Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков
материал по развитию речи (старшая группа)
Картотека дидактических игр по коррекции произношения
шипящих звуков
Игры подготовительного этапа
- «Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков
2. «Как Маша за грибами ходила»
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Ход: логопед объясняет ребенку, что Маша пошла за грибами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ей помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.
3. «Футбол»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
4. «Сигнальщики»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.
5. «Где звук?»
Цель: учить определять место звука в слове.
Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
6. «Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков
1. «Лес шумит»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: логопед напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер. 2.«Тишина»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.
2. «Гуси»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к утенку, котенку, щенку и т.д., пугая их своим страшным шипением.
3 «Медвежата и пчелы»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.
4 «Паровоз»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз.
Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Когда поезд немного проедет ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.
5. «Воробушки»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.
6. «Доскажи словечко»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кули…, обру…, скрипа…., и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков
1. «Рыбалка»
Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает флажок. Выигрывает тот, кто наберет больше флажков.
2. «Помоги Даше»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: логопед говорит «Даша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (шляпка, матрешка, машинка, лошадка и т.д.).
3. «Назови ласково»
Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход: логопед говорит:
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч (Ш) – наш самый нежный звук
Не откажемся мы от его услуг.
Логопед бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет его ласково(Рука-ручка, Соня-Сонечка, окно-окошечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, лук-лучок, снег-снежок и т.д.).
4. «Назови детеныша»
Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход: логопед бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (волк-волчонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
5. «Большущие слова»
Цель: автоматизация звука Ч в словах.
Ход: логопед бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:
у кошки – усы, а у тигра - ….
у птички – глаза, у дракона - ….
у гномика – дом, а у великана ….
Игры на дифференциацию шипящих звуков
1. «Прогулка в лес»
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Логопед говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдохнем и послушаем, что происходит в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.
2. «Жадный кот»
Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.
.
3. «Мяч в кругу»
Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.
Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).
4. «Звенит – жужжит»
Цель: дифференциация звуков З – Ж.
Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.
5. «Замени звук»
Цель: дифференциация звуков С-Ш.
Ход: воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по коррекции произношения шипящих звуков
Картотека дидактичских игр направленные на коррекцию произношения шипящих звуков....
Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста
Коррекция и устанение недостатков произношения шипящих звуков...
Картотека игр по коррекции произношения шипящих звуков
Картотека игр по коррекции произношения шипящих звуков...
Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у дошкольников старшей группы
Краткое методическое руководство по коррекци и устранению недостатков произношения шипящих звуков...
Презентация "Коррекция произношения шипящих звуков"
В презентации кратко изложены недостатки произношения шипящих звуков и их возможные причины, представлены дыхательные и артикуляционные упражнения, необходимые для образования звуков данной группы, пр...
Мастер-класс на тему: «Коррекция произношения шипящих звуков классические и нетрадиционные методы постановки».
Предстален методический материал из опыта работы по постановки шипящих звуков у детей с ТНР....
Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков
Картотека дидактических игр по коррекции произношенияшипящих звуковИгры подготовительного этапа«Веселый язычок»Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимы...