Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет
картотека по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет / сост.
Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2014. – 151 с.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ
Наши пальчики играют
И играть не устают:
(Произвольные движения пальцами.)
Кап-кап-кап –
По крыше дождик барабанит,
(Каждым пальчиком по очереди касаться ладошки противоположной руки, затем поменять ладошку.)
Стук-стук-стук –
По гвоздикам так молоточком бьют.
(Пальчики собрать в кулачки, слегка ударять кулачками, меняя руки, – правый кулачок сверху ударяет левый, затем левый кулачок ударяет сверху правый.)
Веселый пальчики народ –
Танцуют, прыгают, резвятся!
Смотрите, вот!
(Выполнить красивые движения пальчиками, имитирующие танцевальные; всеми пальцами правой руки оттолкнуться от левой ладошки и «подпрыгнуть», повторить пальцами левой руки, быстро пошевелить всеми прямыми пальцами обеих рук.)
Не будем пальчикам мешать,
Они устали, спать хотят.
(Пальчики выпрямить, ровно соединить одну с другой ладошки и приложить сначала к левой стороне головы, закрыть глазки, потом к правой стороне головы.)
Пальчикам нравится, когда их ласкают,
Нежно поглаживают, не обижают.
(Пальчиками левой руки выполнить легкие, приятные поглаживания пальчиков правой руки, затем эти движения повторить пальчиками правой руки для пальчиков левой.) (Г. П. Попова.)
ИГРА-ПОДРАЖАНИЕ
«ПОДНИМИ ЛАДОШКИ»
(Руки лежат на коленях.)
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой.
(Руки возвратить на колени.)
Подними ладошки выше,
Поскорее помаши.
Что же вышло? Птички вышли.
Птички очень хороши.
(Руки возвратить на колени.)
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой.
Что же вышло? Гуси вышли –
Вот один, а вот другой.
(Руки возвратить на колени.)
Подними ладошки выше,
Пальчики скорей согни.
Что же вышло? Мишки вышли.
Здесь их два, а в сказке три.
(Руки возвратить на колени.)
В какой сказке медведя три?
Вспомни, громко говори!
Г. П. Попова
– А сейчас, дети, отгадайте загадку:
Для мальчиков и девочек
Нет радостней игры,
Чем надувать красивые
Воздушные … (шары).
Е. А. Щедрова
– Молодцы, ребята, а теперь давайте представим, что у нас
с вами в руках воздушные шарики (пальчики принимают форму шара). Давайте надуем свои волшебные шарики.
ШАРИК
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг он лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
В. В. Цвынтарный
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
СТРОИМ ДОМ
– Руки сжаты в кулачки, большой палец поднят вверх – это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым).
Целый день тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживем!
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
Все показывают готовые дома (руки, сжатые в кулаки). Педагог хвалит домики, построенные детьми.
Этот дом для Светы,
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша,
Мальчик он хороший.
В доме этом Маша,
Солнышко ты наше.
Этот – для Марата,
Будет он богатый… (И т. д.)
БЕЛОЧКИ – ЗАЙЧИКИ
– Эта команда – белочки, а эта команда – зайчики, – говорит логопед, показывая правую и левую руки.
– Это капитан белочек, а это капитан зайчиков, – показывает большие пальцы. – Каждый капитан как бы здоровается со своей командой. (Логопед прикасается поочередно большими пальцами к остальным пальцам рук.)
– Выполняем упражнение сначала только с белочками, затем с зайчиками.
Через несколько дней эти упражнения выполняются двумя руками одновременно.
ПРОГУЛКА В ЛЕС
– Мы поехали в лес на автобусе. Рассматривали деревья. Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали. Под деревьями росли вот такие грибы – белый и подберезовики. А по грибку ползла вот такая улитка. На поляне росли разные цветы. Это ромашки, а это ландыши, колокольчики. Над цветами порхали бабочки и жужжали пчелки. На дереве было гнездо. А над гнездом летали вот такие птицы.
ПТИЦА И ПТЕНЧИКИ
– На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочередно к остальным четырем), по две букашки (одновременное двукратное прикасание большого пальца к остальным четырем) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно).
КОТЕНОК
– Котенок маленький, озорной, пушистый, точит когти. (Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев. Ладонь открыта. Согнутые пальцы в таком прижатом положении «бегают», большой палец обязательно участвует.)
– Это котенок точит когти. Котенок выпустил когти (пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) и начал царапаться (пальцы быстро бегают в этом напряженном полусогнутом виде).
– Ай-яй-яй, котенок, какой ты шалун, нехорошо царапаться. Ну-ка, спрячь когти. («Котенок» прячет когти, но затем вновь начинает их точить и т. д.)
СКАКАЛКА
– Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем («крутят скакалку» сначала в одну сторону, потом в другую,одновременно взрослый проговаривает или поет песенку «Скакалка»).
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу, обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
Да на правой ножке.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Я скачу, я учу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
Учатся сестрички.
За спиной день-деньской
Прыгают косички!
