перспективное планирование дидактических игр
учебно-методический материал по развитию речи
перспективное планирование дидактических игр для развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_didigr.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Игры на формирование грамматического строя речи | Игры по звуковой культуре речи | Игры на развитие словаря | Игры на развитие связной речи |
сентябрь | 1.«Что делает, что делают?»Цель: формировать умение правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе 2. «Чьё, чьё? – Моё» Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений. 3.«Два брата ИК и ИЩ». Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. 4.«Скажи ласково» Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. 5.«Что из чего сделано?» Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе. | 1.«Кто больше?» Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание. 2. «Чудесный художник» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику. | 1.«Подбери действия к предметам» Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом. 2.«Как назвать того, кто...?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. 3.«Кто где живет?» Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых. | 1.«Где начало рассказа?» Цель: формировать умение передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. 2.«Какая картинка не нужна?» Цель: формировать умение находить лишние для данного рассказа детали. |
октябрь | 1.«Составь предложение» Цель: Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. 2. «Кто кем был?» Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания. 3.«Закончи предложение» Цель: формировать умение правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление. 4.«Слова – неприятели» Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. 5.«Кто кем будет?» Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь. | 1.«Какого звука не хватает?» Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. 2.Игра «Замени звук» Цель: формировать умение детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. | 1.«Кто может совершать эти движения?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. 2.«Подскажи словечко» Цель: Развивать мышление, быстроту реакции. 3.«Четыре слова» Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей. | 1.«Найди картинке место» Цель: формировать умение соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. 2.«Хорошо - плохо» Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. |
ноябрь | 1.«Назови ласково» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. 2.«Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. 3.«Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом. 4.«Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом. 5.«Найди ошибку». Цель: Развивать слуховое внимание, мышление. | 1.«Третий лишний» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. 2.«Измени слово» Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. | 1.«Что бывает круглым?» Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. 2.«Что растет в лесу?» Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные 3.«Рыбы, звери, птицы» Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы». | 1.«Почемучкины вопросы» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. 2.«Что изменилось?» Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
|
декабрь | 1.«Подбери подходящее слово» Цель: формировать умение подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными. Развивать умение понимать прямое и переносное значение слов. 2.«Кто это?» Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи. 3.«Где мы были, что мы видели?» Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа 4.«Назови профессии» Цель: Развивать анализ и синтез. 5.«Животные и их детеныши» Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память. | 1.«Назови картинку и найди первый звук» Цель: формировать умениедетей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. 2.«Нужное слово» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. | 1.«Что происходит в природе?» Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 2.«Я знаю три названия животных (цветов)» Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. 3.«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)» Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. | 1.«А я бы…» Цель: Развивать творческое воображение. Формировать умение свободному рассказыванию. 2. «Пойми меня» Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. |
январь | 1.«Скажи по-другому» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей). 2.«Кто чем работает?» Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа. 3.«Один – много» Цель: формировать умение детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных. 4.«Угадай, кому нужны эти вещи» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных. 5.«Кто чем управляет?» Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных | 1.Внимательный слушатель» (или «Где звук?»). Цель: Развивать фонематические представления, внимание. 2.Услышишь — хлопни» Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. | 1.«Кто как передвигается?» Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. 2.Мяч бросай, транспорт быстро называй» Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. 3.«Кто как разговаривает?» Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. | 1.«Составь рассказ» Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; 2.«Потому что…» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. |
февраль | 1.«Составь предложение по теме «Зима» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. 2.«Кому что дадим?» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные». 3.«Чья голова?» Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным. 4.«Слова — «родственники» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. 5.«Подбери слова — «родственники» (тема «Зима») Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов. | 1.«Цепочка слов» Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей. 2. «Ловушка» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. | 1.«Лови, бросай, дни недели называй» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. 2.«Кто подберет больше слов?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. 3.«Месяцы и их последовательность» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. | 1.«Нарисуй сказку» Цель: формировать умение составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. 2.«Пословицы, поговорки» Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом. |
март | 1.«Птичка в клетке» Цель: формировать умение образовывать глаголы с помощью приставок. 2.«Кто чем питается?» Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже. 3. «Составь предложение по теме «Весна» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. 4.«Чем можно?» Цель: Закреплять формы творительного падежа. 5.«Магазин» Цель: формировать умение подбирать однородные определения. | 1.«Громко-шепотом» Цель: формировать умение детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. 2.«Загадки «поющих» звуков Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку. | 1.«Что за чем?» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. 2.«Игра в неделю» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. 3.«Что общего» Цель: Развивать навыки понятийного обобщения. | 1.«Закончи сам» Цель: Развивать у детей воображение, связную речь. 2.«Опиши-угадай» Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи. |
апрель | 1.«Расскажи про зайчика» Цель: формировать умение подбирать однородные прилагательные к существительному. 2.«Сравни предметы» Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных. 3.«Кто где живет?» Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа. 4. «Про кота» Цель: формировать умение согласовывать прилагательные с существительными. 5. «Однородные сказуемые» Цель: формировать умение подбирать однородные сказуемые. | «Эхо» Вариант 1 Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память. Вариант 2 Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память. Вариант 3 Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей). | 1.«Угадай предмет» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. 2.«Говори наоборот» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 3.«Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
| 1.«Продавец и покупатель» Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками. 2.Волшебный мешочек» Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. |
май | 1.«Составь предложение по теме «Времена года» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам. 2. «Сравни по теме «Весна» Цель: формировать умение образованию сравнительной степени прилагательных. 3. «Какой? Какая?» Цель: формировать умение согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус. 4.«Подбери прилагательное» Цель: формировать умение подбирать однородные прилагательные к существительному. 5.«Я начну, а ты закончи» Цель: формировать умение детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением. Развивать умение быстро находить точное слово. | 1.«Лодочка и пароход» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. 2.«Назови картинку и найди первый звук» Цель: формировать умение детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. | 1.«Скажи похоже» Цель: формировать умение детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. 2.«Какой это предмет?» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. 3.«Скажи наоборот» Цель: Расширить словарь антонимов у детей | 1.«Опиши игрушку» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. 2.«Объясни, что такое» Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование дидактических игр по математике в старшей группе.
Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форм...
Перспективное планирование дидактических игр в средней группе.
Перпективное планирование по программе Васильевой М.А. Гербовой В.В. Комаровой Т.С....
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование дидактических игр в средней группе.
Перспективное планирование дидактических игрв средней группе....
Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления
в перспективном планировании выстроена система использования дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...
Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления
в перспективном планировании выстроена система использования дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...