Мастер-класс на тему: «Коррекция произношения шипящих звуков классические и нетрадиционные методы постановки».
материал по логопедии (старшая группа)

Пахомова Наталья Ивановна

Предстален методический материал из опыта работы по постановки шипящих звуков у детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ по коррекции произношения шипящих звуков у обучающихся, имеющих ТНР, обмен педагогическим опытом.

Задачи:

- ознакомить педагогов с видами нарушений шипящих звуков и их причинами;

- содействовать совершенствованию педагогического мастерства участников мастер-класса по применению классических и нетрадиционных методов постановки шипящих звуков у обучающихся ДОУ.

- создать условия для активного взаимодействия между участниками мастер-класса.

Ход мастер – класса

Добрый день уважаемые коллеги! Сейчас рассказу об основных видах нарушений шипящих звуков.

Теоретическая часть

2 слайд

Основные виды нарушений шипящих звуков.

1. Межзубный сигматизм.

При этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок. Это происходит из-за того, что, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя -  слабая, рассеянная.

Возможные причины искажения звука: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо.

2. Боковой сигматизм.

При этом недостатке шипящие звуки могут произноситься двумя способами:

а)        кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, воздушная струя  проходит  по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

б)        кончик языка упирается в верхние альвеолы, воздушная струя при произнесении идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

3. Носовой сигматизм.

При этом недостатке шипящие звуки произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка и  нарушение речевого дыхания.

3 слайд

4. Губно-зубной парасигматизм.

При этом недостатке произношения шипящие звуки произносятся подобно звукам ф и в, т. е. когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в  положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух. При этом нарушении звук ш заменяется звуком ф: шапка - "фапка", машина - "мафина", душ - "дуф".

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха; прогнатия (нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед ), вялость мышц передней части языка.

5. Призубный парасигматизм.

Этот вид нарушения характеризуется следующей особенностью произношения: звук ш заменяется в речи ребенка звуком т: шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут". При этом губы занимают нейтральное положение, язык смыкается с альвеолами за верхними резцами, спинка языка опущена вниз, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при поднесении ощущается как толчкообразная, а не плавная.

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или  нарушенный  прикус (закрытый).

6. Свистящий парасигматизм.

Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус". В отличие от положения, характерного для нормального произношения звука ш, в этом случае органы артикуляции занимают положение, характерное для нормального произношения звука с: губы растянуты в легкую улыбку, зубы сближены и слегка обнажены, язык широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, спинка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка, боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Возможные причины искажения звука: снижение слуха или нарушение фонематического  восприятия, недостаточная подвижность органов артикуляции.

7. Шипящий парасигматизм.

При этом нарушении звучание сходно со звучанием смягченного звука ш: шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ". В  этом случае губы округлены и слегка выдвинуты вперед, язык опущен вниз и отходит назад или упирается в нижние десны, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту растекается по всей поверхности языка.

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение слуха; прогения (нарушение прикуса, при котором передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед).

Искаженное произношение шипящих звуков

 «Щечное произношение» ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек.

«Нижнее» произношение»  ш и ж. Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ, произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

«Заднеязычное произношении» ш и ж. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х или звонком фрикативном г, как в южнорусских областях.

4 слайд

Причины нарушения шипящих звуков

  • Аномалии строения органов артикуляции:
  • нарушения прикуса (прогнатия, передний открытый, прогения, боковой открытый, перекрестный );
  • короткая или укороченная подъязычная связка;
  • высокое и узкое твердое небо.
  • Нарушенный тонус  мышц  языка.
  • Нарушенный речевой выдох.
  • Недостаточная сформированность фонематического восприятия.
  • Нарушенный физиологический слух,  который был вовремя не замечен родителями.

Практическая часть

На первом этапе коррекционной работы по постановке шипящих звуков проводится артикуляционная гимнастика.

5 слайд

Классическая артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков.

  1. «Бегемотики» открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «десять», потом закрыть рот.
  2. «Слон» сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
  3. «Лягушка» и «Слоник» на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два».
  4. «Блинчик» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого  до десяти
  5. «Лошадка» улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. 
  6.  «Грибок» улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть ребенок почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу
  7. «Парус» улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами, края языка прижать к коренным зубам.
  8. «Вкусное варенье» улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону
  9. «Чашка» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.

6 слайд

Если ребенок не идет на контакт, либо не желает выполнять упражнения, то возможно использовать нетрадиционную  артикуляционную гимнастику, что по результатам, которой  будет «бонус» сладкий сюрприз для ребенка.

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика с бубликом.

Упражнение «Лифт» рот широко открыт, язык вставляется в кольцо бублика и кончик  языка поднимается вверх, тянется к носу.

Упражнение «Замок» рот широко открыт, губы округлены, язык вставляется в кольцо бублика и кончик  языка поднимается вверх и касается верхней губы.

Упражнение «Хоботок»  рот закрыт, губы округлены,  выдвигаются вперед, вставляются во внутреннее кольцо бублика и удерживаются в таком положении.

Упражнение «Машина в гараже» рот широко открыт, губы округлены, язык вставляется в кольцо бублика и расслабляется.

7 слайд

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика с соломкой.

Упражнение «Штанга» рот широко открыт, губы в небольшой улыбке, широкий язык выдвинут вперед, на котором удерживается соломка.

Упражнение «Усы» рот закрыт, губы округлены,  выдвигаются вперед, необходимо удержать соломку верхней губой.

Упражнение «Мостик» широко открыть рот, губы округлить, кончик языка поднять к верхним зубам, вставить соломку и удерживать в таком положении.

Упражнение «Силач» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, на кончик язык кладем соломку. Стараться удерживать соломку в таком положении  и не поддерживать язык нижней губой.

Упражнение «Желобок» рот широко открыть,  язык выдвинуть вперед, на языка  положить маленький леденец, края языка немного  поднимаются вверх, несколько секунд стараться удерживать в таком положении.

8 слайд

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика с леденцом «Чупа-Чупс».

Эти упражнения аналогично выполняются с ранее показанными: «Хобот», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Лифт» и «Чашка».

9 слайд

Дыхательная гимнастика

«Футбол» вдох через нос, выдох через рот,  губы вытянуть трубочкой вперед  и дуть на футбольный мяч, стараясь загнать его в ворота. Струя воздуха должна быть непрерывной и длительной.

«Сдуй перышко» вытянуть губы вперед «Слоником» и сдуть с носа перышко. Струя воздуха должна быть сильной и длительной.

«Парящий шарик» вдох через нос, выдох через рот,  щеки не надувать.

10 слайд

Артикуляция звука [Ш].

Характеристика звука [Ш] – согласный, твердый, глухой, ротовой, переднеязычный, фрикативный.

Артикуляция звука [Ш] – губы выдвинуты вперед, зубы сближены, кончик языка поднят вверх к твёрдому нёбу за альвеолы, но не касается его, образуя щель, боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по краям выдыхаемую воздушную струю. Теплая воздушная струя проходит посередине языка, которую можно контролировать ладонью. Мягкое нёбо поднято и плотно прижимается к задней стенке глотки, закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки разомкнуты, голоса нет.

11 слайд

Классические методы  постановки звука [Ш].

Постановка звука по подражанию.

Ребенок открывает рот, язык поднимает «чашечкой» вверх к твёрдому нёбу за альвеолы, но не касается его, образуя щель, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; мягкое нёбо поднято; губы выдвинуты вперед «Слоником», голосовые связки разомкнуты. Ребенку предлагаем подуть на язычок. Получается звук [Ш]

12 слайд  видео  Постановка звука по подражанию.

Если данный способ не помогает, прибегаем к механическому способу постановки звука.

13 слайд  Механический способ постановки звука [Ш]. картинка.

14 слайд видео Механический способ постановки звука [Ш] от звука[С].

Ребенок произносит несколько раз звук  с-с-с, зонд вводится подъязык, с его помощью переводим кончик языка в верхние положение.

15 слайд   Видео  фрагмент. Механический способ постановки звука [Ш] от звука[Т].

Возможен механический способ постановки звука [Ш] от звука[Р].

Постановка от звука  Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы ребенок начал шипеть без предварительного проговаривания Р.  

16 слайд Нетрадиционные способы постановки звука [Ш]

Постановка звука ватной палочкой

Постановка звука карандашом.

17 слайд

Артикуляция звука [Ж]

Характеристика звука [Ж] – согласный, твердый, звонкий, ротовой, переднеязычный,  фрикативный.

Артикуляция звука [Ж] – губы выдвинуты вперед, зубы сближены, кончик языка поднят вверх к твёрдому нёбу за альвеолы, но не касается его, образуя щель, боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по краям выдыхаемую воздушную струю. Теплая воздушная струя проходит посередине языка, которую можно контролировать ладонью. Мягкое нёбо поднято и плотно прижимается к задней стенке глотки, закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки сомкнуты, есть голос.

18 слайд видео Постановка звука [Ж] по подражанию.

По подражанию если у ребенка есть звук Ш, то предлагаем ему произнести звук ш-ш-ш и включить голос, тактильный контроль (ладонь лежит на горлышке).

19 слайд  Механический способ постановки звука [ж].

Ребенок произносит несколько раз звук  з-з-з, зонд вводится подъязык, с его помощью переводим кончик языка в верхние положение за альвеолы, губы выдвинуты вперед «Слоником».

20  слайд  Артикуляция звука [Щ].

Характеристика звука [Щ] – согласный, мягкий, глухой, ротовой, переднеязычный,  фрикативный.

Артикуляция звука [Щ] – губы выдвинуты вперед, зубы сближены, кончик языка поднят вверх к твёрдому нёбу за альвеолы, но не касается его, образуя щель, боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по краям выдыхаемую воздушную струю. Вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята. Мягкое нёбо поднято и плотно прижимается к задней стенке глотки, закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки разомкнуты, голоса нет.

21 слайд  Постановка звука [Щ].

Ребенок произносит несколько раз слог си, протяженным согласным элементом, зонд вводится под язык в момент произнесения слогов,  слегка понимает его и отодвигает назад.

22 слайд Артикуляция звука [Ч].

Характеристика звука [Ч] – согласный, мягкий, глухой, ротовой, переднеязычный,  аффрикатный.

Артикуляция звука [ч] – губы округлены, слегка выдвинуты вперед, зубы сближены. Язык:

  • На первом моменте кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов как при звуке [т’].
  • Второй момент кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам, образуя сужение, как при звуке [щ]. Весь язык напряжен.  Коротая воздушная струя проходит по середине языка.

Мягкое нёбо поднято и плотно прижато к верхней части глотки, закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки разомкнуты, голоса нет.

23 слайд Постановка звука [ч].

Звук ч можно поставить от [т’] или ать. Ребенок  произносит несколько раз звук ть с некоторым усилением выдоха на согласном элементе и в момент произнесения с помощью зонда №5 или шпателя слегка отодвигается кончик языка как при артикуляции щ.

Тот же акустический эффект будет получен при введении зонда под язык. В момент произнесения слегка приподнимает язык  и одновременно несколько отодвигает его  назад.  Звук Ч легче вызывать в обратных слогах.

        Следующим этапом коррекционной работы будет автоматизация звука в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках и текстах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков

Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу ...

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

Дидактические игры по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека дидактичских игр направленные на коррекцию произношения шипящих звуков....

Мастер-класс. Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для шипящих звуков).

В своей работе я использую артикуляционную гимнастику.Артикуляционная гимнастика является главным составным компонентом логопедических занятий по звукопроизношению. Важно зафиксировать внимание ребенк...