Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)
Игры направлены на развитие определённых звуков у детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста (2 ГОДА)
Игры и упражнения в произнесении звука А)
Длительно тяните звук А, укачивая на руках куклу (рот должен быть широко открыт).
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» (все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди касаются большого пальца этой же руки) с одновременным произнесением звука А при каждом соприкосновении. Если ребенок не может выполнять упражнение самостоятельно, сами соединяйте его пальчики.
Разучите звукоподражания: аф-аф (собака), ква-ква (лягушка).
Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку и одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко.
Ой, ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили
(поверните руки ладонями вверх),
Остывать заставили (подуйте на ладони).
Игры и упражнения в произнесении звука У
Длительно тяните звук У, вытянув губы трубочкой.
Разучите звукоподражания: му-му (корова), ду-ду (дудочка), уа-уа (малыш плачет), ку-ка-ре-ку (петушок поет).
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука У.
Поиграйте с ребенком в игру «Поезд» со словами:
Едет, едет паровоз: «Ту-ту-у-у!» Он вагончики повез: «Ту-ту-у-у!»
Если ребенок еще не говорит, пусть он произносит за вами только звукоподражание.
Поиграйте с ребенком в игру «Эхо». Произносите «Ау» сначала громко, а потом тихо.
Игры и упражнения в произнесении звука И
Длительно пропевайте звук И (губы в улыбке).
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука И.
Разучите звукоподражания: и-го-го (лошадка), пи-пи (мышка).
Поиграйте с ребенком в игру «Шофер» (дайте ребенку «руль»):
В машине, в машине Шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит: «Би-би!»
Стимулируйте ребенка произносить не только звукоподражание, но и договаривать вместе с вами повторяющиеся в стихотворении слова.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА О (С 2 ЛЕТ)
Длительно тяните звук О (губы округлены и чуть выдвинуты вперед).
Поиграйте с ребенком в игру «У куклы Оли заболели зубы»: приложив ладони к щекам и покачивая головой из стороны в сторону, жалобно пойте: «О-о-о!»
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука О.
Разучите звукоподражания: ко-ко (курочка), но-но (поскакали на лошадке).
Расскажите вместе с ребенком стихотворение:
Бом-бом, бом-бом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА Э
Длительно тяните звук Э (губы – в овал, чуть выдвинуты вперед) – так медведь рычит.
Изобразите вместе с ребенком большого медведя, для этого низким голосом длительно тяните: «Э-Э-Э…» Маленького медвежонка изобразите высоким голоском: «Э-э-э…»
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука Э.
Загибайте пальчики ребенка, произнося потешку:
Этот пальчик–дедушка (загните большой пальчик), Этот пальчик – бабушка (загните указательный пальчик), Этот пальчик – папочка (загните средний пальчик), Этот пальчик – мамочка (загните безымянный пальчик), Этот пальчик – я (загните мизинец). Вот моя семья
(поднимите ладошку и повращайте ею)!
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА Ы
Длительно тяните звук Ы (зубы сближены, губы в оскале) – так рычит волк, при этом нужно «рассердиться» – нахмурить брови и крепко сжать кулаки.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука Ы.
Помойте руки ребенка, приговаривая:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой.
Мыли, мыли, мыли, мыли –
Бело-набело отмыли!
Положите рядом две картинки: медведя и мышку. Попросите ребенка показать, где мышка, а где мишка.
Игры и упражнения в произнесении звука М
Длительно тяните звук М (губы сомкнуты, воздушная струя выходит через нос). Сидите спокойно, голову держите прямо.
Разучите звукоподражания: му (корова), мяу (кошка), ме (коза).
Поиграйте в заводную куклу. Ребенок будет куклой, а вы «заводите» куклу ключиком. Кукла должна говорить: «Ма-ма», выделяя голосом звук М.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ма, мо, му, мы.
Выполняйте сначала правой рукой, потом левой рукой.
Разучите стихотворение:
Мычит корова на лугу: «Му-му, молока кому?»
Разучите скороговорку: «Мыла Мила руки мылом».
Игры и упражнения в произнесении звука Н
Длительно тяните звук Н (губы чуть разомкнуты, воздушная струя выходит через нос).
Поиграйте в игру «Лошадка»:
Скачем на лошадке: «Но! Но!»
Кормим лошадку (протяните вперед руки ладонями вверх): «На! На!»
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося одновременно слоги на, но, ну, ны. Выполняйте сначала правой рукой, потом левой рукой.
Выучите стихотворение:
Лошадка-лошадка, Беги, беги! Нашего Ванюшку Вези, вези: «Но, но, но, но!»
Разучите скороговорку: «У сороконожки много ног».
Поиграйте с ребенком в игру «Что я делаю?»: произнесите слово «на» и спросите малыша: «Что я делаю? Кормлю лошадку или скачу на ней?» Затем скажите «но» и снова задайте этот же вопрос.
Игры и упражнения в произнесении звука П
Четко и громко произносите звук П. Для этого плотно сомкните губы, а затем несколько раз подряд с усилием произносите: п–п–п.
Спойте песенку мышки (пи-пи-пи).
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги па, по, пу, пы. Выполняйте сначала правой рукой, потом левой рукой.
Поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенок (мышка), произнося «Пи-пи-пи!», убегает от вас. Вы (кошка) пытаетесь его поймать.
Выучите стихотворение:
Пирожок, пирожок
Испекли мы сами.
Пирожок, пирожок
Мы подарим маме.
Повторите скороговорку: «Петя Полю угощал, Петя Поле пряник дал».
Игры и упражнения в произнесении звука Б
Кратко, звонко и четко несколько раз подряд произносите звук Б. Воздух резко вырывается наружу через плотно сомкнутые губы, артикуляция такая же, как при произнесении звука П, но с подключением голоса.
Разучите артикуляционное упражнение «Поиграем на губах». Перебирая средним и указательным пальцами по губам, длительно произносите звук Б.
Разучите звукоподражания: би-би (машина), бом-бом (барабан).
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», проговаривая слоги ба, бо, бу, бы. Выполняйте сначала правой, а потом левой рукой.
Разучите стихотворение:
Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди!
Разучите скороговорку: «Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай, бычок!»
Научите ребенка различать на слух звукоподражания: би-би (машина), пи-пи (мышонок).
Игры и упражнения в произнесении звука Ф
Длительно, на одном выдохе, тяните звук Ф (верхняя губа приподнята, нижняя губа приближена к верхним зубам) – так фыркает ежик.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», одновременно произнося слоги фа, фа, фу, фы. Выполняйте сначала правой рукой, потом левой рукой.
Изобразите вместе с ребенком вьюгу – качайте руками из стороны в сторону над головой, приговаривая:
Фиу-фиу, фиу-фиу!
Машет вьюга белой гривой!
Попросите ребенка повторить стихотворение:
Федя фокус показал, Федя фокусником стал.
Попросите ребенка повторить скороговорку: «Федя Фенечку позвал, Федя Фене финик дал».
Игры и упражнения в произнесении звука В
Длительно, на одном выдохе, тяните звук В – это песенка ветра. Артикуляция такая же, как при произнесении звука Ф, но с подключением голоса.
Изобразите вместе с ребенком легкий ветерок: тихо произносите звук В. Затем изобразите, как гудит сильный ветер: громко произносите звук В.
Поиграйте с ребенком в игру «Чей ветерок дольше гудит» (кто дольше сможет тянуть звук В на одном выдохе).
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ва, во, ву, вы. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой рукой.
Разучите с ребенком стихотворение:
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(И. Суриков)
Повторите с ребенком скороговорку: «Витя Вову угощал. Витя Вове вафли дал».
Игры и упражнения в произнесении звука Т
Четко и громко несколько раз подряд произнесите звук Т. При произнесении звука кончик языка прижимается к верхним зубам, зубы разомкнуты.
Разучите звукоподражания: тук-тук (молоток), тик-так (часы).
Игра «Угадай, что это». Взрослый произносит одно из звукоподражаний, а ребенок отгадывает, что это: молоток или часы.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги та, то, ту, ты, сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками.
Поиграйте в игру:
Большие ноги шли по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП (низким голосом)!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ (высоким голосом)!
Проговаривайте чистоговорки:
ТА-ТА-ТА – хвост пушистый у кота.
ТУ-ТУ-ТУ – молочка налью коту.
Разучите стихотворение:
Там котик усатый
По садику бродит.
А козлик рогатый
За котиком ходит.
(В. Жуковский)
Разучите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит».
Игры и упражнения в произнесении звука Д
Четко и громко несколько раз подряд произносите звук Д. Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук Д.
Артикуляция такая же, как при произнесении звука Т, но подключается голос.
Повторите звукоподражания: ду-ду (дудочка), ту-ту (поезд).
Игра «Угадай, что это». Произнесите: «Ду-ду!», а ребенок должен отгадать: «Это дудочка». Затем говорите: «Ту-ту!», а ребенок отгадывает: «Это поезд». И так несколько раз.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги да, до, ду, ды. Выполняйте сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками.
Проговаривайте чистоговорки:
ДА-ДА-ДА – холодная вода.
ДЫ-ДЫ-ДЫ – наберу воды.
Скажите ребенку фразы:
Мальчик Том рисует дом.
Был жаркий день, мы сели в тень.
Затем попросите малыша подсказать вам нужное слово.
После этого повторите те же фразы, пропуская слова:
Мальчик … рисует …
Был жаркий …, мы сели в …
Разучите стихотворение:
Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Ты повтори их звон:
«Динь-динь, дан-дан, дон-дон!»
Разучите скороговорку:
«Дина, Диму угощай –
Дина, Диме дыни дай!»
Игры и упражнения в произнесении звука К
Кратко и громко несколько раз подряд произнесите звук К, при этом кончик языка опущен, а спинка языка выгнута.
Если не получается, попросите ребенка покашлять; высунуть, а затем спрятать язычок как можно дальше в рот (поиграйте в «доктора Айболита»).
Повторите звукоподражания: ко-ко (курица), ку-ку (кукушка), ква-ква (лягушка), кап-кап (дождик).
Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний ( ко-к о или ку-ку), а ребенка попросите отгадать, кто это голос подает, кукушка или курочка.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ка, ко, ку, кы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
Произнесите пары слогов:
ка–кя кы–ки
ко–кё кэ–ке ку–кю
Проговаривайте чистоговорки:
КА-КА-КА – белая мука.
КУ-КУ-КУ– булочку пеку.
КИ-КИ-КИ – булка из муки.
Разучите стихотворение:
У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поет кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Разучите скороговорку: «У киски в миске сливки скисли».
Игры и упражнения в произнесении звука Г
Громко, несколько раз подряд произнесите звук Г. Артикуляция такая же, как при произнесении звука К, но с подключением голоса.
Разучите звукоподражания: га-га (гусь), гу-гу (голубь), гоп-гоп (лошадка), топ-топ (малыш).
Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ку-ку или гу-гух), а ребенок пусть отгадает, кто это – кукушка или голубь. (Аналогично – гоп–гоп и топ–топ.)
Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов га, го, гу, гы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
Проговорите чистоговорки:
ГА-ГА-ГА – зеленые луга.
ГУ-ГУ-ГУ – гуси на лугу.
ГИ-ГИ-ГИ – от гусей беги.
Произнесите пары слогов:
га–гя
гы–ги
го–гё
гэ–ге
гу–гю
Разучите стихотворение:
Белые гуси к ручейку идут.
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га-га-га!»
Разучите скороговорку: «Гена, Галю угощай. Гена, Гале грушу дай».
Скажите ребенку такие фразы:
Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собаке кости.
А теперь попросите его послушать внимательно и исправить ошибки:
Мы пришли сегодня в кости,
Принесли собаке гости.
Подберите рифму:
Заглянула в дверь коза –
Очень грустные… (глаза).
Где же, где же петушок,
Золотой наш… (гребешок)?