Круговые вращения большими пальцами надо делать ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, потом
в другую. Дети не должны чувствовать усталость.
ВЫГЛАДИМ ПЛАТОЧЕК ДЛЯ МАМЫ И ДЛЯ ДОЧКИ
(игра с бумагой)
Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым.
Затем то же самое сделать, пользуясь одной рукой (возможны варианты: пользуясь двумя большими пальцами, повторить то же или указательными и т. д.).
ЭТЮД «ДОЖДИК»
– Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил по листьям и траве. Как капли застучали? (Постукивание пальчиками по столу.)
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять –
Кап, кап, кап, кап.
(Хлопки в ладоши.)
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Г. П. Попова
(Дети поднимают руки над головой, скрепляют пальчики
в замок.)
ЦАРАПКИ
Вот какой котишка! Круглая мордашка, И на каждой лапке – Коготки-царапки. Котик точит коготки. Очень острые они. А потом играет, Мячик догоняет. | Сгибают руки перед грудью, опустив кисти вниз, качают головой вправо-влево. Обводят ладонью вокруг лица. Сжимают и разжимают пальцы. Скребут пальчиками по коленям. Стучат ладонями по бедрам. |
О. Высотская
ДОЖДИК
(русская народная прибаутка)
Дождик, дождик, лей, лей, На детей по ложечке, на меня по крошечке. А на бабушку Ягу лей по целому ведру. | Машут кистями рук над головой. Хлопают в ладоши. Поднимают руки вверх, затем быстро опускают вниз |
ПАЛЬЧИКИ УСНУЛИ
Пальчики уснули, в кулачок свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять – захотели поиграть.
Разбудили дом соседей, там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять, десять – веселятся все.
Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся, пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один – снова в домике мы спим.
* * *
Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
А вот этот пальчик съел, оттого и потолстел.
Вышли пальчики гулять, а вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом, а четвертые – пешком.
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.
КУЛАЧКИ
– Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели.
Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!
Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты (сжать пальцы),
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Легко поднять и уронить
Расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
АИСТ
Пальчики – головка, ладошка – крылышки.
Аист-мама, аист-папа
Гнездышко на крыше свили,
Аистенка-малыша
С клювика кормили.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены
от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
БАШНЯ
Башню построим высокую мы.
Окна и бойницы в башне видны.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
ВОЛК
Волк на поляне
Заиграл на баяне.
Делается «пароходик», большие пальцы разводятся в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» – верхнюю и нижнюю
челюсти.
ГРАБЛИ
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
ДОМИК
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Домик мой кирпичный
Очень симпатичный.
Ладони направлены под углом вверх, кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга.
ЕЛКА
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
ЖУК
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены
в стороны, ребенок шевелит ими.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делают «козу». Сверху на нее накладывают правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляют вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигают в противоположные стороны.
ИГРИВЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок
им свободно шевелит.
КОШКА
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
ЛОШАДКА
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
МЫШКА
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему
и безымянному пальцам.
НОРКА
У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.
Ладони почти горизонтальны. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний
и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны («ушки»). Большой палец прижат.
ОЧКИ
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
ПЕТУШОК
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы расставлены в стороны и подняты вверх, образуя «гребешок».
РАК
Рак ползет, ползет по дну,
Выставив клешню одну.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе («клешни»).
СЛОН
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны
он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным
и большим. Шевелить средним пальцем («хобот»). Качать всей кистью.
ТИГРЕНОК
Маленький тигренок
Пушистый, как котенок.
Большой палец прижат к ладони средним и безымянным. Указательный и мизинец подняты вверх и согнуты в дуги («ушки»).
УШКИ
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими вперед-назад.
ФИЛИН
Сидит филин на дубу
И кричит: «Бу-бу-бу-бу!»
Руки в кулачок, прижаты. Большие пальцы – вверх («ушки»), указательные пальцы вместе: они выставлены на себя («нос»).
ХИТРЫЙ ГУСЬ
Хитрый гусь стоит, гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Ладонь под прямым углом к предплечью. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Шевелить большим пальцем.
ЦЕПОЧКА
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки – в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков.
В этом упражнении участвуют все пальчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.
Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...
Пальчиковые игры и упражнения для детей 4 - 5 лет
Гимнастика для пальцев ногКомплексы упражнений для мелкой моторикиПальчиковая гимнастикаПальчиковые игрыПальчиковый игротренингРазвитие коор...
консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира-предметы, животных,людей,их деятель...
Пальчиковые игры и упражнения для детей с ОНР. Использование прищепок при усвоении пространственных представлений.
Упражнения для детей с ОНР...
Родительское собрание "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"
Тема:»Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста».Цель:1. дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;2. заинтересовать проблемой;3. приобщить к паль...
Пальчиковые игры и упражнения для детей в детском саду
Эффективным методом преодоления речевых нарушений являются пальчиковые игры и упражнения....
Методическая разработка: «Пальчиковые игры и упражнения для детей дошкольного возраста»
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Эти инсценировки могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в виде физминуток....