Конспект занятия на тему «Животные Севера, их детеныши»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия на тему "Животные Севера, их детеныши" содержит игры, лексические упражнения, направленные на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhivotnye_severa.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему «Животные Севера, их детеныши»
(старшая группа, развитие речи)
Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о животном
мире Крайнего Севера : внешнем виде, повадках, питании, детенышах,
приспособленности к суровым условиям обитания; активизировать в речи
глаголы и прилагательные; обогащать словарный запас детей; продолжать
учить рассказывать по картинкам, отгадывать загадки; воспитывать интерес
к жизни животных.
Оснащение: глобус, картинки с изображением животных Севера, разрезные
картинки для игры «Сложи картинку», персонаж мультфильма - медвежонок
Умка, аудиозапись песни «Где-то на белом свете…», запись шума ветра и
вьюги, запись «Крик дельфина», «Звуки тюленя», фото Умки (в подарок
детям по количеству детей), листы альбомные (белые) – льдины с
написанными на них словами (зима, снег, океан, льдина, морж, Крайний
Север и т.д.).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение сказок
народов Севера «Почему у белого медведя нос черный?», «Песец и олень»,
«Почему олень быстро бегает?», «Ягодка голубика», просмотр мультфильма
«Медвежонок Умка».
Ход:
- Дети, вы любите путешествовать? Предлагаю отправиться в путешествие
на Крайний Север, в Арктику. Но чтобы не заблудиться, надо сначала
отыскать Арктику на глобусе. Посмотрите на глобус и вспомните, что
обозначено на нем зеленым цветом (ровные участки Земли), голубым и
синим цветом ( реки, моря, озера, океаны - вода), желты цветом ( пустыни,
пески), коричневым цветом (горы), белым цветом (снег и лед)?
- Где мы будем искать Арктику? ( В верхней части глобуса, в Южном
полушарии )
- Да , правильно. Лед в Арктике никогда не тает. Северный Ледовитый океан
там закован льдами, там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой
Солнце не показывается на небе полгода, в это время там полярная ночь. Но
в ночном небе бывает северное полярное сияние. В это время небо часами
переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Итак, мы отправляемся
в путь на Крайний Север.
( На доске укрепляется картинка с изображением северного сияния.
Включается фонограмма ветра и вьюги.)
- Дети, неужели в царстве льда и снега мы никого не встретим?
(Воспитатель загадывает загадку:
« Этот мишка снежно-белый -
Самый крупный, самый смелый!
Он всю жизнь живет в снегу,
На холодном берегу.
Мы - ваши добрые соседи ,
Мы -… (дети: Белые медведи). (На доску вывешивается картинка с
изображением белого медведя)
В группу вносится мягкая игрушка медвежонок Умка. Медвежонок
здоровается с детьми и просит детей рассказать ему все, что они знают о
животных Крайнего Севера, так как он сам еще маленький , многого не знает,
но хочет побыстрее узнать.
Дети рассказывают по схеме.
– Почему белого медведя еще называют полярным, морским? (Потому что он
живет на Северном полюсе. Медведь может плавать в открытом океане
далеко от льдин или суши. Когда медведь ныряет, он держит глаза
открытыми, а нос и ушные раковины сжимает. Под водой он может
находиться до двух минут. Плотная и густая шерсть не дает намокнуть и
замерзнуть телу белого медведя.)
(На доску вывешивается изображение плывущего белого медведя)
- Что помогает ему плавать? ( У него между пальцами есть плавательная
перепонки.)
- Почему белому медведю не холодно ? ( У него толстый слой жира под
кожей, а под мехом черная кожа, а черный цвет сохраняет тепло)
- Зачем белый медведь закрывает нос лапой во время охоты? (Чтобы не быть
заметным)
- Чем питается белый медведь? ( Рыбой, птицами, тюленями)
Воспитатель: В России белый медведь занесен в Красную книгу.
Браконьерство, загрязнение окружающей среды и потепление на планете
губит их.
Физминутка «Север»:
Здесь всюду холод, лед и тень, (Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, (Закрывают глаза ладонями)
Полгода – день. (Поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (Показывают «крышу»)
И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь (Поставить ладонь над бровями)
И птиц ты в небе не заметишь. (Машут руками, как крыльями)
Лишь мишка белый, словно иней, (Идут вперевалочку)
Хозяин ледяной пустыни. (Ставят руки на пояс)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Сложи картинку». Надо сложить
части так, чтобы получилось изображение северного животного. Когда
сложите свою картинку, назовите, кто у вас получился. (Морж, тюлень,
кайра, белая чайка)
Ребенок читает стихотворение:
« На льдине - грозный морж,
И каждый клык – как нож.
Верней, как пила клык,
А может быть, как штык.
Попробуй – ка, медведь, такого одолеть.
И потому медведь,
Чем дело с ним иметь,
Обходит стороной
Тот угол ледяной.»
Воспитатель: Моржи очень крупные животные, неуклюжие на вид, но
довольно ловко передвигаются по суше и в воде. Отдыхать и спать могут
прямо в воде. Наполнив воздухом воздушные мешки под кожей, животное
принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок,
спит. Органы передвижения у него – ласты. Видит плохо, но имеет хорошее
обоняние. На верхней губе у него находятся длинные, толстые усы, похожие
на щетку. С помощью их морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на
большой глубине, подо льдом, почти ничего не видно. Приходится ему пищу
искать на ощупь.У моржа длинные клыки, которые помогают ему во время
охоты. Моржи – это редкие, исчезающие животные, занесены в Красную
книгу.
Игра «Ассоциации»: Морж приготовил нам необычные льдины и передал
Умке. Давайте поиграем. Под звуки метели и вьюги дети прыгают с «льдины
на льдину». На какой льдине остановится ребенок после окончания звучания
музыки, то слова-ассоциации называет к слову, написанному на этой
«льдине». Слова на «льдинах»: зима, снег, океан, морж, белый медведь, лед,
льдина, полярная ночь, Северное сияние, лыжи.
– Отгадайте, о ком идет речь? (Воспитатель загадывает загадку:
« В холодной плавает воде отличный рыболов,
На льдине отдыхает, свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна …» (Тюлень)
Воспитатель: Тело тюленя продолговатое, как веретено, голова узкая, шея
толстая, неподвижная. Все это помогает ему довольно быстро плавать,
глубоко нырять. Ушных раковин у тюленя нет, а от попадения воды в уши
защищают клапаны. Клапаны есть и в ноздрях. Вместо лап у тюленей ласты.
Передние ласты у них действуют как весла, а задние – как руль. Спать в воде
им помогают ласты, которыми он постоянно двигает, а также –жир. У
тюленя есть усы, которые ему помогают ориентироваться на глубине.
Тюлени могут издавать звуки, похожие на щелкание. ( Дети слушают
записьзвуков, издаваемых тюленями)
Воспитатель : Умка приглашает вас немного отдохнуть и потанцевать. (Дети
танцуют под фонограмму « Где-то на белом свете…») Воспитатель
вывешивает изображение белой чайки и кайры.
– Кто это? (Ответы детей) - Расскажите об этих птицах, сравнивая
их. (Чайка белая, лапки у нее черные. Кайра сверху черная: голова, шея,
крылья, хвост, а грудь и брюшко белые. И чайки, и кайры
зимуют на Севере. Весной чайки и
кайры слетаются к скалам, кричат и шумят. Даже есть такое название –
птичьи базары. Это колонии гнездовий птиц на скалах. Здесь птицы выводят
своих птенцов. Яйца они откладывают прямо среди камней, в ямки, а гнезд
не строят. Птицы защищают свои яйца, они все вместе набрасываются на
врага. Яйца помогает высиживать и отец, пока мама кормится.
Чайка питается чужими птенцами, леммингами, рыбой, моллюсками,
остатками добычи от белых медведей. Кайры ныряют под воду и ловят
мелкую рыбу.
Воспитатель: Дети, а какие животные всю жизнь проводят в холодном море и
не выходят на сушу никогда ? (Дети называют, помогает воспитатель.
Воспитатель вывешивает картинки с изображением кита гренландского,
северных дельфинов: нарвала, касатки, белухи.)
Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам?
Почему они не замерзают? ( Ответы: Под кожей у них есть толстый слой
жира, У некоторых есть густой мех, а у птиц – пух, Все это согревает. Кроме
того многие из них собираются группами и тесно прижимаются друг к другу.
Так они согревают друг друга.)
- Дети, Умка принес нам снежки, но снежки не простые, снежки – загадки.
( Дети отгадывают загадки и объясняют свой выбор ответа)
* В океане темно-синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. ( Белый медведь)
* У него большие бивни,
Ходит ластами во льдах,
Этот зверь довольно сильный,
В северных живет морях. ( Морж)
* Хвост поджав во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я на севере кочую
В теплой шубе голубой. (Песец)
* Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
Мох жует он целый день.
Это … (Северный олень)
* В холодной плавает воде отличный рыболоав,
На льдине отдыхает, свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна … (Тюлень)
- Умка приглашает вас поиграть.
Пальчиковая игра «Умка»:
На Севере белый мишутка живет,
Но только, как бурый, он мед не сосет.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить. ( Дети загибают пальцы
поочередно на каждый ударный слог.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть (Цель: учим детей образовывать
увеличительные существительные)
Игра с мячом (воспитатель бросает мяч и говорит первую фразу, а ребенок
продолжает):
У медведя не ноги, а……………. лапы .
У чайки не руки, а ……………….крылья.
У моржа не зубы, а ………………клыки.
У медведя не лицо, а……………..морда.
У чайки не рот, а …………………клюв.
У кита не ноги, а …………………хвост.
У рыбы не мех, а …………………чешуя.
У медведя не волосы, а ………….мех.
У тюленя не руки, а ……………...ласты.
У касатки не руки, а ……………...плавники.
Воспитатель: Молодцы, дети, много интересного вы рассказали Умке. А
сейчас ему нужно возвращаться домой. На память он дарит вам свои
фотографии.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...
Конспект занятия по теме : "Животные Севера и Юга и их детеныши".
Занятие ориентировано на детей старшего возраста с ОНР....
интегрированное занятие по теме "Животные Севера " в старшей группе
занятие проводилось как интегрированное - развитие речи и ИЗО...
Логопедическое занятие по теме Животные Севера
Логопедическое занятие по теме Животные Севера составлено для детей подготовительной группы....
Конспект коррекционного- образовательного занятия на тему «Животные севера».
Задачи:-развитие координации движений, мышечного тонуса;-развитие ориентировки в пространстве;-развитие слухового восприятия;-развитие произвольного внимания-эмоционально-волевой сферы-развитие артику...
Конспект занятия по теме «Животные Севера и Антарктиды - рисование «Пингвины»
Цели и задачи : Знакомить с животными, обитающие в суровых условиях крайнего Севера и Антарктиды .Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе .Продолжать учить рисовать во весь лист ,...
Конспект итогового занятия по теме: "Животные Севера" -"Попасть бы вдруг на северный полярный круг"
Цель: воспитывать речевую культуру детей, развивать монологическую речь, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера....