Картотека дидактических и упражнений на формирование лексико - грамматического строя речи
картотека по развитию речи
Картотека дидактических и упражнений на формирование лексико - грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_i_uprazhneniy.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Теремок»
662200 г. Назарово Красноярского края
Картотека дидактических игр и упражнений на формирование лексико – грамматического строя речи
Разработала: Потапова Тамара Сергеевна
воспитатель первой квалификационной
категории
Назарово 2020 г.
Упражнение « А что у вас?».
Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.
Ход игры: воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке?”. Дети отвечают:
- У меня флаг
- У меня флаги.
- У меня дом.
- У меня дома и т.д.
Упражнение «Один - много».
Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или нескольких предметов.
Ход игры: воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- У меня окно.
- У меня окна и т.д.
Упражнение «Магазин».
Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.
Ход игры: на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
- У меня мяч, а в магазине мячи и т.д.
Упражнение «А что у вас?».
Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с изображением предметов в единственном числе.
Ход игры: воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас?”. Ответы детей:
- У меня куклы и т.д.
Упражнение «Магазин».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они покупатели. Спрашивает поочерёдно: “Что ты купишь?”. Дети отвечают:
- Я куплю мяч.
- Я куплю куклу и т.д.
Упражнение « Закончи предложение».
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога:
- Папа читает … /книгу/.
- Зоя ловит … /бабочку/ и т.д.
Упражнение « Кто кого обогнал».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.
Ход игры: фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал?”. Дети отвечают:
- Петя обогнал Риту и т.д.
Упражнение « Кто что делает».
Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами на разных планшетах.
Ход игры: воспитатель спрашивает ребёнка: ”Что ты видишь на картинке?”. Ребёнок отвечает:
- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т.д.
Драматизация сказки « Человек и животные».
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа; закрепить навык диалогической речи.
Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы, овцы, собаки, курицы, петуха.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу.
- А что вы умеете делать? – спросил человек.
Лошадь сказала:
- Я буду возить грузы.
Овца сказала:
- Я буду давать шерсть.
Собака сказала:
- Я буду охранять дом.
Курица сказала:
- Я буду нести яйца.
Петушок сказал:
- Я буду рано всех будить.
- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.
На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:
- Я буду возить грузы и т.д.
Упражнение «У Заиньки День рождения».
Наглядный материал: картинки.
Ход игры: воспитатель говорит:
- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. /показывает картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?
Дети отвечают:
- Орехи – белке.
- Рыбку – лисе.
- Мёд – мишке.
Игра « Чего не стало?».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и спрашивает: ” Чего не стало?”. Дети отвечают:
- Не стало мишки, куклы и т.д.
Игра « Желание».
Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.
Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:
- Я выпью … /стакан молока/.
- Я выпью … /стакан воды/и т.д.
Игра « Угадай дерево по листу».
Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.
Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает, какому дереву принадлежит этот лист. Даёт образец ответа:
- Этот лист / ветка/ берёзы.
- Этот лист липы и т.д.
Упражнение «Кого кормит девочка».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси, утки/.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого кормит девочка?”.
Дети отвечают:
- Девочка кормит кур и т.д.
Упражнение «Теремок».
Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.
Ход игры: Воспитатель говорит:
- Кого хотите видеть?
- Я хочу видеть медвежат, лисят и т.д.
Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.
Упражнение «Что с чем?
Наглядный материал: картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.
Ход игры: воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: “ Что с чем?”. Дети отвечают.
Упражнение «Что ты любишь?».
Цель: активизация в речи предлога с.
Ход игры: воспитатель начинает фразу:
- Красное платье у кого?
- У Зины.
- Синий флажок у кого?
- У Саши и т.д.
Упражнение «На чём дети катаются».
Наглядный материал: сюжетные картинки / лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина/.
Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.
- Мальчик катается на самокате.
- Вера едет на машине. И т.д.
Упражнение «На чём дети катаются».
Цель: активизация в речи предлога у.
Ход игры: воспитатель начинает фразу:
- Красивое платье у кого?
- У Зины.
- Синий флажок у кого?
- У Сани. И т.д.
Упражнение «Где Петрушка?».
Наглядный материал: кукольная мебель, кукла Петрушка.
Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где Петрушка:
- Петрушка сидит на стуле. И т.д.
Игра «Картинки».
Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных /какой, какая, какое?/.
Наглядный материал: набор картинок /стул, карандаш, апельсин, лимон, помидор, котёнок, цыплёнок, щенок, шапочка, кастрюля, груша, колесо, большое ведро, маленькое ведро, деревце, блюдце, яблоко, пальто, молоко/.
Ход игры: воспитатель говорит:
- У меня в коробке много картинок. Вы мне будите показывать картинку, а я назову, что на ней нарисовано /большое яблоко, голубая чашка, красный помидор/. Теперь я буду показывать картинки, а вы будете их называть.
Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается , когда все картинки будут названы.
Игра «Кто с кем».
Наглядный материал: картинки – животные и их животные.
Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: “ Кто с кем вышел на полянку?
- Лиса с лисёнком.
- Зайчиха с зайчёнком и т.д.
Игра «Где мишка искал свой мяч».
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать их в речи, предлоги под, за, на, около, с. Учить детей изменять падежное окончание существительных при употреблении различных предлогов /на стуле, под стулом, около стула /.
Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают.
- Что делает мишка? /Мишка спит/.
- Где спит мишка? /На кровати/.
- Что сейчас делает мишка? /Мишка встал/.
- Он проснулся. Разве он уже встал с кровати? /Не встал, ещё сидит/.
- Где он сидит? / На кровати/.
Воспитатель говорит, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под стол, под шкаф, под диван, он ищет мяч за диваном, за шкафом, за буфетом, он заглядывает в шкаф, в буфет, затем на буфет, на шкаф и, наконец , находит мяч в корзине.
По ходу игры задаются вопросы:
- Куда теперь пошёл мишка?
- Что он делает?
- Почему он наклонился?
- Где он сейчас ищет мяч?
Игра «С мишкой».
Цель: Учить детей использовать глагол лежать в повелительном наклонении.
Наглядный материал: медвежонок, кровать.
Ход игры: воспитатель рассказывает:
- Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.
Дети просят мишку. употребляя глагол ляг. Усложняя задание, воспитатель создаёт новую игровую ситуацию с любой игрушкой: зайкой, Петрушкой.
Игра «На горке».
Цель: учить детей использовать в речи глагол съезжать в повелительном наклонении – съезжай.
Наглядный материал: игрушечная горка, медвежонок, кукла Катя.
Ход игры: кукла Катя и мишка катаются с горки, а воспитатель сопровождает их действия словами:
- Скорей, Катенька, влезай на горку, а теперь съезжай!
Вслед за воспитателем эти слова повторяют дети.
Упражнение «Кто как кричит».
Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.
Наглядный материал: картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушат, кур.
Ход игры: воспитатель говорит детям:
- Вспомните, как подаёт голосок поросёнок?
- Хрю-хрю.
- Что он делает?
- Хрюкает /поросята хрюкают/. И т.д.
Можно использовать стихотворение К. И. Чуковского «Путаница».
Упражнение «Кто у кого».
Цель: практическое усвоение сложносочинённого предложения с противительным союзом а.
Наглядный материал: картинки с животными и их детёнышами.
Ход игры: сначала дети составляют простые предложения типа: «У коровы телёнок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочинённые предложения по двум парам картинок:
- У коровы телёнок, а у козы козлёнок.
Можно использовать дидактические игры на составление предложений по опорным словам или по демонстрируемым действиям.
Упражнение «Ласковые имена».
Цель: практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.
Ход игры: дети водят хоровод, поют:
- Хоровод водили, ласковыми были.
В кружок вызывали, имя называли.
Выйди, Леночка, в кружок,
Возьми, Леночка, флажок.
Потом по очереди передают флажок друг другу, называя каждого ласковыми именами.
А также проводится игра со словообразованием с помощью суффиксов.
Аня – Анечка, Соня – Сонечка, мама – мамочка, папа – папочка /дочь, сестра. брат, сын/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Для воспитателей и логопедов...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико - грамматического строя речи и развитию связной речи.
Дидактические игры по ознакомлению детей с городом Санкт - Петербург....
Картотека игр и упражнений по формированию лексико - грамматического строя речи
Подборка игр для коррекционной работы с детьми с ОНР...
Картотека игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи
Игры и упражнения для коррекционной работы с детьми с ОНР...
Картотека дидактических игр и упражнений на формирование лексико-грамматического строя речи в младшей группе (3-4 года) по теме: "ФРУКТЫ"
Картотека составлена по основным направлениям логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи с учётом возрастных особенностей детей....
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико- грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...