи скорее, Сашенька!
****************
Ходит по ночам коза,
Закрывает всем глаза.
Ну, а кто не хочет спать,
Станет тех коза бодать!
Быстро глазки закрывай,
Баю-баю, баю-бай!
****************
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь- успокой,
Приди щука – убаюкай,
Приди сом – дай нам сон,
Приди пеструшка – дай подушку,
Приди свинка – дай перинку,
Приди котик – закрой ротик,
Приди ласка – закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
****************
Котя-котюшка, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!
Сходит котя на Торжок,
Купит котя пирожок,
Принесёт его нам котик
И положит прямо в ротик,
Баю- баю, баю-бай,
Спи скорее засыпай!
******************
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснём с тобою тоже!
Приобщение к устному народному творчеству имеет важное значение в эстетическом восприятии ребёнка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи. Правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Жили у бабуси два весёлых гуся» Развлечение для детей 4 лет на материале русских народных песен, потешек, прибауток.
Развлечение для детей 3-4 лет...
Сообщение из личного опыта о использовании песенок, потешек и пальчиковых игр в работе с детьми.
Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки и пальчиковые игры. Они вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Простота и мелодичность звучания потеш...
Статья "Приобщение детей к русской и хакасской народной культуре на примере песенок - потешек"
Работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства....
Подбор песенок, потешек, закличек, используемых при проведении занятий в I младшей группе
Песенки, потешки для занятий в младшей группе...
КАРТОТЕКА ПЕСЕНОК-ПОТЕШЕК
ПЕСЕНКИ-ПОТЕШКИ...
Альбом песенок, потешек, прибауток и колыбельных.
Устное народное творчество в воспитании ребёнка...
Картотека потешек, прибауток, песенок
по «Истокам русской народной культуры» для детей младшего дошкольного возраста...