Система дидактических игр и лексических упражнений на развитие грамматического строя речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя группа)
Система дидактических игр и лексических упражнений на развитие грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_sistema_igr.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Система дидактических игр и лексических упражнений на развитие грамматического строя речи
На словообразование:
1.Игровое упражнение «Ласковые имена» Цель: упражнять детей в словообразовании Ход: Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.
2. «Назови ласково» Цель: упражнять детей в правильном образовании ласковых слов Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Ход: Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
2. «Назови ласково» с перекидыванием мяча или с картинками Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами Ход: дом – домик, окно – окошечко, дверь – дверка, корова – коровушка и т.д.
3. «Кто как голос подает?»
Цель: упражнять детей в образовании слов от звукоподражания и узнавать животного Оборудование: мяч. Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо животного «Мяу-мяу» (кошка). «Ква- ква» (лягушка), "Му му" (корова) и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращая мяч отвечает(мяукает, квакает и т.д)
4. «Измени слово» Цель: упражнять детей в словобразовании при помощи приставок и изменении значения слова Ход: добавьте к слову ехать приставки: при, у, пере, с и т.д к другим глаголам
5. Игра «Назови профессию»
Цель: формировать умение образовывать существительные от глаголов, развитие внимания, ловкости. Ход: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет глагол: «Воспитывает…» Ребенок продолжает: «Воспитатель». Копилка слов: Учит - …учитель; строит - …строитель; грузит - …грузчик; сторожит - …сторож; летает - …лётчик; танцует - …танцор; поёт - …певец; продает - …продавец и т. д.
6. «Словесные снежки». Ход игры такой: дети становятся в круг, у каждого в руке снежок (мячик). В центр круга выходит водящий , произносит небольшое стихотворение: «Чоки-оки, чоки-чок, Я теперь снеговичок, Ты снежки в меня бросай И словечко называй. Кто последний назовет, Смело в круг ко мне встает. Дети по очереди бросают снежки и называют родственные слова к слову СНЕГ. Задача подобрать как можно больше родственных слов к слову(снежинка, снеговик, снегопад, подснежник)
7.«Найди маму» Цель: упражнять в образовании названия детенышей от взрослых животных Ход: Воспитатель называет маму, а дети называют его детеныша(у зайчихи- зайчонок, у кошки -котята и др.) Словарный материал: волчица, крольчиха, корова, ежиха, утка, медведица.
8. «Что для чего?» Цель: упражнять в образовании слова, которые определяют назначение предмета Ход: предложить детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).Затем задать вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.
9. «Как зовут папу, маму и детеныша?» Цель: упражнять в составлении слова с увеличительными и уменьшительными суффиксами Ход: дети называют по картинкам папу, маму и детеныша животных: лисище-лиса- лисенок, зайчище-зайчиха- зайчонок, волчище –волчица-волчонок, львище - львица -львенок, тигрище -тигрица -тигренок.
10.Игра с мячом «Строим дом» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных Ход: бросаем мяч ребенку и произносим «Построим дом из кирпича, значит какой будет дом?» Ребенок: «Кирпичный дом». Копилка слов: дом из камня, дом из фанеры, фундамент из бетона, окна из пластика, дверь из дерева, петли из металла, замок из железа и т. д.
Морфология
1. «Репортер» Цель: упражнять детей в подборе прилагательных к определенному слову Ход: ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон. План вопросов: Что может быть синим? (небо, море, платье…). Что может быть круглым? (солнце, яблоко…)
2. «Чего не стало?» Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память. Оборудование: игрушки. Ход: На столе изображения животных. Взрослый просит закрыть глаза и убирает одну из картинок затем спрашивает: Кого не стало? (ежа, медведя, тигра, зайца и т. д.).
3. «Один - много» Цель: упражнять в образовывании множественного числа имен сущест-х. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».
4. «Волшебный мешочек» Цель: упражнять детей в сравнении слова и выделении существительного среднего рода Ход: подбирают такие игрушки: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)
5. Игра-драматизации «Что делает кукла» Цель: упражнять изменять глагол по временам, пользоваться повелительным наклонением. Ход: Разыгрываются бытовые сценки: кукла встает, умывается, одевается, завтракает, рисует, играет, поет.Что уже сделала кукла? (Нарисовала, спела, сплясала.) (Изменение глагола по временам.) После того как дети назовут действия, можно предложить попросить куклу что-то сделать (спеть, нарисовать).Давайте попросим Сашу, чтобы она спела: «Саша, спой, пожалуйста! Нарисуй, пожалуйста!» (Повелительное наклонение)
6. «Говори правильно» Цель: упражнять детей правильно употреблять несклоняемые имена существительные Ход: Показывается первая картинка. Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто). А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя? Вторая картинка. Что нарисовано? (Шкафчик) В нем висят пальто. Много пальто. Сколько пальто в шкафу? (Много пальто) А здесь сколько пальто? (Три пальто) и т.д.
7. «Что вы хотите делать?» Цель: упражнять детей в специальных упражнениях употреблять разноспрягаемый глагол хотеть. Ход: («Что вы хотите делать?» – «Мы хотим играть, плясать, а ты хочешь плясать?» – «Хочу». – «Мы хотим плясать» и т.д.), игровые упражнения с игрушками («Оля и Таня, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Оля, ты хочешь?» – «Хочу»).
8. «Что растет в лесу». Цель: учить образовывать формы множественного числа существительного с окончанием -ы. Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка. Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода). Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?
9. Игровое упражнение «Забота». Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа. Наглядный материал: сюжетные картинки. Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задавался вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».
10. Игровое упражнение «Закончи предложения». Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м. Ход: говорим предложения в 1-м лице первому ребенку он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице. Речевой материал: Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет); Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит); Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....
Картотека игровых упражнений на развитие грамматического строя речи
В данной картотеке подобраны упражнения на развитие грамматического строя речи детей старшей группы....
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Сборник «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи по лексическим темам».
Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста....
консультация для педагогов «Использование дидактических игр и упражнений на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в коррекционной группе»
Рассматриваются дидактические игры и приемы направленные а развитие грамматического строя речи...
Система дидактических игр и лексических упражнений по формированию грамматического строя речи
Система дидактических игр и лексических упражнений по формированию грамматического строя речи...
Сборник дидактического материала " Игры и упражнения по развитию грамматического строя у детей с ОВЗ"
В сборнике представлены дидактические игры для развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Игры направлены на развитие связной речи, лексико- граммматического строя, логи...