Игры и упражнения в произнесении звука X
Длительно тяните звук X. При этом выдыхайте теплую струю воздуха на ладони («согреем ручки»). Артикуляция такая же, как при произнесении звука К.
Разучите звукоподражания: ха-ха (посмеялись), ах-ах (удивились).
Произносите с разной интонацией и мимикой: «Ах! Как красиво!», «Ох! Зубы болят!», «Ух! Тяжело!»
Игра «Угадай, что это». Произносите одно из звукоподражаний (га-га или ха-ха), а ребенок пусть отгадает, что это – гуси гогочут или люди смеются.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ха, хо, ху, хы, сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
Проговаривайте чистоговорки:
ХИ-ХИ-ХИ – дайте нам ухи.
ХУ-ХУ-ХУ – любим мы уху
ХА-ХА-ХА – вкусная уха!
Произнесите пары слогов:
ха–хя
хэ–хе
хо–хё
ка–ха
хы–хи
ко–хо
Разучите потешки:
Ходит по двору петух,
Поскользнулся, в речку – бух!
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Девицы-красавицы
Смотрят и смеются: –
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
Как нам жалко петуха!
Разучите скороговорки: «Жеребенка Коля моет, жеребенка Коля холит»; «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали».
Игры и упражнения в произнесении звука С
Длительно тяните звук С. При этом губы растяните в улыбке, зубы сблизьте на 1–2 мм, кончиком языка упирайтесь в нижние зубы.
Скажите ребенку, что «С-с-с» – это песенка водички, когда она бежит тонкой струйкой из крана. Попросите ребенка спеть эту песенку.
Подставьте ладонь к губам и произнесите звук С. Ладонь ощутит холодную струйку воздуха – «холодный ветерок».
Игра «Насос». Скажите ребенку: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Но сначала надо накачать шины. Возьмем насос и будем качать: „С-с-с“ (при этом совершайте соответствующие движения руками)».
Игра «Угадай, чья это песенка» – ежа или водички. Длительно произносите одно из звукоподражаний (с или ф), а ребенок должен отгадать, чья это песенка – водички (с) или ежа (ф). Потом поменяйтесь ролями – пусть ребенок загадает звуковые загадки, а вы отгадывайте.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги са, со, су, сы. Сначала действуйте правой рукой, потом левой, затем одновременно двумя руками.
Произнесите пары и цепочки слогов:
са–ся
сы–си
со–сё
сэ–се
су–сю
Для того чтобы ребенок учился различать твердые и мягкие звуки, предложите научиться себя контролировать: при произнесении первого слога из пары (с твердым согласным), например «са», стучите кулаком по столу, как будто это твердый молоток; при произнесении второго слога (с мягким согласным – «ся») неспешно проведите ладонью по столу, словно это мягкая кисточка.
Произнесите цепочки слогов:
са–са–ся
со–со–сё
су–су–сю
сэ–сэ–се
Проговорите чистоговорки:
СА-СА-СА – вот идет лиса.
СЫ-СЫ-СЫ – хвост
Пушистый у лисы.
СУ-СУ-СУ – видел я
В лесу лису.
Разучите стихотворения:
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
(С. Маршак)
В поле, в поле, во пустом
Сидит зайка под кустом.
Повторите скороговорки: «У Сани сани едут сами», «У Сани сом с усами», «Саня в лесу поймал лису».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/08/picture-183151-1717865420.jpg)
Буклет "Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста"
Игры для развития у детей артикуляционной моторики и речевого дыхания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-442711-1398749295.jpg)
Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста
Игры для активизации речи, для расширения словарного запаса, для развития слуха, внимания....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-1240953-1587027677.jpg)
Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста по теме «День Победы»
День Победы - это день радости и скорби. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений и поздравл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-909280-1490637519.jpg)
Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста (памятка родителям)
Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста(памятка родителям)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1237027-1586348764.jpg)
Памятка для родителей " Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста"
В памятке перечислены игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания....
СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ»
Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/06/picture-1462118-1678092276.jpg)
ИКТ игры по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста по технологии В.Воскобовича
ИКТ игры по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста по технологии В.Воскобовича...