Картотека. Игровые комплексы
картотека по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА. Развитие речи.
ИГРОВЫЕ ЦИКЛЫ
ИГРОВОЙ ЦИКЛ 1 (комплексы 1–16)
Неделя 1. Игровой комплекс 1
Игра со строительным материалом
«Широкая и узкая дорожка»
Цель: развитие умений выкладывать дорожки из кубиков
и кирпичиков, обыгрывать постройки.
Оборудование: 6 кубиков и 6 кирпичиков одинакового цвета, маленькая кукла и машинка (для каждого ребенка).
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку построить дорожки: широкую – из кирпичиков, узкую – из кубиков. Затем постройки обыгрываются ребенком: по широкой дорожке едет машинка, а по узкой гуляет кукла.
Игра с дидактической куклой
«Катя собирается на прогулку»
Цели: развитие игровых умений; уточнение представлений об одежде; воспитание желания помогать в бытовых ситуациях.
Оборудование: кукла, комплект кукольной одежды
по сезону и несколько несезонных предметов одежды.
Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с куклой Катей
и предлагает помочь ей собраться на прогулку: Катя перепутала одежду и не знает, что ей надеть. Обсуждаются предложения ребенка, что способствует развитию активной речи ребенка, – называет предметы одежды.
Подвижная игра «Козочка»
(народный хоровод)
Цели: развитие умений двигаться по кругу, взявшись за руки, слушать текст во время движения; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; стимулирование двигательной активности.
Оборудование: шапочка-маска «Козочка».
Ход игры. Дети и взрослый идут по кругу, взявшись
за руки. В центре круга – ребенок-«козочка» (в шапочке-маске).
Взрослый поет (дети могут подпевать):
Ты, козочка, беленькая, Ты нас не бодай,
Ты, козочка, серенькая, С нами поиграй,
Мы тебя кормили. Скорее догоняй!
Мы тебя поили,
После окончания пения дети разбегаются, «козочка» их ловит. Кого поймала, тот становится «козочкой».
Сенсорная игра «Заплатки на коврик»
(форма)
Цели: развитие умений играть с вкладышами, ориентируясь на форму; формирование настойчивости в достижении цели.
Оборудование: доска с круглыми и треугольными отверстиями, вкладыши.
Ход игры. Ребенку предлагают поставить заплатки на ков-рик. Он вставляет вкладыши. Взрослый предлагает ребенку сначала посмотреть, куда поставить определенный вкладыш, а потом закрыть отверстие.
Игра с пальчиками «Кот на печи»
Цели: развитие мелкой моторики, координации движений, умений соотносить слово и движение; воспитание интереса
к фольклору.
Оборудование: русская народная потешка «Кот на печи».
Ход игры. Дети выполняют за взрослым движения соответственно тексту:
Кот на печи Сухари толчет, | (Стучат кулачком о кулачок.) |
Кошка в окошке Полотенце шьет. | (Показывают, как шьют иголкой (имитация).) |
Маленькие котята | (Опустив кисти рук вниз, поднимают |
На печке сидят, | (Качают головой вправо-влево.) |
На печке сидят Да на котика глядят. | (Показывают руками «очки».) |
Все на котика глядят И сухарики едят. | (Щелкают зубами.) |
Игровой комплекс 2
Игра с красками
Цели: развитие цветовосприятия, тактильных ощущений; развитие умения проводить элементарные опыты.
Оборудование: пластмассовые круглые крышки из-под молочных продуктов, пальчиковые краски.
Ход игры. Ребенку предлагают поиграть с красками.
Он пальчиками наносит на крышки цветовые пятна, соединяет их, продвигаясь пальчиком от одного к другому.
Ролевая игра «Угощение»
Цель: развитие умений выполнять игровые действия по цепочке.
Оборудование: кукла, мишка, зайка (могут быть использованы другие образные игрушки, знакомые ребенку и любимые им); набор игрушечной мебели и посуды; муляжи овощей и фруктов, корзинка.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку угостить куклу, мишку и зайку овощами и фруктами (муляжи располагаются
в корзинке рядом с игровым местом); ребенку пошагово предлагают расставить мебель, посадить игрушки за стол, расставить тарелки и разложить приборы, а потом сходить в магазин
за овощами (ребенок выбирает из корзинки овощи, приносит
и кормит игровых персонажей). Затем игра повторяется – ребенок угощает персонажей фруктами. В процессе игры взрослый побуждает ребенка называть предметы быта, свои действия, овощи и фрукты, их свойства и качества: сладкое яблоко, длинная морковка и т. п., эмоции игровых персонажей: грустят, радуются.
Музыкальная игра «Мы шагаем»
Цели: развитие умений шагать под музыку, останавливаться при ее окончании; развитие чувства ритма.
Репертуар: «Мы шагаем» (муз.Р. Рустамова).
Ход игры. Взрослый организует ходьбу под марш: ребенок ходит за взрослым (или дети ходят стайкой за взрослым),
по окончании музыки все останавливаются.
Игра с предметом-орудием
«Веселые молоточки»
Цель: развитие умения совершать направленное действие – попадать молоточком по втулкам, используя предмет-орудие.
Оборудование: пластмассовый набор – плоскость с отверстиями, втулки, молоточек.
Ход игры. Ребенку предлагают забить гвозди молоточком.
Игра-забава с водой «Пускаем кораблики»
Цель: развитие умений проявлять положительные эмоции, следить за физиологическим дыханием, наблюдать, понимать простейшие причинно-следственные связи.
Оборудование: таз с водой, бумага для изготовления кораблика.
Ход игры. Взрослый делает кораблик из бумаги и предлагает ребенку поиграть с корабликом. Ребенок наблюдает, затем опускает кораблик в воду и дует на него, кораблик плывет. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что, когда бумага намокнет, кораблик плыть не может, становится тяжелым и разваливается.
Неделя 2. Игровой комплекс 3
Коммуникативная игра «Разбуди кошечку»
Цели: развитие интереса к сверстнику, элементов эмпатии; развитие умений использовать в речи ласковые слова и интонации.
Оборудование: шапочка-маска «Кошка».
Ход игры. Ребенок-«кошечка» ложится на ковер, сворачивается клубочком, как будто спит. Взрослый говорит, что
кошечка бегала, играла и заснула, но ей пора вставать, уже утро. Дети по очереди подходят к «кошечке», гладят ее и стараются ласково разбудить. Потом «кошечкой» становится другой ребенок.
Сенсорная игра «Разложи палочки»
(цвет)
Цели: развитие умений группировать предметы по цвету; развитие тонких движений рук, координации движений.
Оборудование: две коробочки красного и синего цветов, счетные палочки красного и синего цветов.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку разложить палочки: синие – в синюю коробочку, а красные – в красную.
Подвижная игра «Догони мяч»
Цель: развитие координации движений в процессе бега, ловкости.
Оборудование: корзинка с мелкими мячами.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку мячи и рассыпает их – «мячи убежали». Дети догоняют мячи и складывают
в корзинку.
Игра с пластилином «Слепим дорожки»
Цели: развитие умений лепить дорожки из пластилина, используя прием раскатывания между ладоней; способствование обогащению тактильных ощущений; развитие согласованности движений рук.
Оборудование: игрушечный теремок, мелкие игрушки; пластилин, клеенки (по количеству детей).
Ход игры. Взрослый показывает теремок и говорит: «Стоит в поле теремок, теремок, он не низко, не высок. Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?» Предлагает детям постучаться в теремок и подчеркивает: «Нет никого, все убежали. Сделаем дорожки, и жильцы вернутся».
Дети, раскатывая пластилин, делают дорожки и выкладывают их к теремку, затем обыгрывают ситуацию с использованием мелких игрушек. Взрослый задает вопросы: «Кто по твоей дорожке к теремку прибежал? Кто в нем будет жить?».
Игра с пальчиками «Сорока-белобока»
Цели: развитие мелкой моторики, координации движений, умений соотносить слово и движение; воспитание интереса
к фольклору.
Оборудование: русская народная потешка «Сорока-белобока».
Ход игры. Дети выполняют за взрослым движения соответственно тексту:
Сорока-белобока Кашу варила, | (Водят пальчиком по ладошке.) |
Деток кормила. | |
Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, | (Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца.) |
А этому не дала! | (Показывают большой палец.) |
Ты воды не носил, Дров не рубил, | (Грозят указательным пальцем большому пальцу.) |
Каши не варил – Тебе нет ничего! | (Разводят обе руки в стороны.) |
Вот тебе горшок пустой, | (Сжимают пальцы в кулак.) |
Иди в угол и постой! | (Указательным пальцем показывают на угол.) |
Игровой комплекс 4
Театрализованная игра «Птички во дворе»
(театр игрушек)
Цели: разучивание потешки; развитие умений обыгрывать текст, использовать приемы режиссерской игры.
Оборудование: русская народная потешка; игрушки: уточки, гуси, индюк, голуби, курочки, петушок.
Ход игры. Взрослый читает потешку и одновременно совершает соответствующие действия с игрушками. При повторном прочтении предлагает ребенку выполнять действия с игрушками и повторять звукоподражания:
Наши уточки с утра – | Наши гуси у пруда – |
А индюк среди двора – | Наши курочки в окно – |
Игра с предметом-орудием
«Поймай рыбку»
Цели: развитие умений действовать с предметом-орудием – удочкой; развитие координации движений.
Оборудование: таз с водой, пластмассовые рыбки и удоч-ка с магнитами, корзинка.
Ход игры. Ребенку предлагают поймать рыбку; каждую пойманную рыбку ребенок рассматривает, с помощью взрослого определяет цвет и величину (большая – маленькая); пойманных рыбок складывают в корзинку.
Музыкальная игра «Прилетела птичка»
Цели: развитие чувства ритма, умения слушать песенку, подпевать; развитие координации движений с окончанием музыкальной фразы.
Оборудование: бумажные птички (по количеству детей
и для взрослого); музыкальное произведение «Птичка» (муз.
М. Раухвергера, сл. А. Барто).
Ход игры. Взрослый показывает птичку и предлагает детям с ней поиграть: поет песенку и поднимает птичку в конце каждой музыкальной фразы – «птичка взлетает». Затем поет снова, дети в конце каждой музыкальной фразы поднимают свою птичку, затем опускает.
Игра со строительным материалом
«Построим башню»
Цели: развитие умений строить башню из кубиков, чередуя кубики красного и синего цветов, обыгрывать постройку; формирование умения произносить звукоподражания с разной силой голоса (громко и тихо).
Оборудование: кубики красного и синего цветов, мелкие игрушки – петушки (по количеству детей и для взрослого).
Ход игры. По показу взрослого ребенок строит башню
из кубиков, называет цвет детали. Затем взрослый предлагает поиграть: петушок взлетел на башню и поет: «Ку-ка-реку!» (громко или тихо).
Игра-забава с народной игрушкой «Бычок»
Цель: развитие умений играть с народной игрушкой, прояв-лять положительные эмоции, соблюдать координацию движений.
Оборудование: игрушка – бычок.
Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с игрушкой и показывает игровое действие, ребенок играет, приговаривая: «Идет бычок, качается».
Неделя 3. Игровой комплекс 5
Игра с тестом «Испечем баранки»
(лепка)
Цель: развитие умений изготавливать баранки способом раскатывания теста между ладонями и скрепления прищипыванием концов.
Оборудование: соленое тесто, клеенки (по количеству детей); куклы, кукольная мебель, посуда.
Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию: куклы сидят за столом перед пустыми тарелками; предлагает детям «испечь» для кукол баранки; показывает ребенку способ действия. Ребенок лепит баранки и угощает кукол.
Игра с красками «Новые тарелочки»
(рисование)
Цели: развитие умений украшать бумажные тарелочки
с использованием кисти для клея, выполнять игровые воображаемые действия, называть словом действия, предметы и их качества, свойства, признаки; побуждение детей к проявлению элементов эмпатии.
Оборудование: гуашь синего, красного, желтого цветов, кисти для клея и вырезанные из бумаги тарелочки (по количеству детей и для взрослого).
Ход игры. Взрослый предлагает детям сделать новые тарелочки и показывает способ действия – кистью на шаблоны наносят пятна разного цвета, называя при этом цвет. Ребенок украшает тарелочки, раскладывает на ней «баранки» и «угощает» взрослого, других детей, угощается сам (используются имитационные игровые действия). Взрослый побуждает ребенка использовать слова: «вкусно», «сладко».
Подвижная игра «По лесочку мы идем»
(хоровод)
Цели: развитие умений делать хоровод, идти по кругу, взявшись за руки, соотносить движение и речь, взаимодействовать со сверстниками; формирование умения произносить междометия тихо и громко; проявление у детей доброжелательности.
Ход игры. Все идут по кругу, взявшись за руки, взрослый приговаривает текст, дети – звукоподражания:
По лесочку мы идем, Он не откликается,
Зайца под кустом найдем. А эхо отзывается,
Зайца громко позовем: Тихо: «Ау-ау-ау!».
«Ау-ау-ау!»
Театрализованная игра «Усатый-полосатый»
(театр игрушек)
Цели: развитие умений понимать содержание стихотворения, выполнять простые инсценировочные действия, игровые действия с игрушками в соответствии с сюжетом; ознакомление со стихотворением С. Маршака «Усатый-полосатый».
Оборудование: кукла, игрушка – котенок; игрушечная мебель и посуда; стихотворение С. Маршака.
Ход игры. Взрослый читает стихотворение и обыгрывает сюжет; при повторном чтении ребенок выполняет игровые действия. Взрослый побуждает ребенка договаривать строчки стихотворения.
Игра с пальчиками «Курочка гуляла»
Цели: развитие мелкой моторики, координации движений, умений соотносить слово и движение; воспитание интереса
к фольклору.
Оборудование: русская народная потешка «Курочка».
Ход игры. Взрослый рассказывает потешку, дети выполнят движения соответственно тексту:
Курочка-рябушечка По двору гуляла, | (Проводят указательным пальцем по столу.) |
Цыпляток считала: | |
– Раз, два, три, четыре, пять! | (Загибают пальчики на одной руке.) |
Посчитаю их опять: | (Грозят указательным пальцем.) |
Раз, два, три, четыре, пять! | (Загибают пальчики на другой руке.) |
Игровой комплекс 6
Игра с картинками «Мамы и малыши»
Цели: уточнение представлений о детенышах домашних животных; развитие умений играть в настольно-печатные игры, произносить короткую фразу с разными интонациями.
Оборудование: картинки с изображениями кошки, котенка, собаки, щенка, коровы, теленка, козы, козленка, лошади, жеребенка.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки с изо-бражением детенышей животных и произносит с разными интонациями: «Маму ищу-у-у!» Ребенок находит соответствующую картинку. Потом играющие меняются ролями.
Сенсорная игра «Шарики»
(величина)
Цели: развитие умений раскладывать две группы предметов в соответствии с величиной: большой – маленький, употреблять в речи слова, характеризующие величину; развитие координации движений рук.
Оборудование: большие и маленькие шарики одного цвета; большая и маленькая корзинки.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку разложить шарики в корзинки: маленькие – в маленькую, большие – в большую, побуждая ребенка при этом называть величину, например: «Маленький шарик – в маленькую корзинку».
Музыкальная игра «Погремушки»
Цели: развитие умений слушать музыкальное произведение, выполнять действия под музыку; формирование чувства ритма.
Оборудование: погремушки (по количеству детей и для взрослого); произведение «Ах вы, сени…» (народный оркестр).
Ход игры. Во время звучания музыки дети звенят погремушками, по окончании музыки кладут погремушку на пол.
Игра с бумагой «Цветочная полянка»
(аппликация)
Цели: уточнение представлений о понятиях «один» – «мно-го»; развитие умений обрывать бумагу и наклеивать на подготовленный лист бумаги, использовать в речи слова, обозначающие количество и эстетическую оценку («красиво»).
Оборудование: цветная бумага красного, синего, желтого цветов, лист бумаги формата А3, клей (по количеству детей); игрушка – зайка.
Ход игры. Ребенку взрослый предлагает сделать цветочную полянку. Ребенок отрывает кусочки бумаги и наклеивает их на намазанный клеем лист. По мере заполнения листа взрослый подчеркивает: «У тебя один цветочек, а на полянке их много». Когда лист будет заполнен, аппликацию обыгрывают по показу взрослого: по полянке гуляет зайка, нюхает цветы, любуется, повторяя при этом слово «красиво».
Игра-забава с мыльными пузырями
Цели: развитие умений играть с мыльными пузырями; развитие физиологического выдоха; побуждение к проявлению положительных эмоций.
Оборудование: мыльные пузыри.
Ход игры. Взрослый выдувает пузыри, ребенок их пытается поймать, потом они меняются действиями.
Неделя 4. Игровой комплекс 7
Коммуникативная игра «Передай мяч»
Цели: развитие интереса к сверстникам, умения делиться друг с другом; формирование доброжелательного отношения
к сверстникам, умения обращаться по имени.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Дети со взрослым стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя сверстника: «Возьми, Таня, мяч» или «На, Таня».
Театрализованная игра «Репка»
(театр бибабо)
Цели: ознакомление с русской народной сказкой «Репка»; развитие умений слушать сказку, согласовывать действия с сюжетом сказки, выполнять простые приемы инсценировки.
Оборудование: русская народная сказка «Репка», куклы.
Ход игры. Взрослый рассказывает сказку и демонстрирует ее сюжет с помощью кукол. При повторном рассказывании
с куклами действует ребенок.
Подвижная игра с сюжетом «Лохматый пес»
Цели: разучивание подвижной игры с сюжетом; развитие навыков ходьбы и бега, умений менять направление движения, соотносить движения с текстом.
Оборудование: шапочка-маска «Собака».
Ход игры. Один ребенок изображает спящую собаку, остальные осторожно приближаются к нему вместе со взрослым. Взрослый проговаривает:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнул он нос.
Тихо, мирно он сопит.
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим – что же будет.
«Пес» просыпается и догоняет детей, разбегающихся в разные стороны.
Игра с предметом-орудием «Достань шарик»
Цели: развитие умений использовать черпак для доставания предметов из воды; развитие координации и точности прицельных движений; закрепление понятий «большой» – «маленький».
Оборудование: таз с водой, большие и маленькие шарики, черпачок, большая и маленькая тарелки.
Ход игры. Ребенку предлагают достать из воды черпачком большие и маленькие шарики и раскладывать их на разные тарелки: большие – на большую, маленькие – на маленькую. Взрослый побуждает ребенка проговаривать свои действия, используя при этом слова «большой», «маленький».
Игра с пальчиками «Пирожок»
Цели: развитие мелкой моторики, координации движений, умений соотносить слово и движение; воспитание интереса
к фольклору.
Оборудование: русская народная потешка «Уж я Танюшке пирожок испеку».
Ход игры. Взрослый читает потешку, дети выполняют движения соответственно тексту:
Уж я Танюше пирог испеку, Уж я внученьке – румяненький. | (Сжимают и разжимают |
На нём корочка пшеничная, | (Выполняют круговые движения пальчиком по своей ладошке.) |
А начиночка яичная, | (Пальчиком стучат по ладошке.) |
А помазочка медовая, | (Проводят линии пальчиком |
Моя внученька бедовая! | (Прикладывают ладошки |
Игровой комплекс 8
Театрализованная игра «Репка»
(театр на фланелеграфе)
Цели: ознакомление с русской народной сказкой «Репка»; развитие умений слушать сказку, согласовывать действия с сюжетом сказки, выполнять простые приемы инсценировки.
Оборудование: русская народная сказка «Репка»; фланелеграф, плоскостные фигурки.
Ход игры. Взрослый рассказывает сказку, выкладывает на фланелеграфе фигурки. При повторном рассказывании фигурки выкладывают дети.
Сенсорная игра «Посади грибок на полянку»
(цвет)
Цель: развитие умений соотносить предметы заданного цвета при выборе из трех, называть цвет предмета.
Оборудование: трехцветный столик с отверстиями, «грибочки» желтого, синего, красного цветов.
Ход игры. Ребенку предлагают «посадить» грибочки
на полянку определенного цвета при выборе из трех по заданию взрослого (синего и красного, синего и желтого, желтого и красного). Взрослый побуждает ребенка в процессе выполнения действия называть цвет предмета.
Музыкальная игра «Хлоп-хлоп»
Цели: развитие умений хлопать под музыку, выделять окончание музыкальной фразы; развитие чувства ритма.
Оборудование: произведение «Птичка» (муз.М. Раухвергера, сл. А. Барто).
Ход игры. Ребенок слушает произведение и хлопает
в конце музыкальной фразы по подражанию взрослому.
Игра с картинками «Кто спрятался?»
Цели: развитие умений запоминать изображенные предметы, называть знакомых животных; развитие умения выполнять звукоподражания, соответствующие названным животным.
Оборудование: предметные картинки с изображением кошки, собаки, коровы, козы.
Ход игры. Перед ребенком в линию раскладывают картинки, просят показать и назвать, кто нарисован. Затем картинки переворачивают и просят сказать, где спряталась кошка, собака и т. д. Ребенок показывает, переворачивает картинку и по прось-бе взрослого говорит, кто как разговаривает (звукоподражание).
Игра-забава «Поймай шарик»
Цель: развитие положительных эмоций, координации движений, ловкости.
Оборудование: воздушный шарик.
Ход игры. Взрослый подбрасывает шарик, ребенок ловит; потом играющие меняются действиями.
Неделя 5. Игровой комплекс 9
Игра со строительным конструктором
«Угощаем матрешку»
Цели: развитие умений строить стол и стул способом прикладывания деталей друг к другу, обыгрывать постройку, использовать предметы-заместители.
Оборудование: кубики и кирпичики, мелкие матрешки (по количеству детей и для взрослого), бумага, пластилин.
Ход игры. Взрослый предлагает построить для матрешки стол и стул, чтобы было, где ее посадить, а затем и угостить. Ребенок по показу взрослого выполняет из кубиков, кирпичиков постройку, сажает матрешку за стол. Взрослый предлагает сделать для нее тарелочку из бумаги. Ребенок отрывает кусочки бумаги и использует как тарелочку для матрешки.
Сенсорная игра «Чудесный мешочек»
(тактильные ощущения)
Цели: развитие умений играть с чудесным мешочком; обогащение тактильных ощущений детей; формирование умения называть игрушки и соответствующие игровые действия.
Оборудование: чудесный мешочек, мелкие игрушки: резиновый мячик, кукла, машинка, мишка, зайка, ложка, тарелка.
Ход игры. Взрослый называет игрушку, предлагает ребенку достать ее из чудесного мешочка, назвать и показать, как с ней можно поиграть.
Подвижная игра «Звени, колокольчик»
(хоровод)
Цель: развитие умений играть в хороводе, менять движения, двигаясь по кругу, реагировать на слуховой сигнал сменой движения.
Оборудование: колокольчик, любая плясовая мелодия.
Ход игры. Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга – взрослый с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.
Взрослый поет:
С колокольчиком хожу,
На ребяток я гляжу.
Колокольчик золотой,
Кто плясать пойдет со мной?
Взрослый по окончании пения включает аудиозапись музыки и звенит колокольчиком, дети пляшут.
Игра с бумагой «Бумага и вода»
Цели: ознакомление со свойствами бумаги; развитие умений участвовать в простых опытах, замечать различия в свойствах бумаги разной толщины, использовать в речи слова
«мягкий», «твердый», обозначающие свойства; обогащение тактильных ощущений детей.
Оборудование: таз с водой, салфетки, кусочки бумаги
в клетку и картон.
Ход игры. Ребенок поочередно опускает бумагу в таз с во-дой, наблюдает, как она намокает, потом пытается скатать ее
в комок. Взрослый обращает внимание детей на то, что бумага намокает, становится мягче, из нее можно скатать комочек, удобнее всего это сделать из салфетки, она самая мягкая, а картон твердый, из него нельзя скатать комочек.
Игра с пальчиками «Валенки, валенки»
Цели: развитие умений соотносить слово и движение; развитие мелкой моторики, координации движений рук, чувства ритма; воспитание интереса к фольклору.
Оборудование: русская народная потешка «Валенки, валенки».
Ход игры. Взрослый читает потешку, дети выполняют движения соответственно тексту:
Валенки, валенки, Невелички, маленьки, | (Хлопают в ладоши.) |
На резвые ноженьки Нашему Серёженьке. | |
Ноженьки пляшут, | (Стучат одновременно указательными пальчиками о стол.) |
А рученьки машут. | (Сгибают и разгибают одновременно указательные пальчики.) |
Валенки новеньки, Серёжа чернобровенький! | (Осторожно стучат всеми пальчиками обеих рук одновременно о стол.) |
Игровой комплекс 10
Игра с дидактической куклой
«Лечим куклу Катю»
Цели: развитие умений выполнять игровые действия; уточ-нение представлений о способах лечения, названиях соответствующих предметов и действий; развитие элементов эмпатии.
Оборудование: кукла, игрушечные кроватка, чашка, градусник, шарфик.
Ход игры. Взрослый говорит: «Кукла Катя заболела,
у нее болит горлышко, надо ее лечить. Сначала надо ее уложить в кроватку, завязать горлышко шарфом, измерить температуру, напоить горячим чаем (все слова подкрепляет действиями)». Затем предлагает ребенку полечить куклу: называет действия,
а ребенок их выполняет. Взрослый задает ребенку вопросы
о предметах и действиях, побуждает их называть.
Игра с красками «Салют»
Цели: развитие умений применять губку для создания рисунка, замечать красивые сочетания цветов, использовать в речи наречия «красиво», «ярко»; развитие координации движений рук, тактильных ощущений.
Оборудование: гуашь желтого, синего, красного, зеленого цветов, губка, листы бумаги.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку, как с помощью губки наносить цветовые пятна – создавать «салют». Затем ребенок выполняет действия сам. Взрослый привлекает его внимание к сочетанию цветов – это «красиво», «ярко».
Музыкальная игра «Ловкие ручки»
Цель: развитие умений хлопать в ладошки, отмечая соответственно тихое и громкое звучание.
Оборудование: произведение «Ловкие ручки» (муз.
Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского).
Ход игры. Под звучание музыки – громко-тихо – дети соответственно хлопают в ладоши.
Сенсорная игра «Заплатки на коврики»
(форма)
Цели: развитие умений выбирать предметы определенной формы из двух совокупностей; развитие координации движений рук, ловкости.
Оборудование: доски-вкладыши с круглыми и треуголь-ными отверстиями.
Ход игры. Ребенку предлагают поставить заплатки на ков-рики, для этого он самостоятельно выбирает нужную заплатку.
Игра-забава с народной богородской игрушкой
«Медведь с барабаном»
Цели: развитие умений играть с народной игрушкой, прояв-лять положительные эмоции; развитие координации движений.
Оборудование: народная игрушка «Медведь с барабаном».
Ход игры. Взрослый показывает ребенку игровоедейст-вие, далее ребенок играет сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в Компьютерно–игровом комплексе с детьми подготовительной к школе группы
Цель: Формирование эмоционально – положительного отношения к компьютерным играм, развитие математического мышления, логики, наблюдательности. Задачи: -Обучение пользоваться программо...
Речевой игровой комплекс
конспект ...

«Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе”
Сценарий масстер-класса «Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе” совместно с учителем ...

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Цель внедрения КИК не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...
Компьютерно – игровой комплекс (КИК) как условие развития познавательного интереса.
Варианты использования компьютерных технологий для творческого воспитателя – не проблема. Проблема – наличие данного комплекса в детском саду, а еще лучше в группе, чтобы он был под рукой в удоб...

Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения
Конспект совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения...

Игровые комплексы для развития логического мышления дошкольников
Игры для развития логического мышления дошкольников...