Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
статья по развитию речи
Роль арикуляционной гимнастики в развитий речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_artikulyatsionnoy_gimnastiki_v_razvitii_rechi_detey.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Как правило, упражнять ребёнка не обходимо лишь в тех движениях , которые нарушены, а так же в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука .
ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд . Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки: «с», «з», «ш», «ж», «л», «р», его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.
- Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?».
- Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-10 минут.
- Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Цель артикуляционной гимнастики.Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.Организация проведения артикуляционной гимнастики...
Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Консультация для родителей по артикуляционной гимнастике в развитии речи дошкольников. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Организация проведения артикуляционной гимнасти...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...
Семинар-практикум для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Семинар-практикум для воспитателей с примерами упражнений...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Рассказывается о роли артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников. Даны рекомендации по проведению артикуляционных упражнений....