Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: Составляем рассказ по произведениям Н. Сладкова «Бабочки прилетели».
Цель: Активизация диалогической речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Составляем рассказ по произведениям Н. Сладкова «Бабочки прилетели».
Цель: Активизация диалогической речи
Задачи:
Образовательная: Формирование представлений детей о последовательности изложения и логике описательного рассказа на основе описательного образца.
Развивающая: Развитие связной монологической речи.
Обучающая: Учить составлять рассказ
Воспитательная: Воспитывать интерес к окружающей природе.
Предварительная работа: Беседы о насекомых, чтение и рассматривание иллюстраций по теме; знакомство с писателем Н. И. Сладковым.
Наглядный материал. (Демонстрационный) Иллюстрации бабочек: лимонницы, капустницы, голубянки. «Лужа», «Грядка капусты», «Солнце», «Луна».
Раздаточный материал: Листы бумаги, краски, карандаши, кисточки, салфетки, баночки с водой. (использовать технику рисования – монотипию)
Словарная работа: Лимонница, Капустница, Голубянка. Брюшко, крылья, лапки, головка с усиками, хоботок.
Методы и приемы:
Загадка
Рассказ
Описание
Анализ образца рассказа
Вопрос
Пример
Сравнение
Структура: организационный момент; основная часть; игра «Бабочки»; продуктивная деятельность; рефлексия
Ход занятия:
Педагог загадывает загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел! (Е. Серова)
-Верно, это бабочка, она похожа на цветок благодаря своим четырем крылышкам, посмотрите на бабочек, чем они похожи?
(Дети сравнивают бабочек и высказывают свои предположения)
-У всех бабочек есть брюшко, крылья, лапки, головка с усиками, хоботок, который бабочки погружают внутрь цветка и высасывают нектар.
-А чем бабочки отличаются? (ответы детей)
-Правильно, отличить одну бабочку от другой можно в первую очередь по цвету крыльев. У каждого вида бабочек есть название, которое часто связано с окраской насекомого. (Воспитатель показывает и называет бабочек на картинках.)
-Это лимонница, она ярко-желтого, лимонного цвета. Большая белая, как капуста, - бабочка-капустница. Маленькая красивая бабочка голубянка, небесно-голубого цвета. Поэтому рассказывая о бабочках, важно описать цвет их крыльев.
-Послушайте, как описал лимонницу Николай Иванович Сладков.
Лимонница.
«Назвали ее лимонницей за яро-желтый лимонный цвет.
Такая на вид неженка и недотрога, а всю зиму под снегом зимует.
И весной вылетает, когда еще по ночам морозы звенят.
Греет солнце-порхает весело и беззаботно, а ударит мороз
– упадет на землю, замрет и лежит как опавший желтый листок.
Ждет терпеливо ясного теплого дня. И снова тогда мелькают
ее желтые крылья, словно два солнечных зайчика.»
-Писатель описал не только окраску крылышек лимонницы. Чем отличается эта бабочка от остальных? (Ответы детей.)
-Верно, писатель рассказал о ее действиях: «лимонница всю зиму под снегом зимует,» «порхает весело и беззаботно, а ударит мороз – упадет, замрет и лежит как опавший желтый листок. Ждет терпеливо ясного теплого дня»
-Теперь послушайте, как Сладков описал бабочку-капустницу.
Капустница.
«Всем знакома это большая белая бабочка. Огородники ее даже издали узнают: летает, как-то подскакивая, всплескивая крылышками, кидаясь из стороны в сторону. Как увидят, так быстрей стараются отогнать. Беда, если бабочка успеет отложить на капусту яички. Выведутся из яичек прожорливые гусеницы и оставят от кочанов одни кочерыжки. Очень вредят капусте капустницы.»
-Описывая эту бабочку Н. И. рассказал о цвете ее крылышек, величине и действиях. Почему огородники, как увидят капустницу, так стараются ее быстрей отогнать? (Ответы детей) Очень вредят капусте капустницы.
-Послушайте как описал Н. И. голубянку.
Голубянка.
«Голубянка маленькая, но красивая и живая. И очень полезная. Она опыляет цветы. Также старательно и прилежно, как делают это шмели и пчелы. В теплые тихие дни любят голубянки слетаться веселыми стайками к мутным лужицам на дорогах. Тут они ползают, взлетают, садятся, гоняются друг за другом. И с удовольствием пьют из лужицы воду.»
-Думаю, вы внимательно слушали все три рассказа и заметили, что в описании сначала называют бабочку, о которой рассказывают. Назовите какую бабочку описывает Сладков в свое первом рассказе? (Лимонницу) Во втором? (Капустницу) Назовите бабочку из третьего рассказа? (Голубянку)
-Я буду описывать одну из бабочек, а вы внимательно слушайте. «Это красивая бабочка». Догадались, какая бабочка?
-Пожалуйста начинайте ответ со слов: «Я думаю, что…» или «Мне кажется, что…» (дети высказывают свои предположения).
-По одному признаку трудно догадаться. Добавлю признак действия: «Это красивая бабочка. Она летает, порхает с цветка на цветок, как только пригреет солнышко» Догадались? (Ответы детей).
-Послушайте еще один признак: «Это красивая большая бабочка. Она летает, порхает с цветка на цветок, как только пригреет солнышко». Догадались? (Ответы детей).
-Признака величины в описании тоже недостаточно. Это может быть и лимонница, и капустница. Какой признак нужно добавить в описание чтобы точно определить бабочку? Верно нужно сказать о цвете, тогда описание станет полным: «Это красивая большая бабочка. Она летает, порхает с цветка на цветок, как только пригреет солнышко Огородники ее даже издали узнают. Как увидят, так быстрей стараются отогнать». Теперь вы догадались? (Капустница).
-Молодцы! Внимательно слушали и сможете самостоятельно описать бабочек.
-Главное – не забудьте, что у вашего рассказа должны быть:
- Начало (называете бабочку)
- Середина (перечисляете признаки, которые отличают ее от других бабочек: величина, окрас крыльев, действия и особенности поведения)
- Конец (можете выразить свое отношение к бабочке и подвести итог).
Физкультурная минутка: «Бабочки»; предложить выбрать бабочку и «полетать» имитируя отличительные признаки действия и особенности поведения бабочки.
Продуктивная деятельность:
-А сейчас подумайте, какую бабочку вы хотели бы нарисовать, какая бабочка вам понравилась, почему именно эта бабочка вам запомнилась?
-Предлагаю нарисовать бабочку, а дома рассказать о ней маме или папе, думаю им будет интересно узнать о бабочках что-то новое. (Продуктивная деятельность детей)
Рефлексия:
-Что мы узнали сегодня нового? Вам понравилось описание бабочек? Сможете рассказать о понравившейся бабочке дома маме?
Во второй половине дня предложить детям вырезать нарисованную бабочку и выбрать место на картинке по отличительным признакам действия и особенностям поведения бабочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.
закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...