Конспект занятия на тему «Животные Севера, их детеныши»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)


Конспект занятия на тему "Животные Севера, их детеныши" содержит игры, лексические упражнения, направленные на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivotnye_severa.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Животные Севера, их детеныши»

(старшая группа, развитие речи)

Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о животном

мире Крайнего Севера : внешнем виде, повадках, питании, детенышах,

приспособленности к суровым условиям обитания; активизировать в речи

глаголы и прилагательные; обогащать словарный запас детей; продолжать

учить рассказывать по картинкам, отгадывать загадки; воспитывать интерес

к жизни животных.

Оснащение: глобус, картинки с изображением животных Севера, разрезные

картинки для игры «Сложи картинку», персонаж мультфильма - медвежонок

Умка, аудиозапись песни «Где-то на белом свете…», запись шума ветра и

вьюги, запись «Крик дельфина», «Звуки тюленя», фото Умки (в подарок

детям по количеству детей), листы альбомные (белые) – льдины с

написанными на них словами (зима, снег, океан, льдина, морж, Крайний

Север и т.д.).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение сказок

народов Севера «Почему у белого медведя нос черный?», «Песец и олень»,

«Почему олень быстро бегает?», «Ягодка голубика», просмотр мультфильма

«Медвежонок Умка».

Ход:

- Дети, вы любите путешествовать? Предлагаю отправиться в путешествие

на Крайний Север, в Арктику. Но чтобы не заблудиться, надо сначала

отыскать Арктику на глобусе. Посмотрите на глобус и вспомните, что

обозначено на нем зеленым цветом (ровные участки Земли), голубым и

синим цветом ( реки, моря, озера, океаны - вода), желты цветом ( пустыни,

пески), коричневым цветом (горы), белым цветом (снег и лед)?

- Где мы будем искать Арктику? ( В верхней части глобуса, в Южном

полушарии )

- Да , правильно. Лед в Арктике никогда не тает. Северный Ледовитый океан

там закован льдами, там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой

Солнце не показывается на небе полгода, в это время там полярная ночь. Но

в ночном небе бывает северное полярное сияние. В это время небо часами

переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Итак, мы отправляемся

в путь на Крайний Север.

( На доске укрепляется картинка с изображением северного сияния.

Включается фонограмма ветра и вьюги.)

- Дети, неужели в царстве льда и снега мы никого не встретим?

(Воспитатель загадывает загадку:

« Этот мишка снежно-белый -

Самый крупный, самый смелый!

Он всю жизнь живет в снегу,

На холодном берегу.

Мы - ваши добрые соседи ,

Мы -… (дети: Белые медведи). (На доску вывешивается картинка с

изображением белого медведя)

В группу вносится мягкая игрушка медвежонок Умка. Медвежонок

здоровается с детьми и просит детей рассказать ему все, что они знают о

животных Крайнего Севера, так как он сам еще маленький , многого не знает,

но хочет побыстрее узнать.

Дети рассказывают по схеме.

– Почему белого медведя еще называют полярным, морским? (Потому что он

живет на Северном полюсе. Медведь может плавать в открытом океане

далеко от льдин или суши. Когда медведь ныряет, он держит глаза

открытыми, а нос и ушные раковины сжимает. Под водой он может

находиться до двух минут. Плотная и густая шерсть не дает намокнуть и

замерзнуть телу белого медведя.)

(На доску вывешивается изображение плывущего белого медведя)

- Что помогает ему плавать? ( У него между пальцами есть плавательная

перепонки.)

- Почему белому медведю не холодно ? ( У него толстый слой жира под

кожей, а под мехом черная кожа, а черный цвет сохраняет тепло)

- Зачем белый медведь закрывает нос лапой во время охоты? (Чтобы не быть

заметным)

- Чем питается белый медведь? ( Рыбой, птицами, тюленями)

Воспитатель: В России белый медведь занесен в Красную книгу.

Браконьерство, загрязнение окружающей среды и потепление на планете

губит их.

Физминутка «Север»:

Здесь всюду холод, лед и тень, (Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь, (Закрывают глаза ладонями)

Полгода – день. (Поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (Показывают «крышу»)

И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь (Поставить ладонь над бровями)

И птиц ты в небе не заметишь. (Машут руками, как крыльями)

Лишь мишка белый, словно иней, (Идут вперевалочку)

Хозяин ледяной пустыни. (Ставят руки на пояс)

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Сложи картинку». Надо сложить

части так, чтобы получилось изображение северного животного. Когда

сложите свою картинку, назовите, кто у вас получился. (Морж, тюлень,

кайра, белая чайка)

Ребенок читает стихотворение:

« На льдине - грозный морж,

И каждый клык – как нож.

Верней, как пила клык,

А может быть, как штык.

Попробуй – ка, медведь, такого одолеть.

И потому медведь,

Чем дело с ним иметь,

Обходит стороной

Тот угол ледяной.»

Воспитатель: Моржи очень крупные животные, неуклюжие на вид, но

довольно ловко передвигаются по суше и в воде. Отдыхать и спать могут

прямо в воде. Наполнив воздухом воздушные мешки под кожей, животное

принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок,

спит. Органы передвижения у него – ласты. Видит плохо, но имеет хорошее

обоняние. На верхней губе у него находятся длинные, толстые усы, похожие

на щетку. С помощью их морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на

большой глубине, подо льдом, почти ничего не видно. Приходится ему пищу

искать на ощупь.У моржа длинные клыки, которые помогают ему во время

охоты. Моржи – это редкие, исчезающие животные, занесены в Красную

книгу.

Игра «Ассоциации»: Морж приготовил нам необычные льдины и передал

Умке. Давайте поиграем. Под звуки метели и вьюги дети прыгают с «льдины

на льдину». На какой льдине остановится ребенок после окончания звучания

музыки, то слова-ассоциации называет к слову, написанному на этой

«льдине». Слова на «льдинах»: зима, снег, океан, морж, белый медведь, лед,

льдина, полярная ночь, Северное сияние, лыжи.

– Отгадайте, о ком идет речь? (Воспитатель загадывает загадку:

« В холодной плавает воде отличный рыболов,

На льдине отдыхает, свершив большой улов,

И отдыхать ему не лень,

Рыбачил допоздна …» (Тюлень)

Воспитатель: Тело тюленя продолговатое, как веретено, голова узкая, шея

толстая, неподвижная. Все это помогает ему довольно быстро плавать,

глубоко нырять. Ушных раковин у тюленя нет, а от попадения воды в уши

защищают клапаны. Клапаны есть и в ноздрях. Вместо лап у тюленей ласты.

Передние ласты у них действуют как весла, а задние – как руль. Спать в воде

им помогают ласты, которыми он постоянно двигает, а также –жир. У

тюленя есть усы, которые ему помогают ориентироваться на глубине.

Тюлени могут издавать звуки, похожие на щелкание. ( Дети слушают

записьзвуков, издаваемых тюленями)

Воспитатель : Умка приглашает вас немного отдохнуть и потанцевать. (Дети

танцуют под фонограмму « Где-то на белом свете…») Воспитатель

вывешивает изображение белой чайки и кайры.

– Кто это? (Ответы детей) - Расскажите об этих птицах, сравнивая

их. (Чайка белая, лапки у нее черные. Кайра сверху черная: голова, шея,

крылья, хвост, а грудь и брюшко белые. И чайки, и кайры

зимуют на Севере. Весной чайки и

кайры слетаются к скалам, кричат и шумят. Даже есть такое название –

птичьи базары. Это колонии гнездовий птиц на скалах. Здесь птицы выводят

своих птенцов. Яйца они откладывают прямо среди камней, в ямки, а гнезд

не строят. Птицы защищают свои яйца, они все вместе набрасываются на

врага. Яйца помогает высиживать и отец, пока мама кормится.

Чайка питается чужими птенцами, леммингами, рыбой, моллюсками,

остатками добычи от белых медведей. Кайры ныряют под воду и ловят

мелкую рыбу.

Воспитатель: Дети, а какие животные всю жизнь проводят в холодном море и

не выходят на сушу никогда ? (Дети называют, помогает воспитатель.

Воспитатель вывешивает картинки с изображением кита гренландского,

северных дельфинов: нарвала, касатки, белухи.)

Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам?

Почему они не замерзают? ( Ответы: Под кожей у них есть толстый слой

жира, У некоторых есть густой мех, а у птиц – пух, Все это согревает. Кроме

того многие из них собираются группами и тесно прижимаются друг к другу.

Так они согревают друг друга.)

- Дети, Умка принес нам снежки, но снежки не простые, снежки – загадки.

( Дети отгадывают загадки и объясняют свой выбор ответа)

* В океане темно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. ( Белый медведь)

* У него большие бивни,

Ходит ластами во льдах,

Этот зверь довольно сильный,

В северных живет морях. ( Морж)

* Хвост поджав во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я на севере кочую

В теплой шубе голубой. (Песец)

* Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

Мох жует он целый день.

Это … (Северный олень)

* В холодной плавает воде отличный рыболоав,

На льдине отдыхает, свершив большой улов,

И отдыхать ему не лень,

Рыбачил допоздна … (Тюлень)

- Умка приглашает вас поиграть.

Пальчиковая игра «Умка»:

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мед не сосет.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить. ( Дети загибают пальцы

поочередно на каждый ударный слог.)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть (Цель: учим детей образовывать

увеличительные существительные)

Игра с мячом (воспитатель бросает мяч и говорит первую фразу, а ребенок

продолжает):

У медведя не ноги, а……………. лапы .

У чайки не руки, а ……………….крылья.

У моржа не зубы, а ………………клыки.

У медведя не лицо, а……………..морда.

У чайки не рот, а …………………клюв.

У кита не ноги, а …………………хвост.

У рыбы не мех, а …………………чешуя.

У медведя не волосы, а ………….мех.

У тюленя не руки, а ……………...ласты.

У касатки не руки, а ……………...плавники.

Воспитатель: Молодцы, дети, много интересного вы рассказали Умке. А

сейчас ему нужно возвращаться домой. На память он дарит вам свои

фотографии.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Конспект занятия по теме : "Животные Севера и Юга и их детеныши".

Занятие ориентировано  на детей старшего возраста с ОНР....

интегрированное занятие по теме "Животные Севера " в старшей группе

занятие проводилось как интегрированное - развитие речи и ИЗО...

Логопедическое занятие по теме Животные Севера

Логопедическое занятие по теме Животные Севера составлено для детей подготовительной группы....

Конспект коррекционного- образовательного занятия на тему «Животные севера».

Задачи:-развитие координации движений, мышечного тонуса;-развитие ориентировки в пространстве;-развитие слухового восприятия;-развитие произвольного внимания-эмоционально-волевой сферы-развитие артику...

Конспект занятия по теме «Животные Севера и Антарктиды - рисование «Пингвины»

Цели и задачи : Знакомить с животными, обитающие в суровых условиях крайнего Севера и Антарктиды .Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе .Продолжать учить рисовать во весь лист ,...

Конспект итогового занятия по теме: "Животные Севера" -"Попасть бы вдруг на северный полярный круг"

Цель: воспитывать речевую культуру детей, развивать монологическую речь, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера....