Презентация. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Кондаурова Валерия Михайловна

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.pptx281.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях Музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №198» Кондаурова Валерия Михайловна

Слайд 2

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природу.( Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.) Исходя из этого, сочетание работы над речью дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слайд 3

Правильность , чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой - интонацией . Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, речевое дыхание а также тембр и паузы . Высота голоса (мелодика) характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Слайд 4

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико – интонационного оформления устной речи. Тембр голоса придает речи каждого человека индивидуальное звучание. Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи. Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.

Слайд 5

Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми отрезками. Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышения и понижения голоса). Фразовое и логическое ударения – это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) – в зависимости от смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия, грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части, различных психологических моментов.

Слайд 6

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Развитие речи осуществляется через разные виды музыкальной деятельности . ООД по музыке включает в себя такие составляющие как - ритмика -слушание музыки -пение - игры, хороводы -игра на музыкальных инструментах Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей основных свойств голоса и связной речи.

Слайд 7

Конечно , основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение . Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору ». Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Слайд 8

Общеизвестно , что пение развивает: - речевое дыхание, - голос, - формирует чувство ритма и темпа речи, - улучшает дикцию, - координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Слайд 9

Преимущества певческой деятельности для развития речи: -Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог -Пение требует четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, это помогает развитию четкой дикции ребенка -Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи. - Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность. - Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями. -Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений. - Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление. - Пение развивает речевой слух, вырабатывает дикцию (пение попевок на различных звуках)

Слайд 10

Слушание музыки формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный , тембровый и динамический компоненты слухового восприятия . Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.

Слайд 11

Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

Слайд 12

Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: « Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка». Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы . Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Слайд 13

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В.М. Бехтеревым и М.М. Кольцовой была установлена связь мелкой моторики и речевого развития. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Слайд 14

К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст разученный в процессе игры, хорошо запоминается и соотносится с ритмом музыки. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи.

Слайд 15

Игра на музыкальных инструментах тоже в свою очередь развивает речь детей посредством развития мелкой моторики . Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.

Слайд 16

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).

Слайд 17

Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок ,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности

Использование на музыкальных занятиях театрализованной деятельности создает возможность приобретения дошкольниками многообразного опыта в связи с музыкой - опыта движения и речи; слушателя, исполнител...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "

В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные  формы работы  на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Презентация. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях...

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»...