Статья по развитию речи.
статья по развитию речи (младшая группа)

Шабанова Екатерина Сергеевна

Статья по развитию речи "Хорошо развитая речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horosho_razvitaya_rech.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства.

Существует ряд причин, связанных с нарушением речи у детей: у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);  артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);  недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Какой должна быть речь взрослых, особенно педагога? 1. Речь взрослых должна быть абсолютно правильна, литературна , т.к. является образцом для подражания детей. 2. Речь должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости - не чрезмерно тихой, т.к. это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора.

3. В общении с детьми особое внимание следует уделять эмоционально- выразительным естественным интонациям. 4. Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. 5. По форме и тону речь педагога должна быть безупречной, но вежливой.

6. Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения. 7. Для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы, помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется изменением громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послеслоговым проговариванием.

Создание активной речевой среды – важнейшее условие речевого развития детей. В группе должны быть книги, альбомы, подборки иллюстраций, картины, наборы игр, различные виды театров. Также должны размещаться различные азбуки, надписи, плакаты, выставки, т.е. все то, что создает эмоционально-благоприятную обстановку, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении даже самых застенчивых и скованных детей.

Для речевого развития детей я использую любые предметы, находящиеся в группе. Например, с успехом можно использовать мяч, который применяется и в ОД, и в различных познавательно-образовательных ситуациях. Пример: мяч где ? - на столе, под столом, над столом.

Использование различных настольно-печатных игр

Участие в театрализации побуждает ребенка контролировать свое звукопроизношение и развивать интонационную выразительность.

грушки и игры для развития речи детей 3-4 лет: «Музыкальные слова», «Скажи наоборот», «Скоро сказка сказывается…», «Кого не стало?», «Чудесная коробочка», «Запомни и назови», «Прятки-догадки», «Один-много» и многие другие…

Таким образом, на нас, педагогах лежит большая ответственность за речевое развитие дошкольников, ведь именно дошкольный период наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Особенности работы над звукопроизношением

