НОД по речевому развитию в средней группе " Весна идет! Весне дорогу!"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сморкалова Татьяна Геннадьевна

Конспект занятия предполагает закрепление признаков весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_idet_vesne_dorogu.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по речевому развитию в средней группе

 «Весна идет! Весне дорогу!»

Цель: формирование  представлений детей о приметах  весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе.

Задачи:

Обучающая: расширить знания детей о весне, упражнять в умении устанавливать простые  причинно-следственные связи, закрепить названия первых весенних цветов, познакомить с новым словом:  « первоцветы», учить узнавать и называть  диких  животных и их детенышей.

Развивающая: формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу; развивать возможности детей в связном выражении своих мыслей, обогащать словарь; развивать  внимательность, наблюдательность, память, слуховое и зрительное восприятие, умение работать в парах.

Воспитательная: воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми,  воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой  природы;  опытно-экспериментальная деятельность: таяние снега в помещении; установление причинно-следственных  связей: где быстрее тает? почему?;  беседы об изменениях в природе ранней весной, рассматривание картин, чтение художественной литературы  о весне, загадки.

Материалы и оборудование: солнышко и лучики на магнитах, сосульки, одноразовые тарелки, конверты с разрезанными  картинками  первоцветов, картинки с изображением зимы и весны.

Методы и приемы: 

  • Игровой;
  • Словесный (объяснение, беседа, постановка проблемных вопросов, задания, художественное слово, загадки)
  • Наглядный (использование ТСО, демонстрационный материал).
  • Практический (экспериментирование, решение проблемной ситуации)

Сценарий НОД « Весна идет! Весне дорогу!»

Звучит голос за дверью: Помогите! Снежная Королева заколдовала меня, заточила в своем замке и никак не выпускает!  Я знаю, что моего прихода ждут люди,  животные и птицы! Без вашей помощи мне не выбраться! Помогите мне, ребята!

В: Как вы думаете, кто нас просит о помощи? (ответы детей).

В: Я загадаю вам загадку, отгадаете ее  и все поймете.

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна).

В: Ну что, ребята, поможем  весне? Спасем ее от злых чар Снежной Королевы? А как? (постановка проблемы), (ответы детей)

В: У каждого времени года есть свои приметы. Для того, чтобы спасти весну мы  вспомним ее приметы. Послушайте загадку о первой примете:

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру —

Я глаза скорей протру,

А оно — всё ярче, ярче,

За окном — всё жарче, жарче…

Что это такое?

Д: Солнце!

В: Молодцы! Самый главный признак весны - ласковое весеннее солнышко, которое ярко светит и своими лучами согревает землю. Посмотрите, а у нашего солнышка  нет ни одного лучика. Где же они?

Д: Рассыпались!

В: Давайте мы с вами поможем солнышку – соберем лучики и расскажем, какое бывает солнышко.

       Дети прикрепляют лучики к солнцу, подбирая имена прилагательные: желтое, круглое, ласковое, нежное, веселое, теплое, румяное, лучистое….

В: Мы собрали лучики и сразу стало теплее.

Как еще можно сказать, что делает солнце?

Д: Пригревает, припекает, светит, греет…

В: Молодцы! Солнышко греет и на улице что происходит? (ответы детей)

А у меня для вас есть сюрприз!

С крыши медленно стекала

Маленькая струйка

Видно холодно ей стало-

Выросла…. (Сосулька) 

В: Вот сколько сосулек!  Возьмите по одной. Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая, прозрачная, блестящая).  На что она похожа? (На морковку)  Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). Значит, она какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло) Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает)

Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки). Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель (слово «капель»  произносят хором)

В: Еще одна примета весны: появляются проталинки и на них вырастают первые весенние цветы. Предлагаю взять по одному конверту. В них разрезанные картинки цветов: подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, медуница

Работа в парах. Из разрезанных картинок сложить цветок.

Цветы назвать (хоровые и индивидуальные ответы)

В: Ребята, а как одним словом назвать эти цветы?  (ответы детей)

В: Эти цветы вырастают первыми, значит они -  первоцветы! (хором).

В: Ребята, а как вы думаете, дикие животные готовятся к весне? Как? (ответы детей). Я предлагаю вам посмотреть фильм « Весна в жизни диких животных».

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Присаживаются на стульчики.

                                     

                                        Показ презентации

В: Какие приметы весны вы увидели в фильме? Обсуждение ( весной просыпается медведь и еж. Заяц,  волк, лиса, белка линяют. У  животных весной появляются детеныши).

В: Ребята, а что происходит с птицами весной?

Д: Прилетают из теплых стран.

В: Что делают птицы весной?

Д: Вьют гнезда, выводят птенцов.

В: Ребята, а как мы должны относиться к птицам?  Как им нужно помогать?

Д: Вывешивать скворечники весной. Подкармливать птиц ранней весной.

               

           

             Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

   

Зимой снег падает, а весной ... (тает) 

Зимой снег чистый, а весной ... (грязный)

Зимой дни холодные, а весной ... (теплые)

Зимой дни короткие, а весной ….(длинные)

Зимой солнце тусклое, а весной….(яркое)

Зимой медведь спит, а весной… (просыпается)

Зимой заяц белый, а весной… (серый)

Зима ушла, а весна….(пришла)

В: Молодцы! На столе разложены картинки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы приметы  весны и объяснить свой выбор.

( на предложенных картинках  приметы  весны и зимы)          

 

 В: Ребята мы с вами вспомнили много примет весны. Как вы думаете, мы помогли весне освободиться из замка Снежной Королевы?

Д: Да!

В: Давайте весну позовем: (закличка о весне, дети встают в круг, берутся за руки, идут по кругу)

Весна, приди! Приди красная!

А с весной приди солнце ясное!

К нам во двор заходи, всюду снег растопи,

К нам в окошко стучи, ручейками журчи!

             

                      Под музыку входит Весна с корзинкой подснежников.

-Спасибо вам, ребята! Вы спасли меня из царства Снежной королевы.

В: Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Весна: Принесла я для лугов

Покрывало из цветов,

Принесла для елки

Новые иголки,

Для осины и берез

Свежих листьев целый воз.

А для вас, ребята и для гостей я принесла подснежники (раздает цветы)

В: Что вам сегодня, ребята,  понравилось? Что узнали нового? Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...

Календарное планирование образовательной работы в средней группе, тема недели "Весна идет, весне дорогу"

Календарное планирование образовательной работыТема недели: «Весна идет, весне дорогу». Цель: Расширять представления детей о весне, развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями жив...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по теме: «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по теме: «Весна идет, весне дорогу»...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Весна идет, весне дорогу!»

Название: «Весна идет, весне дорогу!»Цель: Развитие и совершенствование речи детей.Задачи:1.Образовательные:Продолжать формировать представления детей о характерных признаках весны. Чтение...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме: «Весна идет –весне дорогу»

Конспект открытого занятия в средней группепо теме: «Весна идет –весне дорогу»  Образовательная область «Познание»-закрепить знание о смене времени годаЗнакомит...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи средняя группа на тему "Весна идет - весне дорогу"

Формирование словаря по теме «Весна»(птицы,скворечники,гнезда, весна, солнышко, таять, проталины,ранняя, строить, выводить). Уточнить и расширить представление о ранней весне и ее признака...