Сообщение из личного опыта о использовании песенок, потешек и пальчиковых игр в работе с детьми.
занимательные факты (младшая группа) на тему
Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки и пальчиковые игры. Они вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Простота и мелодичность звучания потешкек помогает детям запомнить их, а пальчиковые игры развивают мелкую моторику и речь.
Простые, короткие потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение из личного опыта о использовании песенок, потешек и пальчиковых игр в работе с детьми.
Воспитатель Гудакова С.В. ГБОУ Школа№2075.
Художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта речи, позитивного отношения к миру.
Детей второго года жизни по традиции знакомят с русскими народными песенками, потешками, сказками, стихами и рассказами отечественных поэтов и писателей.
К освоению репертуара я приступила с начала учебного года, во время адаптационного периода.
Практически каждую новую песенку и потешку мы с детьми обыгрывали…
Играли в «Ладушки», изображая действие бабушки, которая печет оладушки и раздает дедушкам: Ладушки, ладушки
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Дедушкам давала.
Собираясь на прогулку, мы вспоминали, как «большие ноги шли по дороги…, маленькие ножки бежали по дорожке».
Если малыш заплакал, мы его пожалеем: Не плачь, не плачь, -
Куплю калач,
Не плачь, дорогой, -
Куплю другой
Не плачь, не кричи –
Куплю тебе три.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, которой мы руководствуемся в своей работе, ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образца и, конечно, владение техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности.
Удачно подобранная песенка, потешка поможет во время любой ситуации:
При умывании, после сна: «Водичка, водичка,
Умой мое лично,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При мытье рук: Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот наши ладушки,
Ладушки, ладушки.
Когда мы садимся за стол, мы вспоминаем:
«Где блины –
Там и мы.
Где с маслом каша –
Тут и место наше.»
На прогулке мы с детьми часто играем с солнышком, -которое прячется за тучками:
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошко.
Красное – нарядись!
Ясное – покажись!
Если малыш пытается уйти , убегать со своего участка на другой, или он скучает и хочет уйти к родителям, возвращая его обратно, я говорю:
«Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет».
Если дети находили божью коровку, я, подставила ей пальчики и, поднимая руку вверх, говорила: «Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба:
Черного и белого,
Только не горелого».
В этом возрасте дети часто сорятся и обижают друг друга, тогда я пытаюсь пожалеть малыша: «Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Гришенька хороший!
Данюшка пригожий!»
или пытаюсь рассмешить деток: «Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на корове,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках».
Зная, что потешки формируют нравственные чувства и оценки, я подобрала также, которые несут конкретные нравственные задачи, и постоянно использую их в работе: «Как у наших у ворот
Петух зернышко клюет,
Петух зернышко клюет
К себе курочек зовет
Вы пеструшечки, вы хохлушечки
Я нашел для вас орех
Разделю орех на всех
По крупиночки, по восьминочки».
И дети понимают, как важно быть заботливыми и делиться с близкими.
То же значение имеют потешки:
- «Курочка – рябушечка, куда пошла….».
- «Пошел котик на Торжок….».
- «Стучит, бренчит по улице….».
- «Бегала лесочком лиса с кузовочком….».
Другие потешки воспитывают отрицательное отношение к жадности:
- «Кисонька - мурлысонька…».
- «Ой, ты заюшка пострел….».
Третьи – трудолюбие, нетерпение к лени:
- «Сорока – белобока….».
- Сорока – сорока….».
- Пальчик – мальчик ….».
Есть потешки, которые воспитывают чувства взаимовыручки
- «Тили, бом…».
и так же, которые прививают любовь к семье:
«Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка | Дети зажимают пальчики по одному, начиная с мизинца |
А это деточка моя, (большой палец)
А это вся моя семья! (раскрывается вся ладошка)
Конечно же и укладывание детей спать у нас проходит с потешеками. Потешки – колыбельные я пою детям перед сном, укладывая их сидя около них. Обязательно, во время пения потешек – песенок я страхуюсь погладить деток по спинке по головке. Малышам это очень нравиться и они быстро засыпают, а затем – те же «колыбельные» они используют в играх с куклами.
У меня в группе 11 девочек и все они любят когда им заплетают косички. В этот момент им нравиться совместное прочтение потешеки:
«Чешу, чешу волосиньки,
Причесываю косыньку,
Расти, коса, до пояса,
Ни вырони, ни волоса,
Расти косынька до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся, -
Дочка, маму слушайся».
Даже наши мальчики в этот момент берут расчески, причесываются и имитируют заплетение косичек, а в те моменты когда кто-то не слушается маму, другие детки напоминают:
«Дима, маму слушайся!»
В списке литературы для детей 2-3 лет много не только русских, но и зарубежных фольклор произведений, и авторских стихотворений, рассказов, сказок.
Так, в разгар самостоятельной игровой деятельности детей, когда становится очень нужно, я негромко читаю стихотворение Н. Пикуневой «Лисий хвостик».
Лисий хвостик
Бегал в гости.
Мосточком бежал,
Листочком дрожал,
Вернулся назад -
И рад!
Так постепенно дети подключаются к игре. Плачущего ребенка прижимают к себе и чтобы успокоить, тихонечко читаю стихотворение Н. Чуйковского «Бедный Федотка»: Бедный Федотка – сиротка,
Плачет несчастный Федотка,
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его…
и добавляю: Кроме Светланы Вячеславовны (Даши, Насти, Гриши и т.п.)
Чтобы обратить внимание детей на брошенную куклу, использую стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:
Тихо, тихо, тишина,
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравиться
И она поправиться!
На слова многих русских потешек, зарубежного фольклора и авторских произведений я придумала игровые действия и научила детей, которые теперь даже самостоятельно, группой до 5-6 человек проводят эти игры:
- «Жили у бабуси два веселых гуся….».
- «Бабка сеяла горох….».
- «Шел старик дорогою….».
- «Мыши водят хоровод…..».
- «Три веселых братца….».
- «Снег, снег кружится….».
Первое знакомство детей со сказками в нашей группе проходит в действии с физкультурами настольного театра и при помощи игрушек бибабо. При повторном рассказывании я оперирую фигурками настольного театра, либо прибегаю к инсценированию сказки при помощи --------леграфа. Использование на занятии наглядного материала помогает мне активизировать внимание детей, обеспечивает его целенаправленность, а также способствует припоминанию детьми текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурами. Конечно я не забываю, что необходимо приучать детей к внимательному прислушиванию не больших по объему произведений без наглядного сопровождения.
Во время повторных прочтений художественной произведений и даю детям возможность договаривать знакомые слова и фразы.
Восприятие некоторых сказок идет успешна, если проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций и характеристика участников сказки.
При повторном чтении, дети не только договаривают знакомые слова и фразы, но и обыгрывают действия героев и имитируют их голоса и поведение.
Для закрепления знаний художественных произведений и использование их в повседневной жизни, я подготовила в группе различные пособия:
Д / и «Узнай потешку по картинке».
Д/и «Из какой сказки?»
Эти игрыдополняются новыми иллюстрациями, по мере прочтения нового произведения.
В группе организован книжный уголок, где дети рассматривают книги со знакомыми литературными произведениями, которое я переодически меняю и сюжетными картинками. Если книга «заболела» - мы «лечим» ее (подклеиваем и учимся бережному к ним отношению).
Также я оформила театральную зону, пополнив ее игрушками бибабо, поместила декорации к любой сказке (домик, лесная поляна, деревья, цветы).
Пополнила уголок настольными театрами:
«Колобок», «Теремок»,»Козлята и волк», оформила ------ с картинками к ---------- по сказкам «Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Сказка о скупом мышонке» и конечно, сам ------. Дети с удовольствием показывают «концерты», используя фигурки «артистов».
Очень нравиться моим детям «постановки» спектаклей при самостоятельном участии (под моим руководством), используя маски героев знакомых сказок.
Проводя работу с родителями, я использую разнообразные формы. Разместила в родительском уголке консультации «Поговорите с малышом», «Играем пальчиками, развиваем речь», «Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей», «……».
Провела родительское собрание на тему «Читайте детям каждый день», провела открытое занятие на метод) объединения района на тему «Нравственное воспитание под средством ознакомления с художественной литературой», провожу индивидуальные консультации для родителей. Планирую провести групповые консультации по темам: «Особенности понимание стихотворных текстов», «Развитие образной речи на основе художественных произведений».
Много загадочного скрыто в дошкольном детстве. Каждый день мы делаем маленькие и большие открытия, позволяющие лучше понять и глубже проникнуть в этот интересный мир. Только зная детей мы сможем определить меры воздействия на них их нравственный рост. Поэтому, я считаю, что оной из самых эффективных воспитательных мер являются влияние на детей раннего возраста художественной литературы.
Народная мудрость гласит:
«Дитятко, что тесто,
Как замесил,
Так и выросло!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОНР 3 степени. (из опыта работы)
В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значите...
Использование песенок-потешек в развитии активного словаря младших дошкольников
Данный материал поможет в интересной форме развивать словарь детей...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Методическая разработка: "Использование песенок- потешек для развития активного словаря детей младшего дошкольного возраста."
Развитие речи....
Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...