Детская речь - это особый этап в овладении речью детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В период дошкольного детства ребенок овладевает только одной формой речи, устной речью. Устная речь - это речь звучащая, основу которой составляют фонетические средства языка, а именно, его фонетическая система, интонация, ударение.
В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен в работах О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой, Ф.А. Сохина и другими в учебных и методических пособиях
В понятие "звуковая культура речи" включается работа над правильным звукопроизношением, словопроизношением и интонационной выразительности речи.
Определим особенности работы на каждом из них.
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы, принятыми в логопедии.
Первый этап - подготовительный. Он предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи: речедвигательного аппарата, речевого слуха, речевого дыхания. На этом этапе проводятся игровые упражнения, направленные на развитие органов артикуляции: на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения ("Наказать непослушный язык": немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя"); на подвижность губ ("Сделать трубочку": вытягивать сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти-десяти); челюстей ("Приклей конфету": положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек конфеты, ее надо приклеить к небу за верхними зубами); на выработку воздушной струи ("Кто дальше загонит мяч?": улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола); правильного дыхания (сдувание снежинок, кусочков ваты). 
Второй этап - становление звуков речи, или постановка звука. На этом этапе особая роль принадлежит звуковым, двигательно-кинестическим и зрительным ощущениям. Работа начинается с легких по артикуляции звуков( а, о, у, и, э, и т.д.) и заканчивается более трудными (ш, ж, ч, щ, л, и т.д.). Если у ребенка полностью отсутствует звук или сохраняется неустойчивое произношение, то бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Этот прием называется постановка звуков по подражанию или вызывание звука. Обучение основано на выделении звуков в слове, более длительному и напряженному его произношению (если его можно тянуть) или многократное повторение его (если он взрывной) воспитателем и, в свою очередь, восприятием его ребенком. Если невозможно поставить звук на подражании, используется объяснение артикуляции нужного звука и дается образец его произношения, сопровождаемые упражнениями детей ("Кто из вас умеет смеяться, но только так, чтобы я не слышала вашего голоса, но видела, что вы смеетесь? Посмотрите, как я смеюсь(показывает, произнося про себя звук "э") .
Третий этап - закрепление и автоматизация звуков. На специальных занятиях воспитатель дает детям звук в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Используется различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Вначале создаются облегченные условия для произнесения звука ( звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются. На данном этапе требуется систематическая тренировка. Воспитатель должен создавать такие условия, чтобы в течение дня ребенок произносил звук не менее 10-20 раз ("Кто знает, как коза кричит? "А как овечка кричит?"). При этом нужно обеспечивать использование разных анализаторов: слухового - ведущего, зрительного - показ артикуляции, тактильно-вибрационного - ощущение рукой дрожания горла, осязательного - ощущение пальцами вытянутых губ, кинестического - ощущение дрожания кончика языка.
Четвертый этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. Этот этап соответствует правильному произнесению ребенком смешиваемых звуков в любом сочетании, но все же не отличает новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путает их. Здесь будет эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия ("Сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: "ззз...". Как комары звенят? Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много-много красивых цветов, жуки летают, жужжат: "жжж..." Как жуки жужжат? С помощью воспитателя дети отмечают основные различия в артикуляции этих звуков: губы при з - в улыбке, при ж - округлены; язык при з - за нижними зубами, при ж - за верхними зубами) . При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом. На занятиях работа проводится как с использованием картинок, так и на одном словарном материале (Фомичева).
Рассмотрим последовательность отработки отдельных звуков по возрастным группам.
На первом году жизни ребенка взрослый обеспечивает ребенку речевую среду. Задача взрослого на данном этапе развития ребенка - обеспечить ребенку базу для овладения фонетической системой языка, помочь в формировании артикуляционного аппарата. Ребенок должен видеть артикуляцию взрослого, взрослый в разговоре должен использовать доступные ребенку языковые комплексы и на фоне положительного эмоционального состояния ребенка побуждать малыша к собственному речевому действию, к повторению некоторых комплексов.
В раннем возрасте ребенок овладевает следующими группами звуков: гласными, губными согласными, переднеязычными согласными, заднеязычными согласными. Надо отметить, что прежде всего ребенок овладевает мягкими согласными, что объяснятся несформированностью его артикуляционного аппарата.
Во второй младшей группе отрабатываются звуки: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
В средней группе отрабатываются звуки: т, д, н, к, г, х, ы, с, с’, з, з’, ц.
В старшей группе отрабатываются звуки: ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’, i.
В подготовительной к школе группе ребенок овладевает фонематической системой языка, усваивает основные характеристики звуков речи: твердость-мягкость, звонкость-глухость и т.д. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «развитие звуковой и интонационной культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие» [6]. Данная задача предполагает: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.

Исследователи в области речи дошкольников и педагоги–практики подчеркивают роль звуковой культуры речи для формирования полноценного коммуникативного развития детей, для речевой подготовки детей к школе. Если дети с правильным произношением и четкой дикцией, чаще всего, не испытывают трудностей или неудобств в общении со сверстниками и взрослыми, то дети, имеющие дефекты произношения, стесняются вступать в общение с окружающими людьми. Кроме того, у них могут встретиться трудности в дальнейшем при усвоении грамоты
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и ритма речи.

  1. Формировать произносительную сторону речи:

- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  1. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

  1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
  2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
  3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

Литература:

  1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
  2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac53.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по развитию речи: "Развиваем разговорную речь. Беседа по картинкам."

"РАЗВИВАЕМ РАЗГОВОРНУЮ РЕЧЬ" БЕСЕДА ПО КАРТИНКАМРазвитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Решая эту задачу, продумывается организация речевой среды детей че...

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...

Статья " Закономерности развитя речи дошкольников с ОНР( 3 уровень речевого развития)."

В статье приведена обощенная характеристика ребенка ОНР, 3 уровеня речевого развития. Предожены конкретные задания по коррекции....

Статья о развитии речи через развитие мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста .

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. Речь- форма общения, опосредованнная языком . ...

Статья о развитии речи через развитие мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста .

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. Речь- форма общения, опосредованнная языком . На...

Статья по развитию речи на тему : «Развитие речи детей 2-3 лет».

Два года —это критический период в речевом развитии ребенка. От того, как в этот сензитивный период (этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для формирования определенных психи...