Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Составление рассказа по картине "Грачи прилетели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи
Старшая группа
Тема: Составление рассказа по картине А.Саврасова «Грачи прилетели»
Тип занятия: Закрепление ранее полученных знаний
Цель – учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
Задачи:
- Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи.
- Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.
- Упражнять детей в управлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.
- Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.
- Формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнивать метафоры.
- Воспитывать самостоятельность, активность, эмпатию; умение видеть красоту родной природы.
Словарная работа:
а) обогащение: грачи, гнезда, окраина села, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый;
б) активизация: слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, тает, скрылось и т. п. : слова - определения: радостные, шумливые, старая корявая береза, ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке.
Материал:
репродукция картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".
Предварительная работа:
Рисование рисунка – дерево, птицы, гнезда, проталины, солнце
Ход занятия
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный | Ребята, встанем, поднимем руки к солнышку. Оно ласковое и свое тепло дарит нам. Примите это тепло, а теперь возьмитесь за руки и передайте полученное тепло от солнца друг другу. Молодцы. Присаживайтесь на стульчики. | Дети повторяют за педагогом |
Основная часть | Какое сейчас время года? | - весна |
А какая бывает весна? Хорошо, молодцы | - теплая и холодная, веселая, солнечная, ласковая, мокрая, журчащая, шумная | |
Расскажите приметы весны? Как вы узнаете что пришла весна? По каким признакам? Вспомните какая была весна год Вы всё правильно назвали; тает снег, появляются проталины, просыпается природа, солнце греет теплее, возвращаются из далеких стран первые весенние вестники - грачи. | - солнце греет теплее, бегут ручьи, сосульки капают с крыш, появились проталины, снег стал рыхлым, тает. | |
Посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К.Саврасов в своей картине "Грачи прилетели". Что вы видите на этой картине? | Дети смотрят на картину и описывают ее. | |
Расскажите о грачах, что они делают? Какими их изобразил автор? Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд? | - поправляют, ремонтируют гнезда; они веселые, радостные, смешные. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее. - здесь тихо, спокойно. Это окраина села, видно несколько домиков и белокаменную церковь. Вдалеке виден лес | |
Какие деревья выбрали птицы? | - грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены | |
Посмотрите внимательно, есть ли на картине солнце? Как вы догадались? | - оно ещё неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивается сквозь облака, облака немножко - желтоватого цвета. На снегу видны тени от берез. Солнце, то выглянет, то спрячется за прозрачные облака) . | |
Какие облака изобразил художник? | -голубовато-серые, пушистые, прозрачные, немножко хмурые | |
А что можно о небе сказать? | - Покрыто голубовато-серыми облаками. Оно низкое, грустное, холодное) . | |
Расскажите, какой снег? | - потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, печальный, теплый, подтаивший | |
А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? | - немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.) | |
Вам понравилась картина? Почему? Что понравилось? | Ответы детей | |
Мы с вами рассмотрели картину. Сейчас попробуем составить рассказ, чтобы Вы смогли описать эту картину дома родным и близким. Сначала я расскажу вам, а потом вы. "Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами скромный сельский пейзаж. Это окраина села: видно несколько деревенских домов и белокаменную церковь. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Грачи направляют, ремонтируют гнезда. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве, птицы радостные и веселые. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной". Понравился мой рассказ? Как Вы думаете, смогут ли представить картину те люди, которые ее не видели? | Дети внимательно слушают Дети – да | |
Хотите отдохнуть немножко? Тогда встанем со своих мест и расскажем о березке: Березка в белом сарафане Весною водит хоровод (движение вокруг себя, руки вдоль тела, кисти рук в сторону)Звенит сережками так нежно (трепление мочек ушей), и птичек в гости всех зовет (Зазывающие движения руками) Раскроет свои руки - ветви, (руки вверх, пальцы раскрыть), опустит ветки (пальцы вниз, руки вниз опускают), подставить солнышку листочки, чтоб лучик на ветвях повис, (руки перед собой, ладони раскрыть, опустить кисти вниз) | Дети - да Дети повторяют движения | |
Молодцы, немножко отдохнули. Продолжим. Кто хочет рассказать свой рассказ? Если ребенок не может ответить полным предложением, то я буду их направлять, добавлять слова связки. Оценки – Отличный, хороший, неплохой рассказ Молодцы. Справились. | Дети рассказывают | |
Заключительная часть | Мне сегодня очень понравилось, как вы занимались. Какие красивые, чудесные составляли предложения. Какие красочные рассказы у вас получились. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...