Картотека этюдов
картотека по развитию речи

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ehtjudy_dlja_doshkolnikov.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 75 комбинированного вида»

Картотека «Этюды для дошкольников» 

Воспитатель: Ким Л.В.

Упражнение «Зеркало»

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

 

Пластический этюд «Солнышко». 

От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

Этюд «Скажи хорошее о друге» 

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций. 

На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях. 

Этюд «Сочиним историю» 

Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. 

Этюды на выражение страдания и печали: - «Ой-ой, живот болит!» Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются: 

Ой, ой, живот болит! 

Ой, ой, меня тошнит! 

Ой, ой, мы яблок не хотим! 

Мы хвораем. Том и Тим. 

Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу. 

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга. 

Этюд «Я так устал» 

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал... ».

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опушены. 

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить

гномиков, а другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами. 

                           Этюд «Спаси птенца» 

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца: 

  • Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам. 

                               Этюд «Глаза в глаза» 

Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. 

Воспитатель предлагает: 

  • Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!» 

Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась. 

Этюд «Танец морских волн» 

        Качаться можно не только на качелях, но и на волнах. Дети выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. 

При поднятии руки приседают первые номера, при опускании - вторые. Море может быть и спокойным - рука на уровне груди. 

Волны могут быть мелкими, большими, частыми или редкими. Красота «танца волн» зависит от «дирижера-ветра». 

 

 

Этюд «Покупка театрального билета» 

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. 

Дети в творческом полукруге. Педагог знакомит их с новым словом «этюд»: «Это слово французского

происхождения и переводится как „учение". Понятие „этюд" используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд —это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях».

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что

необходимо сделать, прежде чем идти в театр? А где продаются билеты в театр? (В театральной кассе.) Кто продает билеты? (Кассир.)» 

Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают на сцене реквизит. Педагог расставляет на столе табличку с надписью «Театральная касса».

Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира. (Желающий ребенок 

садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда пришли, сколько хотите купить билетов и для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь затем, как создается очередь? Это происходит, когда

кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди?

(Добавить кассиров.) Вот так мы и сделаем—увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все сразу, а постепенно по 2-3 человека.

Этюд репетируется два-три раза. Этюд «Утешение». 

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. 

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку,

утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.). Этюды - настроения 

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. 

Этюд "Новая кукла" 

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. Этюд "Баба Яга" 

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама 

уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает. 

Этюд «Медвежата» 

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. 

Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали 

Этюд "Фокус" 

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака. Этюд "Один дома" 

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны 

разные шорохи. Крошке-еноту страшно — а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь? 

Этюд "Лисичка подслушивает" 

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. 

Этюд "Кот Васька" 

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в 

кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно. 

Этюд "Соленый чай" 

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо 

сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! 

Этюд "Новая девочка" 

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, 

на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы... 

Этюд "В лесу" 

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ) 

Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток -а вдруг это медведь?

(СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: 

теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ) 

В процессе обсуждения этюдов с дошкольниками важно (от лица игрового персонажа) 

обратить внимание на правильные, точные выражения эмоций детьми. На экране можно показать 

изображения тех или иных эмоций. В случае затруднений побуждать детей помогать друг другу.

 

Игра – пантомима «Утка» Цель. Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук; Педагог читает стихотворение: 

Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря: 

В толстую дудку утка гудела. «Кря, кря, кря!» 

Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок. Реплику утки говорят громко все вместе. 

Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом: 

Утятки мои, идите ко мне, я вас покормлю. 

Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями, вытягивают шею, едят. 

Игра-пантомима «Кто живет в Африке?» 

Цель. Учить свободно двигаться, используя все окружающее пространство; формировать навыки импровизации. 

Перед игрой педагог выставляет на фланелеграфе иллюстрации с изображением африканских животных 

(жираф, слон, лев, носорог, бегемот, зебра, обезьяны...). 

Знакомы ли вам эти животные? (Ответы детей.) 

Представьте себе, что вы попали в жаркую Африку и превратились в этих животных. Вы не говорите, кем вы стали, а я попробую это отгадать. 

Включается фонограмма «Чунга-чанга», дети имитируют движения выбранного животного, а воспитатель пытается отгадать. 

Игра-пантомима «Муравейник» 

Цель. Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли. 

Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! 

Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете. 

И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень- муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону... 

Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально. 

Игра-пантомима «Мухи» 

Цель. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение 

Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем педагог читает, а дети, не произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать музыкальное сопровождение. 

На паркете в восемь пар мухи танцевали. 

Увидали паука — в обморок упали. 

Ах! 

Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.) 

Игра-пантомима «Жадный пес» Цель. Развивать пантомимические навыки. 

Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту: 

Жадный пес — Тесто замесил, 

Дров принес. Испек пирожок, Печку затопил, Сел в уголок 

Воды наносил, И съел его сам! AM! 

После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.) 

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.) Цель. Развивать пантомимические навыки. 

Педагог читает, дети имитируют движения. 

Был у зайки огород, Зайка с радостью идет. 

Ровненьких две грядки. Но сначала все вскопает, 

Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет, Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко А весною в огород И пойдет сажать морковку. 

Ямка — семя, ямка — семя, И глядишь, на грядке вновь Вырастут горох, морковь. А как осень подойдет, 

Урожаи свои соберет. 

И как раз — здесь закончился рассказ! 

Игра-пантомима «Сугроб» 

Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность. 

Дети имитируют движения по тексту. 

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла. 

— Почему река исчезла в озере? 

Игра-пантомима «Медвежата» Цель: Развивать пантомимические навыки. 

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот 

пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат. 

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами 

сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация. 

Игра – пантомима «В гостях у сказки» Цель: Развивать пантомимические навыки. 

Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей. 

Показать, как Коза (Баба Яга, КраснаяШапочка и др.) 

— смотрится в зеркало; 

— пробует любимое блюдо; 

— пробует нелюбимое блюдо; 

— выслушивает комплимент; — выслушивает замечание; — садится на стул. 

Игра – пантомима «Загадка» Цель: Развивать пантомимические навыки. 

Играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие от- гадывают. В ходе игры команды меняются заданиями. 

—в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) — отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке; 

—в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке; 

—отгадать профессию (по характерным движениям и позе); 

—отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом и пр.); 

—отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т. д.); 

—отгадать, какая на улице погода; 

—определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т. д.). 

Игра – пантомима «Если бы…….." 

Цель: Развивать пантомимические навыки 

1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это: 

— королевский трон, 

— аквариум с экзотическими рыбками, 

— костер, 

— куст цветущих роз. 

  1. Передать книгу друг другу так, как будто это: 

— кирпич, 

— кусок торта, 

— бомба, 

— фарфоровая статуэтка и т. д. 

  1. Взять со стола карандаш так, как будто это: 

— червяк, 

— горячая печёная картошка, — маленькая бусинка. 

  1. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату. 
  2. Выполнять различные действия: 

— чистить картошку, — нанизывать бусы на нитку, — есть пирожное и т. д. 

Игра – пантомима «Скульптор и глина» Цель. Развитие коммуникативных способностей. 

Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале, Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто — «Глина». 

Скульпторы лепят из Глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей. 

Затем играющие меняются ролями. 

Примечание: выбирается несколько экспертов, которые отгадывают, что слепил Скульптор. После разгадки Скульптура (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека: "Этюды и упражнения по психогимнастике"

Хорошая картотека психогимнастики, можно использовать, как один из приемов нетрадиционной работы....

Картотека "Этюды"

В картотеке представлены этюды, позволяющие ребенку овладеть разнообразными изобразительными средствами....

Картотека этюдов

Театрализованная деятельность в ДОУ...

Картотека этюдов. Социально-коммуникативное развитие. Вторая младшая группа

картотека этюдов на социально-нравственные темы во второй младшей группе...

Картотека этюдов

Развитие эмоциональной сферы ребенка...

Картотека этюдов для старших дошкольников

Картотека этюдов для старших дошкольников...

Картотека этюдов по экологическому воспитанию.

В картотеке представлены игры по экологическому воспитанию дошкольников 2 младшей группы. Игры направлены на расширение и закрепление представлений детей об окружающем мире....